Раздел «несовершенная конкуренция»

1.Даны функция затрат монополии ТС = 50+20Q и функция спроса Р = 100-4Q. Определите объем производства, цену и максимальную прибыль. Как изменится объем производства и сумма прибыли, если монополия будет осуществлять ценовую дискриминацию?

2.Функция общих затрат монополии имеет вид ТС = 200 + 30Q, функция спроса на ее продукцию Р = 60 – 0,2Q. Определить цену, при которой предприятие максимизирует прибыль.

3.Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн. руб. Функция спроса Р = 304-2Q и функция затрат ТС = 500+4Q+8Q2. Определите оптимальный объем выпуска и цену. Какими были бы оптимальный выпуск и цена, если бы монополия преследовала цель максимизировать прибыль?

4.Монополист – производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором MR = 180 долл., MC = 100 долл., ATC = 200 долл. Что должно сделать предприятие для получения максимума прибыли?

5.Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн.руб. Известны функция спроса на продукцию монополиста Р = 304 – 2Q и функция затрат TC = 500 + 4Q + 8Q2. Определить оптимальный объем выпуска при данной прибыли и выпуск, при котором прибыль монополии максимальна.

6.Предприятие выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 144 – 3Q, а функция средних издержек AC = 25/Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль предприятия будет максимальной?

7. Информация об общих затратах монополистически конкурентного предприятия и функции спроса на его продукт дана в таблице:

Выпуск продукции в единицу времени, шт. ТС, руб. Р TR MR MC ATC
-        
       
       
       
       
       
       

Определите:

а) величину предельных издержек, предельного дохода, валового дохода, средних общих издержек. Начертите линию спроса, предельного дохода, предельных издержек и средних издержек;

б) цену и объем, при которых в краткосрочном периоде предприятие максимизирует прибыль, величину прибыли;

в) объясните, почему в длительном периоде спрос на продукцию этого предприятия будет падать. В каком направлении будет двигаться линия спроса;

г) пусть линия спроса будет двигаться параллельно самой себе. Определите на графике точку равновесия предприятия в длительном периоде. Какое количество продукта будет теперь выпускать предприятие и по какой цене продавать;

д) теперь предположим, что продукция отрасли полностью стандартизирована. Таким образом, отрасль превращается в чисто конкурентную. Определите издержки монополистической конкуренции.

8.На следующие вопросы нужно ответить «да» или «нет» и пояснить ответ.

а) на рынке совершенной конкуренции предприятия предлагают более разнообразные товары, чем при несовершенной конкуренции;

б) при монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством предприятий;

в) на рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов;

г) в монополистически конкурентных отраслях объемы выпускаемой продукции ниже, а цены выше в условиях совершенной конкуренции;

д) при несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на товары;

е) в условиях монополистической конкуренции предприятие всегда получает положительную экономическую прибыль.

9.Предположим, что отрасль состоит из двух предприятий. Функция спроса на продукт отрасли имеет вид: Р=10-0,6(Q1+Q2). Функция общих издержек: ТС1=5,2Q1; ТС2=0,5Q2. Определите равновесие дуополии – цену продукта и объем выпуска каждого предприятия, а также прибыль отрасли в целом.

10.В таблице представлена матрица результатов возможных стратегий предприятий А и Б. Данные в матрице одновременно сумма доходов для предприятия Б и сумма убытков для предприятия А.

  Стратегия предприятия А
Стратегия предприятия Б 4000 долл. 2000долл. 3000 долл. 1500 долл.
       

Определите:

а) доминантную стратегию предприятия А;

б) доминантную стратегию предприятия Б;

в) какое решение в этой ситуации будет равновесным;

г) какие убытки понесет предприятие А при равновесном решении;

д) какие доходы получит предприятие Б при равновесии решении.

Тесты по теме для самостоятельного изучения.

Выберите правильный ответ:

1.Монополия – это рыночная структура, где:
а) существуют практически непреодолимые барьеры в отрасль;
б) имеется только одно крупное предприятие-производитель;
в) используется ценовая дискриминация;
г) все ответы верны.

2. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

а) средние издержки падают;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам.

3.Характерной чертой монополии в отличие от конкурентного предприятия является:
а) стремление максимизировать прибыль;
б) стремление увеличивать количество производимой продукции и повышать на нее цену;
в) стремление снижать объем производимой продукции и повышать на нее цену;
г) стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции.

4. В отличие от конкурентного предприятия монополист:
а) может назначить любую цену на свой продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.
5.В условиях монополии:
а) предельная выручка равна цене;
б) предельная выручка меньше цены;
в) предельная выручка больше цены;
г) предельные затраты равны цене.

6.Кривая спроса на продукцию монополиста:
а) имеет отрицательный наклон;
б) имеет положительный наклон;

в) является вертикальной линией;
г) является горизонтальной линией.

7. Ценовая дискриминация - это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) различия в оплате труда по национальности или полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества.

8. Функция общих затрат монополиста TC = 100 + 3Q, где Q – количество единиц продукта, производимое в месяц; функция спроса на продукцию монополиста: P = 200 – Q, где P – цена продукта в долл. Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то его общий доход равен:
а) 4000 долл.;
б) 3600 долл.;

в) 400 долл.;
г) 180 долл.

9.Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:
а) предельные издержки равны цене продукта;
б) предельные издержки равны общим издержкам;
в) предельный доход равен предельным издержкам;
г) предельный доход равен общим издержкам.

10.В длительном периоде монополист в отличие от совершенного конкурента:

а) не может изменить размер своего предприятия;

б) не может покинуть отрасль;

в) не заинтересован в изменении размеров предприятия;

г) защищен от конкуренции других предприятий.

11. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждое предприятие сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары.

12. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции предприятия производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между предприятиями;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов;

13.Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:
а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;
б) конкурирующие предприятия продают дифференцированный товар, а не однородный;
в) в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции предприятия получают экономическую прибыль;
г) конкурирующие предприятия продают уникальные товары.

14.Олигополия – это рыночная структура, где действует:
а) большое количество конкурирующих предприятий, производящих однородный товар;
б) большое количество конкурирующих предприятий, производящих дифференцированный товар;
в) небольшое количество конкурирующих предприятий;
г) одно крупное предприятие.
15.Олигополия предполагает, что:
а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;
б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;
в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;

г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.

16.Ломаная кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:
а) разрыв в кривой предельного дохода;
б) разрыв в кривой предельных издержек;
в) что цена товара не должна быть выше предельного дохода;
г) тайное соглашение с предприятиями-конкурентами для поддержания согласованной цены.
17.В долгосрочном периоде:
а) предприятия, действующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
б) предприятия, действующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
в) олигополисты и монополисты, действующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль;
г) все ответы верны.
18.Предельный доход не ниже рыночной цены у:
а) монополистических конкурентов;
б) монополистов;
в) участников картеля;
г) совершенных конкурентов.
19.Вы исходите из предположения, что если ваше предприятие снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одно предприятие не последует вашему примеру. Это означает, что ваше предприятие:
а) сталкивается с ожесточенной конкуренцией;
б) имеет ломаную кривую спроса;
в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;
г) наиболее успешное в отрасли.
20.Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:
а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля;
б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля;
в) проводя активную неценовую конкуренцию;
г) настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.

Наши рекомендации