Доходы и прибыль. Их формирование и распределение. Выручка от реализации и предпринимательский доход

Знакомство споказателем «выручка от реализации продукции услуг» (Объем реализации, товарооборот, объем продаж — иные названия этого показателя), как и с предпринимательским доходом, или прибылью от реализации, относится к курсу «Финансы предприятий». Однако и в курсе «финансовый менеджмент» им отводится специальный раздел. Это объясняется их особой важностью для всей финансово-хозяйственной деятельности и механизма управления ею.

Прежде всего - планирование обоих показателей. В современных рыночных условиях выручку от реализации, как и прибыль от нее, можно определять по объему портфеля заказов, согласуя его производственными мощностями предприятия через сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предплановом периоде. Однако этот метод лучше использовать в качестве контрольного, ибо для формирования самого портфеля заказов применительно к новым условиям хозяйствования в планируемом периоде необходимы точные данные по всем разделам бизнес-плана (технико-экономическая база, соответственно — производственные мощности, ассортимент и структура выпуска и пр.).

Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые. Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно- технической оснащенностью, соответственно с качественными параметрами продукций, ее ассортиментом иструктурой и т.д. и т.п.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно- экономическое обеспечение, реклама и т.п. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).

Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации или для предпочтительных контрагентов, в частности дебиторов; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках — доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время — деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе се зонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия.

Получение прибыли непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Схема формирования валовой (операционной и балансовой прибыли)
Формирование ираспределение прибыли строится по следующей схеме.

1. Прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных ценах без косвенных налогов) = (объем товарной продукции) — (коммерческая себестоимость).
2. Прибыль от реализации продукции или услуг = (прибыль от выпуска)
+(прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции).
З. Прибыль валовая, или операционная, или по отчету (балансовая прибыль до налогообложения) = (прибыль от реализации) +(результаты от прочей реализации) (внереализационные результаты).
4. Прибыль налогооблагаемая = (прибыль валовая) — (прибыль, не облагаемая налогом или облагаемая в особом порядке).
5. Прибыль балансовая, которая значится в бухгалтерском балансе = (прибыль валовая) — (налог на прибыль).
6.Прибыль чистая = (прибыль валовая) — (налог на прибыль) — (отчисления в централизованные фонды) — (резервный фонд).
Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его усмотрению на потребление и накопление и развитие, в том числе на инвестиции.

Известны три метода формирования, а точнее, планирования прибыли.
1. Прямой метод, или метод прямого счета. Этот Метод предполагает как глобальный расчет прибыли — по всему объему выпуска (реализации) продукции или услуг, так и локальный — по каждому виду товара или ассортиментной группе с последующим суммированием согласно объему производства.

2. Нормативный метод, оценивающий массу прибыли по коэффициенту рентабельности. Он незаменим для оптимизации ассортимента по критерию рентабельности продукции, а также для сводных и ориентировочных расчетов прибыли. Сюда же можно отнести расчет и коррективы прибыли по финансовому и операционному рычагу.

3. Контрольный, или экономический, или аналитический (факторный) метод, применимый и как контрольный, и как самостоятельный, предпочтительный для многоассортиментных производств. Он позволяет также учесть индексы инфляции по минимум четырем факторам: 1) отпускным ценам, 2) покупным ценам и тарифам на компоненты производства, 3) заработной плате, 4) нормам амортизации, стоимости оборудования и других основных средств.
Формирование и распределение налогооблагаемой и чистой прибыли

Формирование налогооблагаемой прибыли предусматривает два метода: начисления и кассовый. Ранее налогоплательщик мог сам выбирать один из методов по своему усмотрению, теперь организация имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. В противном случае организация обязана использовать метод начисления.

Доходы и прибыль. Их формирование и распределение. Выручка от реализации и предпринимательский доход - student2.ru

Поскольку в ряде случаев внереализационные расходы не выделены, мы приводим их перечень. Внереализационные расходы включают:

1) необходимые и обоснованные затраты на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (в том числе амортизационные отчисления); организации — арендодатели своего имущества на регулярной основе расходы по его содержанию относят к основной деятельности, т.е. к себестоимости;
2) проценты по кредитам и займам, а также проценты, начисленные по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным организацией независимо от целей заимствования;
З) расходы по организации выпуска, обслуживанию, хранению и реализации собственных ценных бумаг, а именно, по подготовке проспекта эмиссии, регистрации, изготовлению или приобретению бланков ценных бумаг, оплате услуг регистратора депозитария;

4) суммы отрицательных курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, а также образующихся в виде отклонения курса покупки (продажи) валюты от официального курса ЦБ РФ на дату совершения сделки;
5) расходы по приобретению финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке;
б) формирование резервов по долгам и сомнительной задолженности, а также по списанию безнадежных долгов (организации, использующие кассовый метод, не вправе формировать резервы по долгам);
7) расходы по ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств: демонтажу, разборке, вывозу разобранного имущества и пр.;
8) штрафные санкции, кроме уплачиваемых в бюджет и вне- бюджетные фонды (последние покрываются из чистой прибыли), недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
9) некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями с учетом затрат по предотвращению или ликвидации их последствий;
10) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;
11) судебные издержки, арбитражные сборы и т.д., а также за траты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками;
12) налог на имущество и некоторые местные налоги.
Из этого перечня планируемыми могут быть в основном налоги. Именно они, а точнее, налог на имущество — наиболее весомая статья внереализационных результатов. Поэтому вполне допустимо, что часть прибыли от реализации продукции или услуг съедается этим налогом.

Наши рекомендации