Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
Из века в век между людьми и их социальными группами шла трудная борьба за распределение доходов производства. Частный интерес урвать по больше от общинного пирога привел к развалу общинного строя. Рабовладельцы выделяли рабам из продукта латифундии физический минимум на "прокорм", приравнивая рабов к скоту. Феодалы отбирали у крепостных половину и более урожая, не оставляя иногда на семена и фураж. Капиталисты - хапуги из раннего капитализма периода первоначального накопления капитала, заставляя рабочих работать по 14-16 часов в день, платили "рабский паек", пока профсоюзы не повели тяжелую борьбу за увеличение доли труда в доходах предприятий.
Не смогли решить проблему распределения доходов в рамках модели государственного социализма в СССР. Руководство страны даже в 80-годы не уменьшило долю оборонки, тяжелой промышленности, накопления, чтобы увеличить долю в доходах трудящихся. Низкая оплата труда, явно непредпринимательское положение директорского корпуса не создавали достаточных стимулов для деловой и трудовой активности, что способствовало застою и распаду.
Как же создаются и распределяются доходы в рыночной экономике постиндустриального общества? Этот вопрос рассматривается в данной теме.
Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы
И пути повышения
В минипекарне выпекается в день тыс. буханок хлеба и продается по 3 рубля. Ежедневная выручка составляет 3 тыс. рублей, месячная – 90 тыс. рублей при ежедневной работе, годовая – 1,1 млн. рублей при остановке на 2 недели для ремонта. Издержки производства и реализации составляют 2,5 рубля на одну буханку, или 2,5 рублей в день. Значит, валовая ежедневная прибыль составляет 500 рублей в день (3000-2500), 15 тыс. рублей в месяц, 180 тыс. рублей в год. Из валовой прибыли нужно заплатить налоги, выделить средства на инвестиции (накопление), заплатить дивиденды собственникам (акционерам, пайщикам), укрепить резервный капитал, осуществить другие платежи. Такова повседневная практика бизнеса на всех других предприятиях, в действиях индивидуальных предпринимателей. Доходы предприятий производятся, распределяются, используются. Основные категории и виды доходов рассматриваются с учетом перехода России на систему национальных счетов, применяемых в Европе. В этой системе каждому показателю доходов на микроуровне, на предприятиях соответствуют совокупные показатели доходов отрасли хозяйства и страны в целом. В таблице 14.1. представлен счет производства по минипекарне за год по основным статьям доходов и расходов.
Таблица 14.1.
Счет производства по минипекарне за 1999 г.
№ п/п | Показатели доходов и расходов | Доходы | Расходы (издержки) | |
Валовой выпуск (чистые продажи) | ||||
2. | Издержки производства, всего | |||
2.1 | в т.ч. материальные затраты | |||
2.2 | оплата труда | |||
2.3 | отчисления в социальные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости) | |||
2.4 | амортизация | |||
2.5 | прочие затраты | |||
Издержки реализации (торговая наценка 10% к выпуску), всего | ||||
Валовая прибыль (1строка-(2строка+3 строка)) | ||||
Налог на прибыль (30%) | ||||
Чистая прибыль (4 строка-5строка) | ||||
Распределение прибыли | ||||
Инвестиции (накопление), 30% | ||||
8. | Дивиденды ,30% | |||
в т.ч. по привилегированным акциям | ||||
по обыкновенным акциям | ||||
Отчисления в резервный капитал, 15% | ||||
10. | Прочие платежи из прибыли |
Статьи издержек производства и реализации рассматривались в предыдущей теме курса. Здесь раскроем источники и расчет доходов, сосредоточив главное внимание на прибыли и факторах ее увеличения.
Валовой выпуск (объем чистых продаж[3]) - суммарная стоимость всей произведенной за год продукции, включая производство товаров и услуг, которые могут иметь рыночный или нерыночный характер.
Прибыль - отдача капитала в виде прироста примененного капитала. В любой отрасли бизнеса прибыль рассчитывается как разница между выпуском (продажами) продукции (услуг) и издержками на их производство и реализацию.
