Деловые схемы и их участники

Мы начнем с анализа спектра деловых схем и соответствующего деления участников рынка, сопроводив это кратким экскурсом в ис­торию эволюции режимов таможенного контроля.

Спектр деловых схем. Деление компаний на «честные» и «не­честные», «белые» и «черные», легальные и криминальные, к которому и по сей день прибегают многие эксперты и политики, на наш взгляд, лишено серьезного содержательного смысла. Сегодня мы понимаем, что, во-первых, палитра намного более богата, и спектр деловых схем значительно шире. Многие из них находятся в сегментах между «белым» (полностью законным, соответствующим формальным правилам) и «черным» (откровенно незаконным), где располагаются многочисленные градации полулегального «серого». Кроме того, одни и те же компании зачастую работают одновременно по не­скольким схемам разной степени легальности. Причем разные деловые схемы могут использоваться даже для ввоза одного и того же товара, когда одна его часть оформляется по одной, более официальной схеме, а другая часть — по иной, менее официальной схеме[261].

Общая структура деловых схем применительно к порядку таможенного оформления выглядит следующим образом:

· «белые» схемы — достоверно декларируется весь товар;

· «полубелые» схемы — достоверно декларируются тип и количество товара, но занижается его стоимость[262];

· «серые» схемы — относительно достоверно декларируются то­варные позиции, но занижается количество ввозимого товара[263];

· «темно-серые» схемы — осуществляется перекодировка товара в другую товарную группу, или в «товар прикрытия» (на­пример компьютеры оформляются как мороженые овощи);

· «черные» схемы — осуществляется откровенная контрабанда, когда товар ввозится нелегально, без оформления надлежащих документов.

При этом известно, что чем «темнее» схема, тем она дешевле, но тем выше риски, связанные с таможенным и последующим контролем. «Белые» схемы (их еще называют «лобовыми») — самые дорогие и в максимальной степени избавленные от риска корректировки таможенной стоимости. Схемы, связанные только с занижением инвойсной стоимости, сопряжены с относительно невысоким риском (поэтому они и обозначены как «полубелые», или «как бы белые», или «более белые, чем другие»)[264]. Чем дальше мы смещаемся к темной стороне спектра, тем риск обнаружения и наказания становится выше[265]. А в самом конце находятся «черные» схемы («полная чернуха»), когда груз просто не доезжал до терминала, «пропадал» или перегружался, замещаясь совершенно другим товаром. При этом гру­зовая таможенная декларация (ГТД) подделывалась путем срисовыва­ния номеров из базы Государственного таможенного комитета (ГТК), купленной на открытом рынке за пару сотен долларов.

Эволюция режимов таможенного оформления. Представленная структура деловых схем появилась не сразу, она является продуктом эволюции институциональных режимов[266]. В сфере таможенного оформления ее можно условно поделить на четыре этапа:

· отсутствие высоких барьеров,

· использование льготных схем,

· использование серых схем,

· сближение серых и официальных схем.

Первый этап в конце 1980-х гг. характеризовался отсутствием высоких таможенных барьеров и вспоминался впоследствии как своего рода «золотой век» для участников внешнеэкономической де­ятельности (ВЭД). Существовал единый либеральный режим ввоза импортных товаров при низких пятипроцентных таможенных пош­линах. Участники рынка могли без труда платить эти пошлины и иметь относительно прозрачные схемы.

Второй этап был связан с резким повышением ставок таможен­ных пошлин (вплоть до запретительного уровня — 35%). Одновременно на рынке появились льготники (фонды спорта, инвалидов, участников войны в Афганистане и т.д.), которые помогали решать проб­лемы таможенной очистки. Таким образом, появились альтернативные режимы которые тем не менее пока имели открытый, более или менее официальный характер. Использование льготных схем стало вполне приемлемым и достаточно дешевым способом оформления в силу возрастающей конкуренции между самими льготниками.

Третий этап был вызван отменой в середине 1990-х гг. статуса льготников при сохранении достаточно высоких таможенных платежей. Здесь и начали возникать разного рода «серые» схемы, все более отхо­дящие от официальных правил. Развернулись транзитные схемы (ук­раинские, казахские), когда товары согласно документам следовали куда-нибудь в СНГ, но реально не покидали пределов России. В 1997 г. появились брокерские конторы, которые поставили «серые» схемы на поток. Брокерские команды стали своего рода новыми «льгот­никами», имеющими право на реализацию особых (быстрых и дешевых) схем. Дифференциация режимов таможенного оформления, таким образом, продолжала развиваться, но деятельность брокеров, по сути, уже носила «полуофициальный» характер. Это была полулегальная деятельность под легальным прикрытием ГТК и других влиятельных структур, столпами которой стали сетевые связи и коррупция.

