Знание и креативность – основные черты лидера

Понятие знания является одним из самых обсуждаемых в экономике и менеджменте начиная со второй половины ХХ века. Среди множества работ выделяются публикации Питера Друкера, Элвина Тоффлера, Джеймса Б. Куинна, Роберта Райха, Тайичи Сакайя. Все они независимо друг от друга провозгласили вступление человечества в новую экономику или новое общество, названное П. Друкером информационным обществом и отличающееся от предшествующих формаций тем, что основную роль в нем играет знание. В своих работах П. Друкер доказывает, что в новых экономических условиях знание является не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства – труд, капитал и земля, а вообще единственным имеющим значение ресурсом. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает, по мнению, Друкера, новую информацию уникальной [29].

Э. Тоффлер называет знание мощной силой и ключом к грядущему сдвигу власти, обращая особое внимание на превращение знания из дополнения к силе денег и силе мышц в их квинтэссенцию, что объясняет разгорающуюся по всему миру войну за контроль над информацией и средствами коммуникации. Он также верит в окончательную замену прочих ресурсов знанием [30].

Д. Куинн придерживается взглядов, сходных со взглядами Друкера и Тоффлера, и считает, что экономическая и производительная силы современных корпораций заключены в основном в интеллектуальной сфере и в сфере производства услуг, нежели в материальных активах. В своих воззрениях Куинн идет дальше, утверждая, что стоимость большей части продуктов и услуг в первую очередь определяется возможностью развития основанных на знаниях нематериальных активов, таких как технологические ноу-хау, дизайн продукции, маркетинговые исследования, понимание клиента, способность персонала к производительному труду и инновациям [31].

Упомянутые авторы едины в том, что будущее принадлежит людям, вооруженным знаниями. В обществе, основанном на информации, работник умственного труда (knowledge worker) представляет собой единственную и величайшую ценность. Под определение работника умственного труда подпадают люди, владеющие знанием, умеющие применить его с выгодой, точно также как капиталист знает, как с выгодой разместить капитал. Куинн подчеркивает, что способность к управлению, называемая им интеллект, основанный на знаниях (knowledge – based intellect), в наш век быстро становится главным навыком руководителя. В свою очередь Рич утверждает, что единственное истинное конкурентное преимущество переходит на сторону тех, кого он определяет как "аналитики символов", и тех, кто вооружены знаниями, достаточными для постановки вопроса, его решения и получения из этого выгоды[32].

Т. Сакайя подчеркивает, что характерным признаком современного общества является не сам факт широкой распространенности знаний, а то, что они непосредственно воплощаются в большинстве создаваемых в обществе благ и таким образом экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки. По его мнению, одной из важнейших трансформаций в современном обществе становится переход от симбиотических объективных ценностей, которыми характеризовалась традиционная рыночная экономика, к независимым от прежних факторов производства субъективным ценностям, и учет этого сдвига имеет огромное значение для любого хозяйствующего субъекта, который намерен эффективно действовать или даже просто выживать в современной конкурентной среде[33].

Следующий элемент экономической деятельности, характеризующий лидера – это креативность. Креативность в широком понимании определяется как способность к генерации существенных новых форм в любом виде.

Термин «креативность» имеет латинские корни (creativo – созидание). В английском языке этот термин получил следующие понятия: creation – создание, (со)творение, созидание; creative – творческий, созидательный; creator – творец, создатель, автор.

В русифицированном варианте английского термина «creativity» используются такие понятия как «творческое мышление», «созидание», «способность порождать необычные идеи», «отклоняться от традиционных схем мышления», «быстро решать проблемные ситуации», «создание новых ценностей»и т.п.

Современные исследования креативности проводятся во многих отраслях знания – в философии, психологии, педагогике, социологии, экономике, а также биологии и исследованиях мозга, информатике и робототехнике, при создании наносистемной техники и искусственного интеллекта и др.

Предметом исследования при этом являются творческие возможности человека, природа творчества, механизм генезиса и развития знаний, изучение креативности как универсального процесса.

Основоположником исследований феномена креативности можно считать английского ученого XIX века Ф. Гальтона. В начале 1860-х годов Ф. Гальтон под влиянием трудов своего двоюродного брата Ч. Дарвина увлекся идеями наследственности таланта. В течение последующих 40 лет Ф. Гальтон последовательно занимался исследованиями человеческих способностей, их развитием и диагностикой.

К числу основных проблем в исследованиях способностей личности, поставленных в трудах Ф. Гальтона, можно отнести следующие:

− выделение факторов, определяющих способности человека. Ф. Гальтон выделил два основных фактора, определяющих способности человека: наследственность и среда. Приоритет он оставлял за наследственностью, полагая, что талант является наследственным признаком и что социальная элита формируется на основе наследуемого таланта;

− взаимосвязь между разными видами способностей (связана ли, например, творческая одаренность с уровнем интеллекта, обучаемости или же остротой зрения, слуха и т.д.). Ф. Гальтон считал, что на основе параметров простейших психических и физиологических процессов (познавательных способностей, особенностей речи) можно установить общий уровень творческой одаренности человека;

− создание методов измерения способностей человека. В этой сфере Ф. Гальтон особо преуспел, оставив большое количество методов и приборов: свободных ассоциаций, анкетирование, свисток Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейка Гальтона, основы корреляционного и регрессивного анализа (совместно с другим своим двоюродным братом Ч. Пирсоном).

