Понятие, формы и виды лизинга
Лизинг ¾ это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора аренды.
Чем лизинг отличается от аренды, хорошо известной в России?
Под арендой понимается сдача имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как правило, арендодатель сдает в аренду собственное имущество, возмещая через арендные платежи свои затраты и получая прибыль. Таким образом, под арендой, как краткосрочной, так и долгосрочной, всегда понимались двусторонние отношения (арендодатель ¾ арендатор). Применение нового термина «лизинг» было вызвано желанием выделить новый вид аренды ¾ финансовую аренду.
В случае финансового лизинга между производителем имущества и его пользователем возникает финансовый посредник, который и берется финансировать сделку.
Любое определение лизинга является ограниченным и не учитывает всех форм этого гибкого кредитного инструмента. Лизинг ¾ это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности.
Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный периодпоустановленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иное движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Лизинговые операции приравниваются к кредитным и регулируются теми же правами и нормами. Однако лизинг отличается от кредита тем, что после окончания срока лизинга (договора) и выплаты всей обусловленной договором суммы сбыт лизинга остается собственностью лизингодателя (если в договоре не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача в собственность лизингополучателю). При кредите банк оставляет за собой право собственности на объект как залог выданной суммы.
Различают две формы лизинга:
· внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации;
· международный, когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, т. е. предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральным законом «О лизинге» и законодательством Российской Федерации.
Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.
Лизинг бывает долгосрочный, осуществляемый в течение трех и более лет, среднесрочный, действующий в течение от полутора лет, и краткосрочный, осуществляемыйв течение полутора лет.
Основными видами лизинга являются финансовый, возвратный и оперативный.
Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически он представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости, которая обычно бывает чисто символической.
Кроме того, по объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг имущества движимого (дорожный, воздушный и морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады). При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему ее для использования в экономических и производственных целях. Так же, как и в сделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта. Арендатор несет все риски, расходы и уплачивает налоги во время действия контракта, к нему переходит риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества. Ответственность арендатора за риски наступает в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды (ст. 669 Гражданского кодекса РФ).
По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, если техническое обслуживание, ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе. В этом случае говорят о лизинге, включающем дополнительные обязательства. Предметом данного вида лизинга бывают, как правило, вложенное специализированное оборудование, некоторые виды строительной техники и т. д. Финансовые учреждения и банки редко используют этот вид лизинга, поскольку не располагают необходимой технической базой.
Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим внаем выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный, при котором сдача в аренду осуществляется через третье лицо.
По методу финансирования различаются срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), когда договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта.
На практике применяются и другие виды лизинга.
Возвратный лизинг является разновидностью финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Он состоит в продаже собственником (промышленным предприятием) оборудования лизинговой компании с одновременным заключением договора лизинга на это оборудование в качестве пользователя. В такой операции только два участника: арендатор имущества (бывший владелец) и лизинговая компания (новый владелец). В результате первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, сохраняет за собой право владения и периодически платит за пользование оборудованием.
Подобная сделка позволяет предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатацию, и использовать их для новых капитальных вложений. Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новых инвестиций больше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга уменьшают баланс предприятия, т. к. ведут к изменению собственника имущества.
К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Оно совершает сделку, а лизинговая компания получает его налоговые льготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.
Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на короткий и средний сроки, которые, как правило, короче экономического срока службы имущества (амортизационного периода). При этом арендатор при соблюдении определенного срока контракта имеет право расторгнуть договор.
После истечения срока договора оборудование может стать объектом нового лизингового контракта или возвращается арендодателю. Обычно в оперативный лизинг сдается строительная техника (краны, экскаваторы и т. д.), транспорт, ЭВМ и др. Довольно часто лизинговая компания берет на себя техническое обслуживание объекта лизинга, т. е. регламентный ремонт, страхование, осуществляя, таким образом, полносервисный или частичносервисный лизинг (в договоре оговаривается разделение обязательств).
Кроме того, различают договор лизинга с полной выплатой и частичной выплатой. При лизинге с полной выплатой лизинговая компания в течение действия договора возвращает себе стоимость оборудования, т. е. размер периодических платежей начисляется таким образом, чтобы компенсировать стоимость оборудования и принести прибыль. Финансовый лизинг обычно осуществляется с полной выплатой.
Лизинг с частичной выплатой подразумевает возвращение лизинговой компанией за время договора лишь части стоимости оборудования. Оперативный лизинг ¾ пример лизинга с частичной выплатой. Одно и то же оборудование сдается лизинговой компанией во временное пользование несколько раз, и в итоге компенсируются все расходы компании.
