Механизм рынка труда. Концептуальные основы и методы изучения рынка труда, занятости и безработицы

1.

МЕХАНИЗМ РЫНКА ТРУДА
система, основанная на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму

2.

Механизм рынка труда. Концептуальные основы и методы изучения рынка труда, занятости и безработицы - student2.ru

3.

Спрос на труд (на рабочую силу)

то количество наёмных работников, в которых фирма (организация) экономически заинтересована и которое готова и в состоянии купить (нанять) по некоторой цене в течение определённого периода времени при существующих уровнях эффективности и оплаты труда

4.

Совокупный спрос на труд

суммированный спрос на труд индивидуальных фирм

5.

Факторы, определяющие спрос на труд
· уровень цен на трудовые услуги – уровень заработной платы;
· ценность предельного продукта труда, получаемого фирмой;
· спрос на продукцию (услуги), произведенные при помощи трудовых услуг;
· цены и объемы предлагаемых ресурсов – заменителей труда;
· цены и объемы предлагаемых к труду комплиментарных расходов;
· технологические изменения, воздействующие на предельный продукт труда;
· объем инвестиционных планов предпринимателя;
· и др.

6.

КРИВАЯ СПРОСА НА УСЛУГИ ТРУДА
– показывает изменение количества услуг труда, покупаемое данной организацией на рынке, в зависимости от изменения цены услуг труда (ставки заработной платы) за определенный период времени и при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос Механизм рынка труда. Концептуальные основы и методы изучения рынка труда, занятости и безработицы - student2.ru

7.

Предложение на рынке труда рабочей силы
− то количество труда, которое его собственники предлагают к продаже на рынке по определённоё цене в определённый период времени; − количество трудоспособных граждан, которые формой проявления своей экономической активности избрали наёмный труд

8.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА
− численность населения, доля в нём трудоспособного населения; − среднее число часов, отработанных рабочим за год; − качество труда и квалификация работников

9.

Факторы, определяющие предложение труда
· численность и готовность работников продавать свой труд работодателям;
· уровень рождаемости, смертности и миграции;
· физическая способность быть работником;
· альтернативная стоимость наемного труда;
· доступность других источников дохода помимо заработной платы;
· низкий уровень материального поощрения работников

10.

Факторы, влияющие на предложение труда (по П. Самуэльсону) · Общая численность населения
· Количество трудоспособного населения (доля в общей численности населения страны)
· Продолжительность рабочего времени (в течение дня, недели, года)
· Количество труда в единицу времени (интенсивность труда)

11.



Источники, формирующие предложение рабочей силы
· высвобожденные рабочие и служащие в результате ликвидации убыточных и экологически вредных предприятий, трансформации госсектора, спада производства и других экономически эффективных методов, позволяющих осуществлять трудовой процесс меньшей численностью; · молодежь и дети трудоспособного возраста (выпускники средних общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов и вузов, испытывающие трудности с распределением, отчисленные из учебных заведений и др.); · уволенные по собственному желанию или за нарушение производственной дисциплины; · женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста и т.п.; · домохозяйки, вынужденные и желающие работать; · лица, занятые личным подсобным хозяйством; · военнослужащие, уволенные в запас; · юноши, отслужившие положенный срок в рядах вооруженных сил страны; · лица, освобожденные из мест заключения; · безработные; · лица, не занятые длительное время, уклоняющиеся от общественно полезного труда; · пенсионеры и инвалиды, желающие трудиться; · переселенцы из стран ближнего зарубежья; · эмигранты из других стран (официальный источник); · временная рабочая сила из других стран; · нелегальные эмигранты и др.

12.

Механизм рынка труда. Концептуальные основы и методы изучения рынка труда, занятости и безработицы - student2.ru

13.

Конкуренция на рынке труда

– столкновение интересов у различных участников рыночных производственно-трудовых отношений за лучшие условия купли-продажи трудовых услуг;

– запускающее устройство механизма саморегуляции спроса и предложения при рыночной форме связи партнеров трудовых отношений

14.

Наши рекомендации