Функции программы Project Expert
Project Expert – программа, позволяющая создать компьютерную имитационную модель финансовой деятельности предприятия.
Программа Project Expert как инструмент финансового анализа. Описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков с помощью программы Project Expert. Вычисление комплексных показателей, отражающих результативность принятых ранее и новых предпринимательских решений.
Задачи программы Project Expert:
- разработка детального финансового плана и определение потребности в денежных средствах на перспективу;
- определение схемы финансирования предприятия, оценка возможностей и эффективности привлечения денежных средств из различных источников;
- разработка плана развития предприятия или реализации инновационного (инвестиционного) проекта с определением наиболее эффективной стратегии маркетинга и производственной стратегии, обеспечивающей рациональное использование материальных, человеческих и финансовых ресурсов;
- моделирование альтернативных сценариев развития предприятия, варьируя значения факторов влияния на финансовые результаты;
- формирование стандартных финансовых документов;
- расчёт наиболее распространенных финансовых показателей;
- анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;
- подготовка готового бизнес-плана фирмы или инвестиционного проекта в соответствии с международными требованиями.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.10 «Бизнес-планирование» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1: Общая концепция бизнес-планирования | Дискуссия Практическое задание Тест |
Тема 2: Бизнес-план и его составление | Дискуссия Практическое задание Тест |
Тема 3: План маркетинга | Дискуссия Практическое задание Тест |
Тема 4: План производства | Дискуссия Практическое задание Тест |
Тема 5: Финансовый план и оценка финансово-экономической эффективности | Дискуссия Практическое задание Тест |
Тема 6: Анализ альтернатив развития бизнеса | Дискуссия |
Тема 7: Оценка рисков в бизнес-планировании | Дискуссия Тест |
Программное обеспечение в процессе бизнес-планирования | Дискуссия Практическое задание Тест |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме: зачета. Зачёт проводится в форме устного опроса. Для проведения зачёта разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и практические задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1.Общая концепция бизнес-планирования
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Взаимосвязь плана предприятия и бизнес-плана.
2. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи.
3. Бизнес-плана создания новой или реорганизации существующей фирмы.
4. Бизнес-план проекта. Технико-экономическое обоснование проекта.
5. Понятие миссии, целей, стратегии реализации бизнес-проектов.
6. Классификация стратегий роста фирмы.
Контент- тест
1. Закрытые тесты с одним правильным ответом - необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например:
1. Заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции, определяется как:
a) План предприятия;
b) Инвестиционный проект;
c) Бизнес-план;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – a).
2. Замысел (задача, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата, определяется как:
a) План предприятия;
b) Проект;
c) Бизнес-план;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – b).
3. Проект организации и производства продукции, проведения работ и оказания услуг в любой сфере деятельности, направленный на получение прибыли, определяется как:
a) Инвестиционный проект;
b) Технико-экономическое обоснование;
c) Предпринимательский проект;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – c).
4. Предпринимательский проект позволяет:
a) Обосновать экономическую целесообразвность направления развития фирмы;
b) Рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в первую очередь, объемы, прибыль, доходы на капитал;
c) Определить намечаемое финансирование выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
5. Бизнес-план:
a) Позволяет определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции.
b) Содержит ориентиры для предпринимателя на каждом этапе становления предприятия.
c) Служит главным инструментом получения финансовой поддержки от инвесторов.
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
6. Потребность в составлении бизес-плана прослеживается при решении таких задач как:
a) Открытие ового дела и определение профиля будущей фирмы и осиновых направлений ее деятельности;
b) Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности;
c) Выход фирмы на внешний рынок;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d).
7. Денежные средства, ценные бумаги, иные ценности, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и(или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного желаемого полезного эффекта, называются:
a) инвестициями;
b) сбережениями;
c) капиталом;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a).
8. Бизнес-план фирмы представляет собой:
a) Программу моделирования ее деятельности в течение определенного предстоящего периода;
b) Перепрофилирование существующей фирмы;
c) Технико-экономическое обоснование целесообразности осуществления конкретного инновационного проекта;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a).
9. Резюме бизнес-плана предназначено для:
a) Внешних контактных аудиторий (инвесторов,кредиторов);
b) Руководителя организации;
c) Персонала организации;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a).
10. Основная часть бизнес-плана включает сведения о…:
a) Товаре, рынке, маркетинговой и производственной стратегии;
b) Менеджменте и рабочих кадрах;
c) Финансовой эффективности;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d).
Закрытые тесты на нахождение соответствия
1) В основу классификации типов планирования могут закладываться разные признаки: степень обязательности выполнения плановых заданий; временной горизонт, тип плановых решений и т.д. В табл. 2 представлены основные классификации типов планирования. Установите соответствие между классификационным признаком и типом планирования.
