Выбор типа ценовой стратегии

Изучив все вышеупомянутое, специалист по ценообразованию может переходить к подготовке проекта документа, описывающего предпочтительную ценовую стратегию. При этом, конечно, стоит использовать опыт реализации таких стратегий, имеющийся у других фирм и описанный в литературе или собственный.

Коммерческая практика позволяет выделить несколько типовых стратегий ценообразования. Основными из них являются: премиальное ценообразование («снятие сливок»), нейтральное ценообразование, ценовой порыв (понижение цен).

1. Для стратегии премиального ценообразования (или, как ее чаще называют, стратегии «снятия сливок») характерно то, что фирма устанавливает цены на уровне, который воспринимается большинством покупателей как слишком высокий по отношению к экономической ценности данного товара. Но это соотношение ценности и цены устраивает покупателей определенного узкого сегмента рынка. И фирма получает прибыль за счет того, что продает товар именно им по ценам, включающим премиальную надбавку за наиболее полное удовлетворение запросов этой группы покупателей.

2. При нейтральной стратегии фирма устанавливает цены на уровне, который воспринимается большинством покупателей как в целом соответствующий экономической ценности данного товара, т. е. адекватный соотношению «цена/ценность», сложившемуся на данном рынке.

Стратегия нейтрального ценообразования ¾ установление цен исходя из того соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.

3. Для стратегии ценового порыва характерно то, что устанавливаемые фирмой цены воспринимаются покупателями как очень низкие, низкие или умеренные по отношению к экономической ценности товара. Это позволяет захватывать большую долю рынка и достигать высокого объема продаж.

На практике можно встретить комбинированный вариант ценовой стратегии, который обычно называют стратегией скорейшего возврата средств. Для нее характерно сочетание элементов стратегии ценового порыва и стратегии «снятия сливок». Стратегия скорейшего возврата средств ¾ установление цен таким образом, чтобы прорваться в сектор рынка, где продажа товара приносит наиболее высокую прибыльность, позволяющую в кратчайшие сроки вернуть средства, вложенные в организацию производства товара.

Не следует полагать, что фирма совершенно вольна в выборе своей ценовой стратегии. Такой выбор предопределяется ее структурой затрат, мотивами, которыми руководствуются на рынке ее покупатели, а также ранее завоеванной фирмой позицией на рынке и ее репутацией у клиентов. Возможна ситуация, когда фирма одновременно реализует несколько типов ценовых стратегий (особенно это характерно для отраслей с высокими постоянными затратами).

Вопросы стратегии и тактики ценовой политики постоянно занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов ценообразования при заключении экспортных и импортных сделок существенно возрастает. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности. Ценообразование ¾ сложнейший механизм конъюнктуры торгового рынка, его барометр. В цене отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.). В чем состоят основные принципы рыночного ценообразования? Это постоянная ориентация цен на покупательский спрос, на снижение их уровня в конкурентной борьбе, усиливающая связь цен с качеством продукции и возможностью послепродажного сервисного обслуживания потребителей, маневрирование ценами.

ГЛАВА 9. НАЛОГИ В БИЗНЕСЕ

Основы налоговой системы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги ¾ основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Основы действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов об отдельных видах налогов. За пять с половиной лет было много частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. Кихчислу, например, относятся:

· необлагаемый минимум объекта налога;

· изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

·освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

· понижение налоговых ставок;

· вычет из налогового платежа за расчетный период;

·целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

Российским законодательством на налогоплательщика возлагается обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги. В этих целях налогоплательщик обязан:

·вести бухгалтерский учет, составлятьотчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

·представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

·вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытогоим заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

·в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

·выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации вместе с государствами, входящими в СНГ, участвует в координации налоговой политики, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень ¾ это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета. Поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень ¾ налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Сейчас он узаконен, поскольку используется в Налоговом кодексе РФ. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень ¾ местные налоги, т. е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой к доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании ¾ это отчисления от федеральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них ¾ Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают в них на учет в качестве плательщиков.

Выбор типа ценовой стратегии - student2.ru

Рис. 9.1. Классификация налогов, обязательных платежей и сборов

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходяиз собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах.

