Договор поставки товаров для гос или муниц. нужд
Отражает новые правила взаимодействия государства и предпринимателей по государственным закупкам товаров в рыночной экономике, основанные на равенстве прав организаций-поставщиков независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и конкуренции при размещении заказов государства, на свободе договора, применении государством мер экономического стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд. Договорные отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются, помимо ГК РФ, федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другими нормативными актами.
Существуют два уровня государственных нужд — федеральные нужды и нужды субъектов РФ. Государственными нуждами признаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или ее субъектов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций государства, в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ, для исполнения международных обязательств РФ. Государственные заказчики, ответственные за обеспечение федеральных государственных нужд, утверждаются Правительством РФ. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком. По общему правилу, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона. Функции по размещению заказов могут выполнять уполномоченные государственными заказчиками, являющимися органами государственной власти, получатели бюджетных средств. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо — специализированную организацию для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. При этом определение начальной цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о конкурсе или аукционе, определение условий торгов осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а правом подписания государственного контракта обладает только государственный заказчик. Размещение заказов государства осуществляется в условиях обеспечения гласности, прозрачности, обязательного привлечения субъектов малого предпринимательства, предоставления преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. В государственном контракте указываются наименование товаров, ассортимент, количество, качество, цена, сроки поставки, порядок расчетов и другие необходимые условия.
В соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» государственный заказчик в отличие от обычного покупателя по договору поставки вправе осуществлять контроль за ходом работ по выполнению контракта и оказывать консультативную помощь поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Особые правила предусмотрены в законодательстве и по изменению и расторжению государственного контракта. Так, в случаях, предусмотренных законом, государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. В Федеральном законе «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусмотрено право государственного заказчика на внесение изменений в контракт или расторжение контракта по решению Правительства РФ. Указанные правила установлены в публичных интересах, но для зашиты частных интересов исполнителей государственных контрактов в перечисленных случаях предусмотрена обязанность по возмещению государственным заказчиком убытков, причиненных поставщикам. За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по поставкам предусмотрена повышенная ответственность. Так, в случае невыполнения условий контракта по объему поставляемых товаров поставщик уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества товаров в предыдущем периоде поставки.
Договор контрактации
Договор контрактации - гражданско-правовой договор, в соответствии с которым производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами 5 гл.30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд.
Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора. Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках. Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.
Важно подчеркнуть, что по договору контрактации реализуется сельскохозяйственная продукция, не подвергавшаяся какой-либо переработке. Переработанная сельскохозяйственная продукция относится к промышленной продукции, которая реализуется по договору поставки или по договору розничной купли-продажи.
Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия этой продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок. Договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки продукции с оплатой по цене, определенной договором. Обязанности и ответственность производителя сельскохозяйственной продукции определены в ГК РФ. Он обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.
Договор поручения
По договору поручения поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя определенные юридические действия (ст. 971 ГК РФ). Так, по поручению доверителя поверенный может осуществлять приемку поступающих в адрес доверителя грузов. Помимо юридических действий поверенный совершает и фактические действия, но они носят сопутствующий, не основной характер, поэтому не изменяют квалификацию договора. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Права и обязанности поверенного определяются договором, а также доверенностью, которую доверитель обязан выдать поверенному (ст. 975 ГК РФ). Кроме того, поверенный исполняет данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Поручение должно быть правомерным, осуществимым и конкретным (ст. 973 ГК РФ).
Специальными признаками договора поручения являются следующие: в отличие от общегражданского договора поручения в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, договор поручения всегда носит возмездный характер (ст. 972 ГК РФ).
Коммерческий представитель — поверенный — вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения (ст. 972 ГК РФ).
Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверителем может быть предоставлено право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан уведомить в разумный срок доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором (ст. 973 ГК РФ).
Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от него во всякое время. При этом сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если договором не предусмотрен более длительный срок. При реорганизации юридического лица, являющегося коммерческим представителем, доверитель вправе отменить поручение без всякого предварительного уведомления (ст. 977 ГК РФ).
Агентский договор
Агентский договор — новый договор, включенный в ГК РФ. Агентский договор используется в имущественном обороте как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.
Данный договор весьма близок к договорам поручения и комиссии, но содержание его значительно шире и сложнее, поэтому к нему применяются правила о договоре поручения или комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005). Агент в отличие от поверенного может совершать не только юридические, но и фактические действия.
Данный договор заключается, как правило, когда отношения сторон носят длительный по времени характер. Агент совершает в интересах принципала не разовые сделки, а осуществляет, как сказано в ст. 1007 ГК РФ, определенную деятельность. Договор может быть заключен на определенный срок или без определенного срока действия (п. 3 ст. 1005). Агентский договор всегда возмезден. Размер и порядок уплаты вознаграждения устанавливается в договоре.
По сделке, совершенной агентом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил в непосредственные отношения с третьим лицом по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005). Правилами о договоре комиссии следует руководствоваться и по вопросам, связанным с передачей агентом принципалу прав по сделкам, прав на товары, приобретенные агентом для принципала или переданные агенту для продажи.
Если агент совершает сделки с третьими лицами от имени и за счет принципала, то, как и в договоре поручения, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Однако в агентском договоре могут быть указаны полномочия агента на совершение сделок от имени принципала в общем виде, без конкретизации. В таких случаях принципал не вправе в отношениях с третьими лицами ссылаться на отсутствие надлежащих полномочий у агента, если не докажет, что третье лицо знало, или должно было знать об ограничении полномочий агента.
Агентский договор постепенно получает широкое распространение в коммерческой деятельности в России, так как обеспечивает оказание разнообразных услуг принципалу.
Отличительные особенности данного договора по сравнению с договорами поручения и комиссии позволяют рассматривать его как самостоятельный вид договора по оказанию услуг.