Классификационный признак | Типы планирования | ||
Степень обязательности выполнения плановых заданий | а | Общее планирование Частичное планирование | |
Временной горизонт планирования | б | Планирование производства Планирование маркетинга Планирование сбыта Планирование материально-технического снабжения Планирование персонала Планирование финансов Планирование НИОКР и др. | |
Тип плановых решений | в | Систематическое планирование Единовременное планирование | |
Объект планирования | г | Жесткое планирование Гибкое планирование | |
Степень охвата объекта планирования | д | Директивное планирование Индикативное планирование | |
Предмет планирования (функциональная область деятельности) | е | Долгосрочное планирование Среднесрочное планирование Краткосрочное планирование | |
Степень повторяемости | ж | Стратегическое планирование Тактическое (операционное) планирование Оперативное (оперативно-календарное) планирование | |
Степень адаптации | з | Корпоративное планирование Бизнес-планирование Планирование деятельности функциональных подразделений Планирование деятельности структурных звеньев Планирование деятельности отдельных работников (на уровне рабочих мест) | |
Степень детализации | и | Последовательное планирование Синхронное планирование Скользящее планирование Внеочередное планирование | |
Форма координации (по временному признаку) | к | Реактивное планирование (reactive) Инактивное планирование (inactive) Проактивное планирование (proactive) Интерактивное планирование (interactive | |
Ориентация целей планирования | л | ) Агрегированное планирование Детальное планирование |
Правильные ответы:
1-д;
2-е;
3-ж;
4-з;
5-а;
6-б;
7-в.
8-г
9-л
10-и
11-к
2) Установите соответствие
ТЭО проекта | а | Замысел, задача и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технологического или организационного результата | |
Проект | б | Краткое изложение основных программных задач развития организации (предприятия), предназначение и роль в решении принципиальных задач народного хозяйства | |
Защитная тактика предприятия | в | Обоснование затрат ресурсов и экономических результатов в натуральном и стоимостном выражении по возможности реализации проекта и принятия эффективных управленческих решений | |
Философия (концепция) развития фирмы | г | Проведение сберегающих мероприятий | |
Стратегия роста прогрессивной интеграции (интеграция снизу вверх по технологической цепи) | д | Пополнение ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей | |
Горизонтальная диверсификация | е | Денежные средства, которые предоставлены фирме в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату | |
Резюме бизнес-плана | ж | Приобретение структур, ответственных за систему распределения и сбыта продукции или жесткий контроль над ними | |
Заемный капитал | з | Краткое изложение основных особенностей и возможных выгод проекта создания или развития фирмы |
Правильные ответы:
1-в;
2-а;
3-г;
4-б;
5-ж;
6-д;
7-з;
8-е.
3) Различают четыре уровня неопределенности в бизнесе. Установите соответствие между названием и содержанием уровня неопределенности
Достаточно ясная перспектива | а | Для этого уровня неопределенности дорога в будущее неясна и непредсказуема, а выбор вариантов развития бесконечен. К примеру, зарождающиеся рыки e-коммерции или m-коммерции (с использованием мобильных телефонов). | |
Альтернативные варианты развития бизнеса в будущем | б | При этом уровне неопределённости развитие бизнеса предполагает ряд разнообразных, достаточно определенных альтернативных и взаимоисключающи вариантов, из которых должен быть выбран один. С этим уровнем неопределённости чаще всего сталкиваются компании в сферах деятельности, связанных с технологическими стартапами, например сотовыми стандартами и стандартами беспроводной связи и др. Этот уровень неопределённости характерен для сфер деятельности в которых предстоящие перемены связаны с государственным или законодательным регулированием бизнеса, когда до принятия законодательным органом какого-либо решения невозможно предсказать, какой вариант поправки к закону будет принят. | |
Неограниченный ряд вариантов развития бизнеса в будущем | в | Позволяет делать прогнозы на будущее с высокой степенью вероятности. С этим уровнем неопределённости чаще всего сталкиваются компании, работающие в стабильных отраслях. Для которых характерны низкие темы технологических инноваций и высокие входные барьеры в отрасль. Например, производители продуктов питания, операторы грузовых перевозок, которые могут с определенной долей уверенности определять объемы рыка для большинства выпускаемых ими продуктовых линий или предоставляемых видов услуг. | |
Неограниченный набор возможных последствий | г | Для этого уровня неопределённости движение в будущее вязано не с конечными итогами, а с различными вариантами развития. При этом основную роль играет действие непредсказуемых макроэкономических условий Например, неопределимый уровень спроса на отдельный вид товара (число пользователей кабельного доступа в Интернет с ближайшие несколько лет). И хотя изучение рынка сбыта и проведение маркетинговых исследований отчасти омогают определить грубые ориентиры уровня спроса, они не могут предоставить более точную информацию относительно спроса на отдельные товары или услуги. |
Правильные ответы:
1-в
2-б
3-г
4-а
По вышеуказанным тестовым заданиям балл начисляется в случае полностью правильного их решения. Если в тесте есть ошибки, баллы не начисляются.
Практические задачи (задания)
1) Вставьте пропущенные слова, приведенные под текстом:
«План предпринимательского проекта по созданию новой или существенному изменению уже существующей … (изменение профиля работы, выход на новые рынки сбыта, преодоление кризисных или предбанкротных ситуаций) начинается с осмысления места фирмы в системе сложившихся рыночных …, выработки ее стратегии и … развития.