Классификация налогов, обязательных платежей и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ представлена на рис 9.1.

Налогообложение предприятий

Налоги являются самой болевой точкой хозяйства. Вряд ли можно создать налоговую систему, которой одинаково удовлетворятся как бизнесмены ¾ плательщики налогов (постоянное усиление налогового пресса, сложная законодательная и нормативная база, некомпетентность работников налоговых инспекций), так и государственные органы, ответственные за сбор налогов и формирование доходов бюджета (сбор налогов не в полном объеме, недисциплинированность налогоплательщиков, необходимость постоянного контроля и т. д.).

Противостояние плательщиков и получателей налогов носит вполне объективный характер и реализуется самым различным образом. Об этом свидетельствует исторический опыт всего мира. Россия не избежала отмеченных фискальных проблем, тем более что новая налоговая система формируется при отсутствии каких-либо серьезных отечественных научных и практических разработок. Она во многом скопирована с налоговых систем зарубежных стран, не учитывает особенности российского хозяйственного опыта, состояние денежного обращения в России, характерный для нее уровень правовой культуры, технической оснащенности и другие особенности. Отсюда значительные проблемы во внедрении и известная напряженность в фискальных взаимоотношениях государства и бизнесменов.

Тем не менее, на сегодняшний день накоплен немалый позитивный опыт в практике налогообложения и «налогоплачения», выявлены недостатки и узкие места, установлены факторы, снижающие ее эффективность.

Система налогообложения хозяйствующих субъектов представлена следующими видами налогов, сборов и платежей:

·налоги, сборы и платежи, включаемые в цену продукции (работ, услуг): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

·налоги, сборы и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг): к ним относятся выплаты социального характера ¾ взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и в Фонд обязательного медицинского страхования, а также транспортный налог, налоги в дорожные фонды, земельный налог;

·налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций (до исчисления и уплаты налога на прибыль): налог на имущество предприятий, местные налоги и сборы (например, по Москве налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды общеобразовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог на рекламу);

·налоги, исчисляемые от прибыли (дохода) предприятий и организаций, ¾ налог на прибыль.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию продукции, включенными в себестоимость продукции.

В целях определения реальной величины налогооблагаемой прибыли из нее вычитаются суммы рентных платежей, вносимые в бюджет, доходы по ценным бумагам, доходы от долевого участия в других предприятиях, доходы от аренды, отдельных видов банковской деятельности и прочие, облагаемые по отдельным ставкам, а также налоги и платежи, оплачиваемые за счет балансовой прибыли;

·налоги, сборы и платежи, относимые на прибыль, остающуюся после уплаты налога на прибыль (т. е. оплачиваемые из остающейся в распоряжении предприятия прибыли): налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименования «Россия», местные налоги, сборы и платежи;

·налог на добавленную стоимость, который платят: предприятия и организации, имеющие статус юридического лица; индивидуальные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие расчетные счета; международные объединения; иностранные юридические лица; предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории РФ;

· акцизы, которые платят предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары, т. е. товары (услуги), в цены (тарифы) которых включается акциз; список подобных товаров (услуг) утверждается Правительством РФ. Обычно акцизы вводятся на винно-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, шины для легковых автомобилей, автомобили, бензин, ювелирные изделия, меховые изделия и т. п. Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализованных подакцизных товаров собственного производства и установленных ставок акцизов (обычно они бывают едиными на всей территории страны);

·налоги в дорожные фонды (налог на пользователей автомобильных дорог), уплачиваемые в установленном проценте от выручки (валового дохода) от реализации продукции за вычетом НДС, акциза, налога на реализацию горюче-смазочных материалов;

·транспортный налог взимается с предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда;

·земельный налог, уплачиваемый предприятиями и организациями всех форм собственности, которым предоставлены земельные участки в собственность, владение или пользование (предприятия ¾ арендаторы земельных участков уплачивают арендную плату). Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади и утвержденных ставок земельного налога;

·социальные выплаты, осуществляемые всеми предприятиями ¾ юридическими лицами и лицами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью в установленных размерах к фонду оплаты труда на предприятии;

·налог на имущество предприятия, уплачиваемый предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими статус юридического лица, филиалами и самостоятельными подразделениями предприятий, имеющими отдельный баланс и расчетный счет. Налогом не облагается имущество бюджетных организаций, органов законодательной и исполнительной властей, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объектом обложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы, затраты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на балансе плательщика. Ставка налога установлена в проценте от налогооблагаемой базы.