В последнее время получила распространение практика заключения соглашений между производителями оборудования и лизинговыми компаниями, когда производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Эти сделки получили название «помощь в продаже».
Лизинг обладает рядом преимуществ перед обычной ссудой, что обусловливает его широкое распространение.
1. Лизинг предполагает 100%-е кредитование и не требует немедленной выплаты платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы около 15% ее стоимости оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже.
2. Контракт по лизингу получить проще, чем договор о ссуде. Особенно это касается мелких и средних предприятий. Некоторые лизинговые компании не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу забирает свое имущество.
3. Лизинговое соглашение более гибко, чем договор о ссуде. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитать поступление своих доходов и выработать с арендодателем удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т. д., а суммы платежей ¾ отличаться друг от друга. Иногда погашение осуществляется после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка может быть фиксированной и плавающей.
4. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянно обновлять свой парк оборудования.
5. Лизинг дает возможность арендатору использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.
6. Поскольку лизинг долгое время служил средством реализация продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.
Однако у лизинга есть и свои недостатки.
Во-первых, если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.
При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя.
Во-вторых, недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.
В-третьих, если объектом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.
Франчайзинг
Франчайзинг ¾ система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и мелкого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства,но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимоотношения этих субъектов оформляются договором франчайзинга, заключаемым между крупным предприятием ¾ франчайзером и мелким ¾ франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% от выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, который составляет в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Существуют и другие нормы отчислений. Например, в США владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 дол. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.
В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый получил наибольшее распространение в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получает фиксированную долю от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.
Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.
Наиболее широкое распространение в России франчайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Московский рынок быстрого питания заполнен иностранными франчайзинговыми фирмами почти на одну треть.
С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенциальных покупателей права на льготное предпринимательство. В настоящее время наиболее широко эта форма предпринимательства развита в таких областях бизнеса, как бензозаправочные станции (32%), торговля легковыми и грузовыми автомобилями (6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания (7%).
Среди преимуществ фирмы-франчайзи нужно назвать следующие:
· некоторая гарантия существования, экономия средств на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов;
· гарантия поставок сырья, материалов, полуфабрикатов;
· меньший риск при открытии своего дела;
· советы и поддержка от партнера ¾ крупной фирмы.
Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль над качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.
Среди недостатков фирмы-франчайзи можно назвать такие, как:
· необходимость учета интересов партнера ¾ крупной компании и других держателей акций;
· необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия;
· наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию;
· обязательность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, чтоможет ограничивать возможности маневра;
· выкуп (по требованию компании-партнера) всего необходимого оборудования и материалов, что может ограничить в действиях держателя лицензии.
Становление и развитие франчайзинга позволит быстрее решать проблемы занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции ¾ движущей силы рыночной экономики.
Каковы же перспективы развития франчайзинга?
1. Выравнивание темпов роста объемов продаж во франшизных сетях традиционных направлений, таких, как быстрое питание, мини-маркеты, отели, мотели, аренда автомобилей. В каждой из этих областей в глобальном масштабе будет доминировать относительно небольшое количество компаний, владеющих известными торговыми марками.
2. Продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом. Согласно специальному исследованию Международной ассоциации франчайзи (МАФ), в сфере услуг будут продолжаться специализация и выделение новых рыночных ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьеров и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания и образования, наряду с некоторыми видами бизнес-услуг, станут первоочередными областями применения франчайзинга.
3. Активные процессы слияний и поглощений, при которых небольшие сети объединяются друг с другом, но в конечном счете поглощаются гигантами бизнеса. Корпоративная Америка проявляет повышенный интерес к франшизным сетямкак объектуинвестирования.
4. Усиление тенденции присоединения независимых малых предпринимателей к франшизным сетям. Этот процесс идет в двух направлениях. С одной стороны, франшизные сети проявляют повышенную агрессивность, стремясь расширить зону влияния за счет обращения в свою систему независимых операторов, с другой стороны, последние все в большей мере начинают искать пути повышения своей конкурентоспособности, присоединяясь к известным сетям с раскрученной торговой маркой. Данная система наиболее распространена и имеет перспективу в России.
5. Глобализация. Франшизные компании, преимущественно американские, в конце XX века начали активно выходить на мировые рынки.
6. Формирование зрелых концепций и систем управления. Большинство лидеров современного франчайзинга сформировалось в период после 1975 г. По мере роста этих компаний и достижения ими зрелости устанавливаются формы и методы управления, формируется корпоративная культура, отличающаяся от других систем. Одновременно сеть приобретает черты крупных фирм с характерной для них бюрократизацией, предпринимательский стиль управления меняется на корпоративный, в котором тон задают менеджеры-профессионалы.