Последовательность шагов разработчиков проекта представлена ниже:
Программа (философия) → задачи и цели → планы развития хозяйственного портфеля → стратегия роста
Перед началом разработки программы (философии), … целей и задач развития фирмы следует учесть, что она будет действовать в сложившейся … структуре. Поэтому предпринимателю необходимо оценить … факторы, влияющие на деятельность фирмы:
- Окружающая среда, спрос, конкуренция (внешние факторы);
- Философия фирмы, маркетинг и другие функциональные службы, принципы деятельности, ресурсы (внутренние факторы).
Эффективность предпринимательского проекта зависит от объективной оценки внешних …, на которые фирмы повлиять, как правило, не сразу не может. Это: общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, состояние законодательства, уровень … населения, сложившиеся традиции потребления, культура населения, его демографическая структура и ряд других важных параметров.
Важное значение для … имеет информация о … среде и сложившемся уровне … на эти или аналогичные товары и услуги.
Анализ ситуации в рамках треугольника конкуренции (рис. 1) включает:
- Оценку емкости …;
- Возможности его сегментации;
- Выгоды, предлагаемой потребителю … и внедренным проектом;
- Перспективности проекта в завоевании достаточного рыночного сегмента.
| |||||||||||||||||||||||||
Рис. 1 Треугольник конкуренции
Весьма простым и эффективным средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного анализа (…).
Анализ информации о внешней среде, сильных и слабых сторонах фирмы помогает предпринимателю … оценить свое положение на рынке и выработать соответствующую … линию поведения.
Самая благоприятная ситуация для фирмы складывается, когда … внешней среды совпадают с … сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны … , создают кризисную ситуацию и препятствуют осуществлению бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и … факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия. В соответствии с ними он корректирует … бизнес-плана и деятельность своей фирмы.
При кардинальных переменах в деятельности фирмы, например, при наступлении кризисных ситуаций и угрозе банкротства, руководство должно немедленно реагировать путем изменения ее стратегии и тактики.
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством, предполагает целевой набор наиболее эффективных средств стратегии и тактики для каждого конкретного случая и предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие обязательные для каждого предприятия процедуры в рамках одной из стратегий:
- … роста;
- Интеграционного роста;
Диверсифицированного роста» (Горемыкин В.А. Планирование на предприятии : учебник для бакалавров / В. А. Горемыкин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 695 с.)
Правильные ответы:
Фирмы, отношений, целей, стратегических, рыночной, многочисленные, факторов, доходов, предпринимателя, конкурентной, спроса, рынка, конкурентами, SWOT-analysis, трезво, стратегическую, возможности, сильными, предприятия, внутренних, содержание, интенсивного.
Тема 2.Бизнес-план и его составление.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Последовательность этапов процесса разработки бизнес-плана
2. Общая структура бизнес-плана фирмы и проекта.
2. Необходимость привлечения консультантов к составлению бизнес-плана.
3. Требования к составлению резюме бизнес-плана.
4. Требования Минэкономразития к оценке бизнес-плана (приложение к Приказу Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. № 713).
5. Обоснование выбора месторасположения предприятия.
Контент- тест
1. Факторы внешней среды включают:
a) Уровень доходов населения;
b) Политические условия развития бизнеса в стране;
c) Экономические условия развития бизнеса в стране;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
2. Бизнес-план может использоваться:
a) Для получения кредита;
b) При перепрофилировании предприятия;
c) По новым проектам (инновациям);
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
3. Анализ ситуации в рамках треугольника конкуренции включает оценку:
a) емкости рынка и возможности его сегментации;
b) Выгоды, предлагаемой потребителю конкурентами и внедренным проектом;
c) Перспективности проекта в завоевании достаточного рыночного сегмента;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
4. Защитная тактика предприятия предполагает:
a) Проведение сберегающих мероприятий;
b) Осуществление стратегических мероприятий;
c) Осуществление сберегающих и стратегических мероприятий;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
5. Стратегия конгломератной диверсификации предполагает:
a) Пополнение ассортимента изделиями, похожими на товары предприятия;
b) Пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения к нынешним товарам и технологии;
c) Пополнение ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – b)
6. В соответствии с системой целей «SMART» цели должны быть:
a) Конкретными;
b) Поддающимися оценке;
c) Актуальными, реалистичными, контролируемыми;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
7. Анализ информации о внешней среде, сильных и слабых сторонах предприятия называется:
a) SWOT - анализ;.
b) PEST - анализ;
c) Матрица БКГ;
d) Стратегический анализ.
Правильный ответ – a)
8. Технико-экономическое обоснование проекта разрабатывается на … стадии:
a) прединвестиционной;
b) инвестиционной;
c) эксплуатационной;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
9. Стратегия концентрической диверсификации предполагает:
a) Пополнение ассортимента изделиями, похожими на товары предприятия;
b) Пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения к нынешним товарам и технологии;
c) Пополнение ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
10. Одно или несколько физических и(или) юридических лиц на основе договора характеризуются как:
a) Учредители;
b) Инвесторы;
c) Бизнес-партнеры;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)