Оптимизация налогов

Бизнесмен должен создать организационное, функциональное и правовое обеспечение работы финансовой службы фирмы в целях оптимизации налоговых платежей. Ему необходимо выбрать правильную налоговую политику, способную дать предприятию максимум выгоды без риска попасть в картотеку налоговой полиции.

Налоговым аспектом полезно интересоваться всегда. При выборе организационно-правовой формы фирмы необходимо иметь в виду, что по законодательству Российской Федерации предприятия обладают разным налоговым статусом, т. е. разным набором и объемом налоговых обязанностей. Налогоплательщиком является не всякое предприятие, а только предприятие ¾ юридическое лицо, которому присущи определенные признаки, обозначенные в налоговом законодательстве. Если предприятие не обладает такими признаками или утрачивает их, то отпадают и основания причислять его к налогоплательщикам. Например, некоммерческая организация не является плательщиком налога на прибыль, а значит, не уплачивает этот налог в случае получения прибыли от предпринимательской деятельности или от владения имуществом.

Если фирма относится к категории юридических лиц, на которые возложена обязанность платить налоги, то полезно определить, располагает ли фирма объектом налогообложения (доходом или имуществом, с которого взимается соответствующий налог). Если располагает, то бизнесмен должен ознакомиться по каждому виду налога с перечнем льгот, с тем чтобы обосновать свое право на льготы либо принять решение об изменениях в статусе и деятельности предприятия, которые позволят в будущем получать те или иные льготы. Нужно заметить, что практически все это проделать совсем не просто, иногда приходится решать настоящую головоломку. Общеизвестно, например, что малые предприятия имеют налоговые льготы. Но сами критерии отнесения предприятия к категории «малых» довольно-таки неопределенны, что обусловлено наличием различных нормативных показателей в разных законах и подзаконных актах, касающихся так или иначе малого бизнеса.

Налоговые льготы

Налоговые льготы ¾ это предоставляемые отдельным категориям плательщиков (в сравнении с другими) преимущества, включая освобождение от уплаты налогов или уменьшение их размеров.

Налоговые льготы в малом бизнесе содержатльготу в виде освобождения от налогообложения прибыли на два года с момента государственной регистрации малых предприятий, осуществляющих производство и одновременную переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), ¾ при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Законодательством предусмотрено понижение налоговых ставок малым предприятиям, осуществляющим деятельность в перечисленных выше отраслях,в третий и четвертый год работы после государственной регистрации.В третий год такие предприятия уплачивают налог в размере 25% от установленной ставки, а в четвертый ¾ 50%. Льгота предоставляется при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Таким образом, государство дает возможность субъектам малого бизнеса успешно функционировать и развиваться после своего открытия без уплаты налогов первые 2 года и с частичной уплатой в 3-й и 4-й годы работы.

Кроме вышеперечисленных льгот существуют другие особенности налогообложения субъектов малого бизнеса.

Так, в соответствии с федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», предусматривается возможность замены на добровольной основе совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. При этом сохраняется действующая система уплаты таможенных платежей и пошлин, налога на приобретение транспортных средств и владение ими, земельного налога, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Организации, занятые производством подакцизной продукции, страховщики, инвестиционные фонды, кредитные организации, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, профессиональные участники рынка ценных бумаг не подпадают под действие упрощенной системы налогообложения.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения может быть:

1) совокупный доход. Его размер определяется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства продукции, работ и услуг материальных ценностей, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3%), а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов;

2) валовая выручка. Ее величина определяется как сумма денежных поступлений от реализации товаров, работ и услуг, реализации имущества, а также внереализационных доходов.

Для исчисления единого налога применяются следующие ставки.

Если объектом обложения является совокупный доход, от него отчисляется в федеральный бюджет 10%, в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет ¾ в сумме не более 20%.

