Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

51. Сущность управления персоналом. Его элементы.

52. Кадровая стратегия и политика. Их взаимосвязь.

53. Отбор претендентов на вакантную должность. Его этапы.

54. Процедура приёма на работу.

55. Формирование и поддержание эффективных трудовых коллективов.

56. Подготовка и переподготовка кадров. Её формы.

57. Перемещение и продвижение работников. Их наказание и увольнение.

58. Оценка и аттестация работников.

59. Структура кадровой службы. Её права и обязанности.

60. Деловая карьера. Управление процессом карьерного перемещения.

Раздел 6. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

61. Понятие инноваций и их классификация. Система функций инновационного менеджмента.

62. Функции государственных органов в инновационной сфере. Государственная инновационная политика.

63. Технология инновационного менеджмента. Решения в инновационном менеджменте.

64. Инновационные риски.

65. Планирование инновационных процессов на фирме.

66. Стратегическое управление инновационными процессами. Его цели и задачи.

67. Информационное обеспечение инновационных проектов. Его формы.

68. Инновационные проекты. Их виды и содержание. Управление проектами.

69. Эффективность инновационной деятельности. Методы оценки эффективности.

70. Инновационный маркетинг и продвижение инновационной продукции.

Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

71. Место малого бизнеса в экономическом и социально-политическом устройстве общества.

72. Управление производством в малом бизнесе.

73. Система государственной поддержки малого предпринимательства.

74. Реклама и паблик рилейшнз в малом бизнесе.

75. Функциональные стратегии малого предпринимательства.

76. Управление затратами на малом предприятии.

77. Предпринимательский проект, состав, содержание.

78. Организация оплаты труда на малом предприятии.

79. Инвестиционная политика субъекта малого предпринимательства.

80. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.

Типовые задачи государственного экзамена

Задача 1.

Для стимулирования продаж товаров руководитель одной из торговых фирм объявил о выделении лучшему продавцу бесплатной поездки на Бермуды вместе с супругой, где они смогли бы поиграть в гольф (его любимую игру) на лучших площадках мира. Прошло 3 месяца, а увеличения объема продаж не наблюдалось. Руководитель объяснял это тем, что продавцы «не тянут». Тогда он пригласил специалиста со стороны, чтобы тот развил у продавцов умение хорошо торговать и разработал программу, стимулирующую побудительные мотивы. Специалист отправился в торговые залы, базы, склады, осмотрел стоянки автомобилей и везде находил охотничьи и рыболовные принадлежности. Ни одной клюшки для гольфа он не обнаружил. Было ясно, что шеф не знает своих подчиненных. Никаких занятий с продавцами не потребовалось. На следующий день было сделано новое объявление, увеличившее продажи в несколько раз. Что это было за объявление?

Задача 2.

По итогам работы за год компания выделила для стимулирования бригады наладчиков 50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (по 10 тысяч на каждого), чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде. Как вы разделили бы эту сумму и какие еще применили бы методы стимулирования, учитывая состав бригады?

1. Петров. Самый молодой работник, 20 лет. Не женат, увлекается спортом, современной музыкой. Профессию выбрал случайно, в отношении карьеры еще не определился. Порученную работы старается выполнять хорошо, но безынициативен, оценка работы средняя.

2. Смирнов. Молодой рабочий, 25 лет. Работает по призванию (рабочая династия). Семья, маленький ребенок. Очень сильны мотивы удачной карьеры, достижения цели. Инициативен, полностью отдает себя работе, оценка труда высокая. Имеет большое желание учиться, повышать квалификацию. Его цель - стать вице-президентом компании, а в ближайшей перспективе - бригадиром.

3. Егоров. Рабочий, 40 лет. Семья, двое детей-студентов. Работает стабильно хорошо, оценка работы высокая. К моральным стимулам равнодушен, также как и к карьере. Преимущество отдает материальному стимулированию, так как оплачивает учебу детей и лечение жены, страдающей хроническим заболеванием. Свободное время проводит на даче, увлекается садоводством.

4. Дмитриев. Бригадир, 43 года. Тщеславен, своей карьерой недоволен, должность бригадира считает не соответствующей своим способностям. Активно участвует в общественной жизни компании, член партии ЛДПР. Это отнимает много времени, поэтому результаты работы средние. Разведен, особых материальных затруднений не испытывает. Регулярно и с большим желанием повышает квалификацию, участвует в работе выездных учеб, в партийных собраниях, туристических поездках.