Рвал. = ВВ-И,
где Рвал.- прибыль валовая; ВВ - валовой выпуск; И - издержки.
По каждому отдельному товару прибыль определяется по разнице между ценой реализации товара и себестоимостью его производства и реализации.
Рi=Цi-Сi
где Рi - прибыль индивидуальная; Цi - цена реализации, Сi - себестоимость.
Соответственно, убыток представляется как отрицание прибыли, когда издержки производства и реализации превышают цену продажи на рынке. Убыточность предприятий характерна для кризисных фаз экономики, при неэффективном хозяйствовании, в предбанкротном состоянии предприятий.
Предприниматели и экономисты должны понимать различия между тремя основными видами прибыли.
Бухгалтерская прибыль - часть дохода фирмы за вычетом внешних издержек, т.е. за вычетом расходов на оплату ресурсов, поставляемых извне, от других предприятий. В бухгалтерских балансах и счетах учитываются только явные, документально зафиксированные издержки. Для выявления вмененных (скрытых) издержек требуется дополнительный анализ производственных альтернатив (возможностей).
Экономическая прибыль - часть дохода предприятия, за вычетом всех издержек, внешних и внутренних, включая оплату услуг предпринимателя или капитала. Процент за капитал или предоставление предприятию права пользования организационно-предпринимательским капиталом (коммерческими секретами, "ноу-хау", ограниченными производственными ресурсами) оказываются для предприятия тоже издержками бизнеса, хотя для владельцев капитала выступают доходом.
Чистая прибыль - часть валовой прибыли предприятия за вычетом налогов и обязательных (по закону) платежей из прибыли. Из чистой прибыли можно осуществлять накопления, т.е. вкладывать, инвестировать средства в развитие предприятия, в освоение новой, конкурентоспособной продукции, на покупку лицензий по новым технологиям, на улучшение условий труда и другие производственные инновации. Из чистой прибыли финансируется социальная сфера предприятия (профилактории, медсанчасть, культурно-спортивная работа и др.), а также благотворительные проекты.
И собственники, и предприниматели, и персонал предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а, значит, в поиске путей снижения издержек и увеличения валовых доходов. В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия. Эти вопросы изучаются в теории фирмы (экономика предприятия).
Производственные факторы и пути:
- экономия издержек производства по каждой из статей затрат до предельно допустимых технологических режимов, не допускающих снижения качества продукции (услуг);
- увеличение производства продукции (услуг) и освоение новых рыночных ниш реализации;
- расширение направлений и отраслей деятельности предприятия, внедрение гибких технологий для конкурентного обновления ассортимента продукции (услуг).
Коммерческие факторы и пути:
- анализ конкурентной среды реализации продукции (услуг), стратегии и тактики поведения на рынке главных конкурентов с выработкой собственных планов и программ активного маркетинга;
- изучение потребителей (клиентов), их потребностей и предпочтений, доходов и спроса, возможностей для увеличения емкости рынка;
- поиск и освоение новых рынков сбыта продукции, формирование сбытовых систем продвижения товаров.
Эффективность предприятия оценивается по прибыльности производства или норме прибыли (Р')
Р Прибыль
Р' = -- = ------------------------------------ = в процентах или в относительных долях
К примененный капитал
Так, в Орловской области в 1999 г. прибыльно работало каждое второе промышленное предприятие. В 1996 году норма прибыли на капитал составила на передовых предприятиях: АО "Ливныпластик" более 30 %, АО "Автоагрегат" - 22,5%, АО "Ливныгидромаш" -22%, АО "Гамма" - 13,7%. В том же году более половины предприятий в материальном производстве, а в России - 36% предприятий сработали с убытками, превышающими суммарную прибыль эффективных предприятий. Это свидетельствует с позиции микроэкономики о низком качестве менеджмента (управления) на убыточных предприятиях, с другой, - о неблагоприятном деловом климате в России и ее регионах.