Если объектом обложения является валовая выручка, от нее отчисляется в федеральный бюджет 3,33%, в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет ¾ в сумме не более 6,6%.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности, а также пропорции распределения налоговых платежей между субъектами РФ и местными бюджетами устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ.

Налоговыми органами по месту постановки на учет организаций выдается сроком на один календарный год патент, который является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога в зависимости от вида деятельности. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога.

При получении патента в налоговом органе организация предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, на первой странице которой налоговый орган фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией в книге учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства устанавливается Министерством финансов РФ.

Плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

· ремонтно-строительные услуги (строительство зданий, сооружений или их частей; оборудование зданий; подготовка строительного участка; ремонт зданий, сооружений; благоустройство территорий);

· бытовые услуги (ремонт обуви, изделий из кожи, меха; пошив и ремонт одежды; ремонт бытовой техники; сервисное обслуживание автотранспортных средств);

· парикмахерские, медицинские, косметологические услуги, ветеринарные и зооуслуги;

· консультации, бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги; обучение, репетиторство, преподавание и др.;

· общественное питание (с численностью работающих до 50 человек);

· розничная торговля через магазины (численностью до 30 человек), палатки, рынки, ларьки и т. д.;

· автотранспортные услуги (с численностью работающих до 100 человек);

· услуги на коммерческой основе по перевозке пассажиров на маршрутном такси;

· услуги по предоставлению автостоянок и гаражей;

· сбор металлолома.

Объектом обложения является вмененный доход по вышеуказанным видам деятельности на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода, на основе статистических данных налоговых проверок, а также оценки независимых организаций.

Сумма единого налога на вмененный доход зависит от следующих показателей:

· базовой условной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующей определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;

· ставки единого налога (20% вмененного дохода);

· повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, отражающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, сезонность, вид деятельности, возможность использования дополнительной инфраструктуры и т. д.) на результат деятельности.

Рекомендуемая правительством РФ формула расчета единого налога на вмененный доход выглядит следующим образом:

V = M × 0,2,

M = C × N × D × E × F × J,

где V ¾ сумма вмененного налога;

М ¾ сумма единого налога на вмененный доход;

С ¾ базовая доходность на единицу физического показателя;

N ¾ количество единиц физического показателя;

D, F, J, Е ¾ повышающие (понижающие) коэффициенты;

0,2 ¾ ставка единого налога на вмененный доход.

Рекомендуемые физические показатели, базовая доходность и корректирующие коэффициенты разрабатываются правительством РФ и доводятся по каждому виду деятельности до субъектов РФ, которые могут использовать их при расчете единого налога, а также вводить в эти формулы дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса. Сумма уплаченного единого налога зачисляется в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов РФ в следующих размерах:

1) в федеральный бюджет ¾ 25% общей суммы единого налога, из которых 4% направляются в Федеральный дорожный фонд;

2) в государственные внебюджетные фонды ¾ 25% общей суммы единого налога, из них:

·в Пенсионный фонд РФ ¾ 18,35%;

·в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ¾ 0,25%;

·в территориальные фонды обязательного медицинского страхования ¾ 2,15%;

·в Фонд социального страхования РФ ¾ 3,425%;

·в Государственный фонд занятости РФ ¾ 0,95%;

3) в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты ¾ 50% общей суммы единого налога, из которых 15% могут направляться в территориальные дорожные фонды.

На сегодняшний день региональные законодательные акты о введении единого налога на вмененный доход были приняты в 35 субъектах РФ, в остальных республиках, краях и областях законопроекты находятся на рассмотрении в законодательных (представительных) органах власти.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, учитывая исключительную важность производственного бизнеса для экономики страны, государство оказывает поддержку в развитии всех форм предпринимательской деятельности, в том числе и малого бизнеса, используя регулирующую функцию налогов, которая в свою очередь создает некоторые преимущества субъектам малого бизнеса, тем самым стимулируя его развитие.

Несмотря на государственную поддержку, даже предоставляемые налоговые льготы являются незначительными по сравнению с теми суммами налоговых отчислений, которые предприниматели должны выплачивать. Это привело к тому, что многие предприниматели сегодня вынуждены вести двойную бухгалтерию на предприятии и скрывать истинные доходы.