Таможенные брокеры и брокерские конторы использовали техники кодирования товаров по многочисленным позициям, не выходя за пределы допустимого нарушения правил, и, главное, брали на се­бя функцию обоснования декларируемой таможенной стоимости на основании неформальных соглашений с таможенными органами.
В результате они достигали главного — производили занижение та­моженной стоимости, а следовательно, начисляемых таможенных платежей и НДС.

Достигалась и необходимая предпринимателю определенность в отношении цен за услуги. Была возможность поторговаться в определенных пределах, но в целом прейскурант был известен. Постепенно дело свелось к фиксированной плате за фуру относительно независимо от ее содержимого[267]. А таможенники могли вовсе не появляться, воздерживаясь от «непосильного» труда по досмотру грузов. Плата занижалась в три-пять, а то и в десять раз. При этом только часть ее переводилась в бюджет, остальное шло на поддержание схемы и формировало основу теневых доходов.

Как правило, ведущие компании сами товар не завозили, используя для этого фирмы-посредники (так называемые «прокладки»)[268]. Управленческие схемы, связывающие разные части одного бизнеса, строились таким образом, что формально участник внешнеэкономической деятельности не имел отношения к головной компании, хотя всем заинтересованным лицам, как правило, было известно, кто за ней стоял. Сначала для этих целей использовались фирмы-одноднев­ки. Позднее солидные компании начали действовать через постоянно действующие фирмы («белые прокладки»), понижая соответствующие риски. Но фирмы, создаваемые под одну-две поставки, не канули в лету.

Что же получилось в итоге эволюции институциональных режимов? Сформировался особый рынок таможенных услуг, предлагающий предпринимателю выбор из целого ряда деловых схем, которые различались соотношением издержек и рисков по общему принципу: «Чем "чернее" и дешевле схема, тем выше риски». В итоге, по оценкам самих участников рынка электробытовой и компьютерной техники, в 2001 г. лишь около 20% импортных товаров завозилось по «белым» схемам, «черные» схемы составляли не более 10%, а основную часть ввоза (около 70%) покрывали именно «серые» схемы, находящиеся в промежуточной зоне — между легальным и нелегальным[269].

Чем объясняется расцвет «серых» схем? Параллельное существование разных деловых схем неизбежно приводит к выдавливанию ле­гальной деятельности. Запускается механизм худшего отбора: «пло­хие» схемы вытесняют «хорошие», а «нечестные» участники рынка одерживают верх над «честными»[270]. Это связано в том числе с тем, что легальные схемы более дороги, а возможности компенсации до­полнительных затрат через повышение цен фактически отсутствуют. Спрос на многие виды массовых потребительских товаров очень элас­тичен по цене, и потому относительное повышение цены, скажем, на какие-нибудь 5—10% может быть достаточным для того, чтобы пот­ребитель мгновенно повернулся спиной. Получается, что единствен­ная выигрышная стратегия предполагает (помимо улучшения сервис­ных услуг) снижение издержек, что, увы, толкает многих на отказ от легальных схем или к использованию схем разной степени легальности.

Осталось упомянуть про четвертый этап, который начался в 2000—2001 гг. с активизации деятельности ГТК по наведению порядка в собственных управлениях и переопределению правил игры (о нем мы расскажем более подробно в конце этой и в следующей главах). Оценивая его результаты, большинство руководителей сог­лашались с тем, что доля откровенно контрабандных схем уменьши­лась. Хотя в определенных объемах они сохранялись, включая наиболее примитивные нелегальные формы[271]. Но для ведущих компаний «черные» схемы уже были совершенно не приемлемы. И основная часть товаропотока постепенно, с определенными колебаниями и отступлениями, перемещалась в сторону расширяющейся «белой» части спектра. Началась ступенчатая легализация.