5. Иванов. Пожилой работник, 2 года до пенсии. Большой профессиональный опыт, знания, навыки, снижающаяся физическая активность. Незаменим при консультировании в сложных ситуациях, наставник самого молодого работника. Женат, четверо внуков. Увлекается мемуарами, историей, ждет выхода на пенсию.

Задача 3.

Вы главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение — подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой — это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет.об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Постановка задачи:

Какое решение вы примете? Подпишете ли вы контракт или нет? Почему?

Задача 4.

Вы менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма при помощи дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров — пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый

пылесос не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара.

Постановка задачи:

Какие действия вы предпримете? Почему?

Задача 5.

Вы менеджер по производству на фирме, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но оно окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперь можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

Постановка задачи:

Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?

Задача 6.

Вы главный менеджер известной фирмы и изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта на большую сумму продаж с одной компанией. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу, но, если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всего передаст заказ именно вам.

Постановка задачи:

Как поступите вы? Почему?

Задача 7.

Вы менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы.

Постановка задачи:

Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?

Задача 8.

Вы менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее и, следовательно, увеличится объем продаж.

Постановка задачи:

Как вы поступите?

Задача 9.

Прочитайте описание ситуации и назовите принцип управления, который нарушается или выполняется в каждой ситуации.

Ситуация 1. В целях расширения зоны обслуживания в государственном учреждении ведено 27 новых штатных единиц, однако в бюджете не предусмотрены средства для содержания такого количества сотрудников.

Ситуация 2. Руководитель организации на новогодние праздники уехал в отпуск на Канарские острова, не оставив распоряжений по исполнению своих обязанностей заместителями. В итоге большая часть работы по составлению итогового отчета была возложена на проходящего стажировку в организации выпускника ВУЗа.

Ситуация 3. На приеме у руководителя государственного учреждения посетителей просят принести одинаковые справки и свидетельства в разные инстанции, мотивируя это плохой координации отделов.

Задача 10.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Трудовой коллектив торговой компании не согласен с продолжительностью рабочего дня, которая составляет от 9 до 13 часов 5-6 дней в неделю и требует оплаты сверхурочных работ по двойному тарифу.

Позиция администрации:

Руководство согласно платить за сверхурочные работы, носящие сезонный характер, но по стандартным ставкам, компенсируя переработки отгулами в менее напряженные периоды.

Предложения (аргументы):

Задача 11.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Трудовой коллектив автопарка требует легализации рабочих-иностранцев из ближнего зарубежья и сокращения их доли до 10-15% наряду с повышением заработной платы на 20%.

Позиция администрации:

Администрации выгодно содержать большое количество водителей-нелегалов, служащих противовесом в трудовых спорах и препятствующих повышению заработной платы.

Предложения (аргументы):

Задача 12.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Работники курьерской службы требуют индексации заработной платы в соответствии с повышением расценок на услуги компании.

Позиция администрации:

Администрация компании аргументирует повышение расценок на курьерские услуги объективными факторами (стоимость горючего), говоря при этом, что повышение заработной платы приведет к дальнейшему росту расценок и снижению конкурентоспособности услуг организации.

Предложения (аргументы):

Задача 13.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Работники лакокрасочного предприятия требуют дополнительного медицинского обслуживания и социальных гарантий (дополнительный отпуск, льготы) вследствие вредных для здоровья условий труда.

Позиция администрации:

Администрация не заинтересована в расходах на социальное обеспечение работников, зато готова пересмотреть схему оплаты труда и установить дополнительное оборудование в помещении для работы.

Предложения (аргументы):

Задача 14.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Трудовой коллектив пивоваренной компании требует пересмотра статей коллективного договора, касающихся участия работников в распределении прибыли в сторону увеличения с целью введения 5% надбавки за эффективность для всех работников, а не только для специалистов и руководящего состава.

Позиция администрации:

Администрация считает надбавку за эффективность дифференцированным (особым) способом поощрения, считая, что водители, грузчики, кладовщики и цеховые рабочие должны работать за фиксированное вознаграждение.