В последующие годы изучение способностей личности было сосредоточено в области исследований умственной одаренности, интеллекта. Творческие способности считались обусловленными уровнем интеллекта, хотя многие эмпирические исследования заставляли сомневаться в этой гипотезе.

Отсутствие интереса в первой половине XX века к исследованию творческих способностей, по мнению ряда специалистов, было обусловлено нечёткостью определения креативности как способности (а не как дара) и отсутствием надёжных методов для её диагностики.

Революция в исследованиях креативности началась в начале 1960-х годов и связана, прежде всего, с именами Дж. Гилфорда и Э. Торренса.

Дж. Гилфорд выделил основные различия между двумя типами мышления: конвергентным и дивергентным (1959 г.). Конвергентное мышление (схождение) проявляется в тех случаях, когда человеку, решающему задачу, необходимо на основе множества условий найти одно верное решение. Дивергентное мышление характеризуется способностью решать одну и ту же задачу разными способами.

Способность к конвергентному мышлению определяет тестовый интеллект человека (т.е. интеллект, измеряемый высокоскоростными тестами), а способность к конвергентному мышлению является основой для креативности личности как общей творческой способности.

На основе этой теории Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали систему тестов исследования способностей, ориентированные на дивергентную продуктивность. Эти тесты были предназначены для старшеклассников и взрослых людей и оценивали вербальную и невербальную креативность.

Дальнейшее развитие эта система получила в трудах Э.Торренса (1962-1967 гг.), а также, с определёнными поправками на условия проявления креативности, М. Волаха и Н. Когана (1965 г.).

В отличие от предыдущих исследователей, опиравшихся на идеи дивергентного мышления как основы креативности, С. Медник предложил иной подход (1969 г.). Он полагал, что в основе творческого мышления лежит как дивергентное, так и конвергентное мышление. Дивергентное мышление - это мышление «около проблемы», периферическое. Конвергентное мышление объединяет все элементы, относящиеся к проблеме, и находит единственно верное сочетание этих элементов. Суть творческого процесса состоит не в особенностях операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Похожие идеи, но с использованием другой терминологии были позднее высказаны Э. де Боно (1984 г.), который полагал, что существуют два вида мышления: вертикальное и латеральное. Вертикальное (традиционное, логическое) мышление характеризуется последовательным переходом от одного уровня знаний к другому. Латеральное (нестандартное) мышление является прерывистым, скачкообразным, когда вывод может предшествовать доказательству. Особенностью творческого человека является способность использовать в зависимости от необходимости оба вида мышления.

В общем и целом, креативность в трудах психологов рассматривается как способность личности к творчеству. Весьма характерным будет определение В. Дружинина: «креативность - это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как независимый фактор одарённости».[34]

Психологические исследования креативности охватывают разработку следующих вопросов:

- детерминанты креативности, влияние наследственности и среды на формирование креативности;

- взаимосвязь уровня креативности и интеллекта;

- проявления и критерии креативности человека;

- методы диагностики креативности (психометрия);

- развитие креативности (развиваемость креативности в разном возрасте, методики);

- взаимосвязь между креативностью и девиантностью, проблематика продуктивной или полезной креативности.

Относительно новым направлением в исследованиях креативности и креативного мышления является нейрофизиология (или психофизиология), пытающаяся объяснить творческое озарение через функционирование мозга. В отличие от психологов, использующих в своих исследованиях психометрические тесты, наблюдения, биографический метод, нейрофизиологи опираются на инструментальную базу (магнитно-резонансную спектроскопию, позитронно-эмиссионную томографию, электроэнцефалографию и т.д.).

К основным исследуемым вопросам креативности в рамках нейрофизиологии можно отнести следующие:

- влияние генетики на успешность функционирования мозга. При этом исследуется влияние именно генетики, а не наследственности (т.к. врождённые особенности не всегда являются наследуемыми).

В рамках этого вопроса изучается, в частности, влияние структуры мозга (состав молекул, развитость отдельных участков, асимметрия мозга) на успешность решения творческих задач. К этому вопросу относятся также исследования асимметрии мозга: доминирования у разных людей правого или левого полушария.