Налоговые технологии

Решая вопрос о минимизации налоговых платежей, предприниматель и его финансисты должны четко знать, на какие льготы и по какому налогу может рассчитывать предприятие. Здесь важен ряд показателей.

Обратимся к среднесписочной численности работников. Этот показатель имеет существенное значение для минимизации налоговых платежей. Его расчет необходим для обеспечения контроля над сохранением прав на льготы, связанные с численностью работников (малые предприятия) либо с удельным весом определенных категорий работников (пенсионеры, инвалиды) в среднесписочной численности. Предприниматель должен иметь в виду, что право на льготы теряется, а расчеты по налогам подлежат пересмотру с того отчетного периода, когда предприятие перестает удовлетворять установленным критериям.

Если в составе работающих на предприятии есть инвалиды, ставка налога на прибыль снижается в 2 раза для предприятия, где численность инвалидов составляет более 50% численности работающих, но при условии, что 50%-й уровень достигнут без инвалидов, работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Ограничений по виду деятельности предприятию не предусмотрено. А с льготами по налогу на добавленную стоимость возникает принципиально иная ситуация. Здесь нет ограничений по факту трудовых отношений с инвалидами, но есть ограничения по сфере деятельности. Права на льготное налогообложение по НДС лишены предприятия, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую и закупочную деятельность. Тут для предпринимателя открывается возможность выбора оптимального варианта на основе расчетов налоговых платежей в различных ситуациях.

Для минимизации налогообложения важно также правильно выбрать вид договора при оформлении отношений с деловыми партнерами. Знание особенностей налогового регулирования, свойственных различным договорам, позволяет значительно уменьшить налоговые платежи, оставаясь в рамках закона.

Например, платежи малых предприятий ¾ лизингополучателей по лизинговым сделкам ¾ освобождаются от НДС. Следовательно, при приобретении, скажем, оборудования или других инвестиционных товаров малым предприятиям целесообразно вместо традиционного договора купли-продажи заключать договор лизинга с последующим выкупом арендуемого имущества.

Заключение договора комиссии или поручения заготовительными, оптовыми и снабженческо-сбытовыми организациями дает возможность избежать общего порядка определения НДС. Вместо разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами, фактически уплаченными поставщиками этих товаров, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, будет определяться в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения, и суммами налога, уплаченными поставщиками и в установленном порядке относимыми комиссионером или поверенным на издержки обращения.

Предприниматель должен осознавать, что следует не только выбрать нужную форму договора, но и правильно его оформить, и строго ему следовать при выполнении отдельных пунктов. Налоговые инспекции очень внимательны, они не прощают ни небрежностей, ни ошибок, ни уловок.

Особенно это относится к экспортно-импортным операциям. Например, часто под бартерной сделкой, основным отличительным признаком которой является безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами в рамках единого договора, скрываются операции по встречной закупке товаров. Содержание этих операций сводится к обязательствам иностранного партнера принять и реализовать товар от своего имени и на полученные средства закупить и поставить товар, интересующий другую сторону по договору. Такие отношения должны оформляться договором комиссии. Более того, речь идет фактически об экспортной операции, а, согласно российскому законодательству, валютная выручка предприятия от экспорта не может быть использована для встречной закупки товаров без разрешения ЦБ РФ. Использование валютной выручки без соответствующего разрешения до ее перевода на счета в уполномоченные банки на территории России и обязательной продажи установленной части государству налоговые службы рассматривают как сокрытие ¾ со всеми вытекающими последствиями.

В качестве доказательства несоответствия содержания проводимой операции форме договора могут использоваться зафиксированные условия контрактов и дополнений к ним, письма, телеграммы, факсы, в которых содержатся информация о движении товаров и их оплате, грузовые таможенные декларации, в которых поставлен код, не соответствующий бартерной операции, и т. д.

С оптимизацией налоговых платежей связан еще один аспект договорных отношений ¾ временной.

Например, предприятие-генподрядчик, заключив договор с заказчиком на выполнение работ, получает в поряд

Наши рекомендации