Предложения (аргументы):

Задача 15.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Трудовой коллектив ФГУП «Почта России» протестует против расширения зоны обслуживания водителей почтовых фургонов: без увеличения оплаты труда им приходится работать грузчиками и экспедиторами перевозимых грузов.

Позиция администрации:

Администрация настроена на жесткое отстаивание сложившегося порядка вещей и готова рассматривать лишь вопрос о 2-3% увеличении размера оплаты труда.

Предложения (аргументы):

Задача 16.

Вы являетесь председателем примирительной комиссии, созданной в ходе коллективного трудового конфликта (забастовки в форме приостановки трудовой деятельности). На основе анализа нижеследующих сведений относительно позиции сторон сформулируйте 2-3 конструктивных предложения (аргумента) для каждой стороны с целью преодоления (смягчения) разногласий.

Позиция трудового коллектива:

Работники сети магазинов самообслуживания выступают за создание единого профсоюза и дальнейшее отстаивание своих прав в рамках трудовых споров.

Позиция администрации:

Руководство сети против объединенного профсоюза и предпочитает работать с профсоюзами отдельных торговых точек (30-50 человек), которые слабы и более сговорчивы.

Предложения (аргументы):

Задача 17.

Вы — директор компании «ГлобалСервис». Ваша компания занимает небольшой трехэтажный особняк немецкой постройки в спальном районе. Когда вы въехали, то из всех кухонь сделали рабочие кабинеты. Сейчас у вас есть только небольшое помещение, где находятся раковина и тумбочка с чайником, сахаром, чаем и сушками. Сотрудники приносят с собой бутерброды. Вам лично «сухомятка» давно надоела, жена у вас достаточно занятой человек, занимающий высокую должность, и последнее время у вас трехразовое питание консервированной сайрой. Вы несколько раз пытались организовать питание в фирме. Около трех лет назад женщина из соседнего дома в течение месяца приносила большую кастрюлю супа на всех. Все были довольны, потом эта женщина нашла постоянную работу, и «супы прекратились». Около двух лет назад вы пытались наладить доставку обедов в компанию, но это оказалось очень хлопотным делом, так как было необходимо огромное количество дозвонов и отправлений заказов факсом. Никто в компании не хотел этим заниматься, к тому же, сотрудники забывали, кто из них что заказал. И еще один недостаточно приятный для вас аспект — все негласно решили, что оплачивать обеды будете вы (компания).

Ваша цель — проанализировать ситуацию, принять решение и наметить план действий.

Задача 18.

Вы — директор компании «ГлобалСервис». Недавно вы стали замечать, что у вас очень быстро перегорают лампочки. Сначала вы решили, что это вам может казаться на почве переутомления. Вы несколько раз приносили из дома новые лампочки, вкручивали их, когда никто не видел, а на следующий день они перегорали. Вообще, как такового воровства в компании у вас нет и не было, никогда не пропадают ни деньги, ни ценности, ни даже канцелярские мелочи.

Ваша цель — проанализировать ситуацию, принять решение и наметить план действий.

Задача 19.

Вы — директор компании «ГлобалСервис». Сегодня вам стало известно, что ваши сотрудники Фифкин и Фуфакова украли принтер. Как в детском саду, они перекладывают вину друг на друга. Фифкин работает у вас недавно, он рядовой сотрудник, рассчитывающий упругость и сопротивление материалов. Когда он пришел в компанию, то завел аквариум, и за проработанные им в «ГлобалСервисе» полгода в аквариуме погибло уже 12 рыб. Кроме того, другие сотрудники жалуются, что он регулярно поливает стоящий недалеко от его стола фикус остатками кофе и чая. Фуфакова работает с вами около пяти лет, она очень приветливая молодая барышня, серьезно занимающаяся шахматами.

Ваша цель — проанализировать ситуацию, принять решение и наметить план действий.

Задача 20.

Проанализируйте список работников подразделения, подлежащего расформированию и решите, как поступить с каждым из сотрудников с учетом следующих сведений:

ПЕТР. 43 года. Старший программист. Работает в организации 15 лет, из них в данном отделе – 8 лет. Проявил себя ответственным сотрудником, четко и своевременно выполнявшим все указания руководства. Несколько лет назад имел заманчивое предложение из конкурирующей фирмы, но, после беседы с Вами, остался в компании.