Таким образом, люди с разной структурой мозга способны решать разные задачи - то, что одним даётся легко, другим может быть практически не доступно. Исследователи уверены, что, зная анатомию каждого мозга, можно более эффективно организовать обучение, предлагая каждому человеку свои упражнения и методы, исходя из сильных и слабых сторон его мозга;

- активность мозга во время решения творческой задачи. Исследования Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН показали, что, справившись с творческой задачей, мозг человека сигнализирует об этом потоком электрической активности с определённой частотой в зоне так называемых альфа-ритмов. На основе анализа амплитуды и диапазона альфа-ритмов учёные научились определять степень потенциальной творческой реализации человека, а также поло-возрастные особенности активности альфа-ритмов;

- сознательный или бессознательный характер творческого акта. В этой области, с одной стороны, существуют эксперименты, показывающие, что мозг посылает сигналы о найденном решении, (проявляющиеся, в частности, в характерной мимике) за некоторое время до того, как решение было осознано человеком, т.е. креативность лежит полностью в области бессознательного. С другой стороны, ряд исследователей считает, что мозг человека посылает не отдельные импульсы, а разнообразные схемы импульсов, из которых сознание выбирает нужные, исходя из собственного критерия ценности. То есть креативный процесс есть комбинация спонтанности (бессознательного) и осознанной селекции (выбора);

- влияние творческой активности на системы жизнедеятельности в организме, на продолжительность жизни. Исследованиями этого аспекта длительное время занималась академик Н.П. Бехтерева. Она считала, что креативная задача способна омолодить организм, т.к. нейронные популяции полифункциональны, и области мозга, активированные при творчестве, регулируют многие другие процессы в организме, вплоть до функций поддержания постоянства его внутренней среды.

С середины 1980-х годов термин «креативность» стал появляться и в исследованиях экономических систем разного уровня. Появились такие сочетания как «креативная организация», «креативная экономика». При этом креативность по-прежнему ассоциировалась с оригинальностью и нестандартностью, но появились и другие — прагматические черты.

Так, например, согласно определению Т. Амабайл, креативность - это производство новых и уместных идей в каждой области человеческой деятельности. При этом под новыми понимаются те идеи, которые отличаются от тех, которые уже существуют, а уместные означают то, что эти идеи не абсурдны и могут найти применение для решения какой-либо проблемы.

Показательно, что для характеристики креативности в данном контексте используется критерий новизны, а не оригинальности идеи (как в психологических исследованиях). Олдхем и Каммингс уточняют, что новизна продукта, идеи или процесса может быть установлена, если они представляют собой значимую новую комбинацию уже существующих свойств или материалов или же содержат совершенно новые свойства или материалы. При этом креативность характеризует достижения на уровне личности, а успешное внедрение этих идей на уровне организации обозначается уже как инновация.

То есть креативность является определяющим фактором для реализации инновационного процесса на стадии генерирования идей.

Ещё одна концепция креативности принадлежит Р. Стернбергу и Д. Лаверту, предложившим так называемую «теорию инвестирования» (1985 г.). Креативность заключается в способности «покупать идеи по низкой цене и продавать их по высокой». «Покупать по низкой цене» означает заниматься непопулярными, малоизвестными идеями. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определённых идеях, развивает их и «продаёт их по высокой цене». Однако этот подход был значительно раскритикован, поскольку, в частности, было не ясно, откуда берутся эти «непопулярные идеи».

К особенностям экономического подхода к креативности относится также то, что это продуктивная, осмысленная креативность, направленная на решение конкретных задач, стоящих перед организацией, регионом или страной. Выраженная ориентированность на результат также является характерной чертой исследований креативности в экономике и др.

В то же время креативность по-прежнему связывается со свойствами отдельной личности. Креативность по отношению к искусственным системам определяется как сумма креативности личностей, входящих в эти системы. Появление возможных синергетических эффектов описывается уже с помощью других терминов.

К основным вопросам, разрабатываемым в рамках экономических исследований креативности на микроуровне относятся следующие:

- детерминанты креативности личности;

- условия, способствующие и препятствующие проявлению и развитию креативности сотрудников в организации (включающие исследования организационной культуры, структуры);

- методы развития креативности сотрудников;

- влияние требований к креативности и состояния здоровья сотрудников;

- сферы приложения креативности в деятельности организации;

- критерии продуктивности и эффективности креативной деятельности;

- структура и оценка интеллектуально-креативного капитала организации.

На макроуровне рассматриваются такие вопросы, как структура и механизмы формирования и изменения креативной экономики, методы управления в условиях креативной экономики.

Говоря о разнообразии встречающихся определений креативности, можно выделить несколько общих черт применительно к экономической деятельности: во-первых, творческую компоненту труда, имея в виду способность к созданию новых форм или новому сочетанию уже известных элементов; во-вторых, ориентацию на результат, т.е. выгоды, которые может получить субъект от креативной идеи; в-третьих, принципиальный характер креативной идеи, ее ценность. Креативность должна приводить к принципиальному сдвигу характера конкуренции или потребления на данном рынке. Благодаря креативному решению компания делает качественный скачок в сознании потребителя и выходит в лидеры конкурентной борьбы. Иначе говоря, в экономическом смысле желаемый результат креативности – повышение эффективности деятельности организации, которое может проявляться как напрямую (например, снижение собственных затрат благодаря перестройке процессов ведения бизнеса; увеличение доходов в результате создания и внедрения инноваций) так и косвенно (например, повышение скорости реакции организации на изменение внешней среды и др.).

Наши рекомендации