Иерархия участников рынка. За разными схемами ведения биз­неса стоят разные участники рынка. Более того, эти схемы использу­ются ими для взаимного «маркирования». Участники рынка определяют свою идентичность, дистанцируясь от других групп участников, способы поведения которых для них недоступны или неприемлемы. Так выстраивается иерархия участников рынка, которая является важ­ным элементом согласованного рыночного порядка и концепции контроля над рынком[272]. Эта иерархия включает:

· работающих по «белым» схемам,

· работающих по «полубелым» схемам,

· работающих по «серым» и «черным» схемам.

Каждая из позиций характерна для определенного сегмента рынка с определенным составом участников, которые зачастую не пересекаются между собой.

В «белом» сегменте находились в первую очередь крупные транс­национальные операторы. Они следуют жесткой корпоративной установке на чистоту деятельности и, по их настойчивым заверениям, платят все налоги и сборы в полном объеме. Как правило, эта установка подкреплена широкими финансовыми возможностями, которые позволяют нести дополнительные издержки и продолжать экспансию на рынках. Что же касается возможных задержек и бюрократических проволочек, возникающих нередко при официальном оформлении, то наличие известного корпоративного имени и возможности мобилизации административного капитала (выхода на на­чальников высокого уровня) позволяли с ними справляться, не оказываясь в конце общей очереди и не маринуя груз неделями на границе. Попробуй остановить машины с продукцией фирмы «Адидас» или «Жилетт». Могут возникнуть нежелательные осложнения. Куда проще иметь дело с менее звучными торговыми марками.

Российские участники рынка тоже в определенных случаях использовали совершенно официальные схемы. Во-первых, существова­ли узкие сегменты рынка (например связанные с особыми видами то­варов), где отсутствовала явная конкуренция и высокая рентабельность позволяла покрывать дополнительные издержки легальных схем. Во-вторых, по ряду товаров массового потребления ставки таможенных пошлин были относительно низки, что делало «белые» схемы бо­лее выгодными (в начале 2000-х гг. к таким товарам относились, на­пример, бытовые радиаторы, газонокосилки, некоторые электроинструменты). Использование «белых» схем могло быть и результатом принуждения, например в случае плохих отношений фирм с таможенниками или другими контролирующими структурами, которые делают их объектом выборочного контроля. Однако в последнем случае фирмы чаще всего приостанавливали свою деятельность или меняли управленческие схемы, перенаправляя товарные и финансовые потоки.

Заметим, что в целом большинство российских операторов все же не могли себе позволить работу в полном соответствии с формальными правилами, в той или иной степени они использовали теневые схемы. Однако различия внутри российских участников рынка были довольно существенны. Сформировались слои солидного среднего и крупного бизнеса, которые связаны с сетевыми структурами в рознич­ной торговле. Они уже дорожили своим именем и сторонились откровенно рискованных темных операций. Эти компании придерживались так называемых «полубелых» или «почти белых» схем, которые связаны с занижением таможенной стоимости, прикрытым официальными документами о разного рода скидках, предоставленных из­готовителем. Добавим, что подобные нарушения не вскрываются путем обычного досмотра, их фиксация требует какого-то обоснования со стороны контролирующих органов.

Ведущим участникам рынка противостоял более мелкий бизнес и компании, которые не столь заботились о продвижении своей торго­вой марки. Они занимались в основном оптовыми поставками и работали на открытые рынки, используя более дешевые «серые» и «чер­ные» схемы.

Интересно, что основа подобной стратификации участников рынка имела подвижный характер. Происходило смещение в когнитивных схемах — в понимании того, что должно определяться как «черная» или «серая» схема. Так, еще в 2001 г., по данным наших интервью, «черным» считался, как правило, ввоз без получения официальных документов, а перекодировка товара и занижение его количества от­носились руководителями к «серым» схемам. А уже год спустя (в 2002 г.) все чаще «серым» считалось лишь занижение стоимости, а перекодировка представлялась как «черная» операция[273]. Чем была вы­звана эта подвижка в определениях? Несомненно, она отражала сдви­ги в реальных схемах ведения бизнеса. Ведущие участники рынка уходили от перекодировки товара и занижения его количества, ибо с усилением таможенного контроля эти схемы стали заметно более рискованными. В итоге мы получили следующий принцип, закладываемый в основу классификации деловых схем: то, что связано с уровнем риска, который компания считает для себя чрезмерным, на­зывается «черным». А то, что остается в зоне приемлемого риска, обозначается как «серое» или «полубелое».

Наши рекомендации