Механизм рынка труда. Концептуальные основы и методы изучения рынка труда, занятости и безработицы
1.
МЕХАНИЗМ РЫНКА ТРУДА |
система, основанная на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму |
2.
3.
Спрос на труд (на рабочую силу)
то количество наёмных работников, в которых фирма (организация) экономически заинтересована и которое готова и в состоянии купить (нанять) по некоторой цене в течение определённого периода времени при существующих уровнях эффективности и оплаты труда
4.
Совокупный спрос на труд
суммированный спрос на труд индивидуальных фирм
5.
Факторы, определяющие спрос на труд |
· уровень цен на трудовые услуги – уровень заработной платы; |
· ценность предельного продукта труда, получаемого фирмой; |
· спрос на продукцию (услуги), произведенные при помощи трудовых услуг; |
· цены и объемы предлагаемых ресурсов – заменителей труда; |
· цены и объемы предлагаемых к труду комплиментарных расходов; |
· технологические изменения, воздействующие на предельный продукт труда; |
· объем инвестиционных планов предпринимателя; |
· и др. |
6.
КРИВАЯ СПРОСА НА УСЛУГИ ТРУДА | |
– показывает изменение количества услуг труда, покупаемое данной организацией на рынке, в зависимости от изменения цены услуг труда (ставки заработной платы) за определенный период времени и при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос |
7.
Предложение на рынке труда рабочей силы |
− то количество труда, которое его собственники предлагают к продаже на рынке по определённоё цене в определённый период времени; − количество трудоспособных граждан, которые формой проявления своей экономической активности избрали наёмный труд |
8.
СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА |
− численность населения, доля в нём трудоспособного населения; − среднее число часов, отработанных рабочим за год; − качество труда и квалификация работников |
9.
Факторы, определяющие предложение труда |
· численность и готовность работников продавать свой труд работодателям; |
· уровень рождаемости, смертности и миграции; |
· физическая способность быть работником; |
· альтернативная стоимость наемного труда; |
· доступность других источников дохода помимо заработной платы; |
· низкий уровень материального поощрения работников |
10.
Факторы, влияющие на предложение труда (по П. Самуэльсону) | · Общая численность населения |
· Количество трудоспособного населения (доля в общей численности населения страны) | |
· Продолжительность рабочего времени (в течение дня, недели, года) | |
· Количество труда в единицу времени (интенсивность труда) |
11.
Источники, формирующие предложение рабочей силы |
· высвобожденные рабочие и служащие в результате ликвидации убыточных и экологически вредных предприятий, трансформации госсектора, спада производства и других экономически эффективных методов, позволяющих осуществлять трудовой процесс меньшей численностью; · молодежь и дети трудоспособного возраста (выпускники средних общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов и вузов, испытывающие трудности с распределением, отчисленные из учебных заведений и др.); · уволенные по собственному желанию или за нарушение производственной дисциплины; · женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста и т.п.; · домохозяйки, вынужденные и желающие работать; · лица, занятые личным подсобным хозяйством; · военнослужащие, уволенные в запас; · юноши, отслужившие положенный срок в рядах вооруженных сил страны; · лица, освобожденные из мест заключения; · безработные; · лица, не занятые длительное время, уклоняющиеся от общественно полезного труда; · пенсионеры и инвалиды, желающие трудиться; · переселенцы из стран ближнего зарубежья; · эмигранты из других стран (официальный источник); · временная рабочая сила из других стран; · нелегальные эмигранты и др. |
12.
13.
Конкуренция на рынке труда
– столкновение интересов у различных участников рыночных производственно-трудовых отношений за лучшие условия купли-продажи трудовых услуг;
– запускающее устройство механизма саморегуляции спроса и предложения при рыночной форме связи партнеров трудовых отношений
14.