ГАЛИНА. 34 года. Младший экономист. В отделе работает 3 года. Душа компании, постоянно занимается организацией досуга коллег, инициирует сбор средств по важным и не очень поводам. К основным обязанностям относится спустя рукава, чем вызвала несколько раз Ваше негодование, приведшее к обстоятельным беседам.

ВЛАДИМИР. 39 лет. Документовед. Профессионал высокого уровня, ревностно относящийся к соблюдению требований в оформлении исходящей документации. От его навязчивого контроля страдают не только коллеги, но и сотрудники других подразделений, в том числе и Вы (неправильно оформили приказ о ликвидации смежного подразделения).

ЕЛЕНА. 54 года. Бухгалтер. Профессионал высокого уровня, заслужила своей многолетней работой в организации (со дня основания) почёт и уважение. Является ориентиром для молодых работников и зачастую выполняет функции наставника молодых специалистов.

Эдуард. 23 года. Учётчик. Поступил на работу 2 месяца назад и пока не успел проявить себя на рабочем месте. Проходит испытательный срок и период адаптации. В конфликтах замечен не был. Иногда, правда, злоупотребляет прослушиванием музыки в рабочее время, от чего страдают окружающие.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы

С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за государственной итоговой аттестацией, проводится текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков обучающегося.

Ткущий контроль осуществляется на предэкзаменационной консультации в виде устного опроса студентов по типовым вопросам государственного экзамена, а также выполнение типовых практических заданий. Таким образом, имеется возможность выявить слабые стороны в усвоении учебного материала и акцентировать внимание студентов на подготовке конкретных тем, вопросов.

Для промежуточной аттестации (государственный экзамен) формируется перечень теоретических вопросов и практических заданий из разных учебных дисциплин, предусмотренных программой государственного экзамена. Вопросы и задания из перечня включены в экзаменационные билеты.

На государственном экзамене студент вытаскивает билет, письменно отвечает на вопросы и выполняет задания, а затем устно беседует с государственной экзаменационной комиссией. По результатам ответов студента на вопросы государственного экзамена и дополнительные вопросы государственная экзаменационная комиссия выставляет оценку.

Ответ студента на государственном экзамене оцениваются государственной экзаменационной комиссией по следующей шкале:

Оценка «Отлично» ставится, если студент глубоко и свободно владеет содержанием учебного материала и понятийным аппаратом; логично, четко и ясно излагает ответы на вопросы государственного экзамена; дает полные и верные ответы на дополнительные вопросы; демонстрирует понимание межпредметных связей; умеет теоретические аспекты демонстрировать на практических примерах; демонстрирует совершенное овладение сформированными навыками.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент владеет содержанием учебного материала и понятийным аппаратом; ответы на вопросы государственного экзамена сопровождает практическими примерами, но при этом допускает неточности в изложении теоретического материала и выполнении практических заданий, ответах на дополнительные вопросы; частично демонстрирует понимание межпредметных связей; владение сформированными навыками. Допущенные незначительные ошибки исправляются самим студентом после дополнительных вопросов экзаменатора.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент в целом владеет теоретическим материалом, проявляет знание и понимание основных положений учебного материала, но в изложении ответов на вопросы государственного экзамена отсутствует логика, наблюдается непоследовательность, существенные неточности, ошибки в определении понятий, формулировке положений, отсутствуют практические примеры к излагаемым теоретическим вопросам, при ответе на дополнительные вопросы допущены неточности.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не владеет теоретическим материалом или демонстрирует разрозненные знания, неверно определяет основные понятия, не дает ответы на дополнительные вопросы, не соотносит теоретические положения с практикой, не демонстрирует овладением умениями и навыками.

После сдачи государственного экзамена студент готовится к защите выпускной квалификационной работы. Для защиты ВКР студент готовит выступление на 5–7 минут, компьютерную презентацию, отражающую основные результаты выпускной квалификационной работы.

Оценка ВКР складывается из оценки устного сообщения выпускника по теме ВКР, по результатам анализа текста ВКР, характеристики, представленной в отзыве научного руководителя.

Отзыв научного руководителя выпускной квалификационной работы включает информацию о работе студента в период подготовки ВКР, степень его самостоятельности в подборе литературы и разработке материалов ВКР, инициативность в работе. Научный руководитель дает оценку актуальности выбранной темы (насколько она созвучна с требованиями современности). Кратко описывается структура работы, что является предметом рассмотрения каждой части ВКР. Особое внимание научный руководитель должен уделить характеристике эмпирического раздела, где должно быть описано проведенное студентом исследование относительно изучаемой темы. Отдельным пунктом могут быть выделены сильные стороны ВКР студента, которые особенно хорошо ему удались, а также уделить внимание слабым сторонам работы, над которыми студент поработал недостаточно. Текст отзыва должен заканчиваться кратким и лаконичным выводом научного руководителя о проделанной студентом работе.

Таким образом, результаты защиты выпускной квалификационной работы оцениваются государственной экзаменационной комиссией по следующей шкале:

Оценка «Отлично» ставится, если обоснована актуальность темы ВКР, ее практическая значимость, определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. Структура ВКР соответствует целям и задачам. Содержание соответствует названию параграфов, части работы соразмерны. Выводы логичны, обоснованы, соответствуют целям, задачам и методам работы. Ссылки, графики, таблицы, заголовки, оглавление оформлены безупречно, работа вычитана. Студентом проявлена высокая степень самостоятельности в подборе литературы, анализе материала. Выступление выпускника в ходе защиты логично, последовательно, грамотно, репрезентативно, соблюдаются грамматические и синтаксические особенности научного стиля. Студент раскрыл сущность своей работы, точно ответил на вопросы. Студент продемонстрировал отличные знания по дисциплинам предметной подготовки, умение вести научную дискуссию, аргументировать свою позицию.

Оценка «Хорошо» ставится, если обоснована актуальность проблемы и темы ВКР, ее практическая значимость, определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования Структура ВКР в основном соответствует целям и задачам. Содержание соответствует названию параграфов, наблюдается некоторая несоразмерность частей работы. Не все выводы логичны, обоснованы, соответствуют целям, задачам и методам работы. Имеются отдельные нарушения в оформлении ссылок, графиков. Таблицы, заголовки, оглавление оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР. Работа вычитана. Студентом проявлена недостаточно высокая степень самостоятельности в подборе литературы, анализе материала. Выступление выпускника в ходе защиты в целом логично, последовательно, грамотно, репрезентативно, выдержано в научном стиле. Студент раскрыл сущность своей работы, ответил на вопросы, но допустил неточности. Студент в целом продемонстрировал умение вести научную дискуссию, аргументировать свою позицию.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если актуальность проблемы и темы ВКР обоснованы нечетко, ее практическая значимость определена частично. Сформулированы объект, предмет, цель, задачи, однако методы исследования не указаны. Структура ВКР в целом соответствует целям и задачам. Названия параграфов не всегда отражают содержание ВКР. Наблюдается некоторая несоразмерность частей работы. Не все выводы логичны, обоснованы, соответствуют целям, задачам и методам работ. Имеются нарушения в оформлении ссылок, графиков, таблиц, заголовков, оглавление оформлено не в соответствии с требованиями, содержит большое количество опечаток. Студентом проявлена невысокая степень самостоятельности в подборе литературы, анализе материала. Выступление выпускника в ходе защиты не всегда логично, последовательно, грамотно, репрезентативно, не всегда соблюдаются грамматические и синтаксические особенности научного стиля. Студент в целом раскрыл сущность своей работы. Студент испытывал затруднения в ответах на вопросы и ведении научной дискуссии, не всегда мог отстоять свою позицию.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если актуальность проблемы и темы ВКР не обоснованы, ее практическая значимость не определена. Не сформулированы или сформулированы неправильно объект, предмет, цель, задачи, методы исследования. Структура ВКР не соответствует целям и задачам исследования. Имеется несоответствие в содержании и названии параграфов, наблюдается несоразмерность частей работы. Выводы отсутствуют. Имеются серьезные нарушения в оформлении ссылок, графиков, таблиц, заголовков. Работа содержит множество грамматических ошибок. Работа не вычитана. Оформление работы не соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам бакалавра. Студент не проявил самостоятельности в работе с научными источниками с практическим материалом. Выступление выпускника в ходе защиты свидетельствует о том, что выпускник не владеет научным стилем речи, не ориентируется в содержании ВКР. Ответы студента на вопросы являются неубедительными. Студент испытывал значительные затруднения в ведении научной дискуссии, не может обосновать свою позицию.

Наши рекомендации