Прагматическая концепция бизнеса
СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА БИЗНЕС
Концепции бизнеса
Какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он связан с бизнесом. Чтобы понять, почему так происходит важно обратиться к различным теоретическим толкованиям бизнеса как явления. Условно все они могут быть объединены в три основные концепции:позитивную, критическую, прагматическую.
Критическая концепция бизнеса - восноведанной концепции лежит тезис о несовместимости и противоречивости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес.
Основывается данная концепция на следующих положениях:
1. Критическая концепция бизнеса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономике (иногда говорят о том, что бизнес — это атрибут рынка).
2. Критическая концепция бизнеса определяет данное явление как одну из многих разновидностей человеческой деятельности. В повседневной жизни бизнес, по мнению сторонников рассматриваемого подхода, соседствует с действиями людей, которые ни при каких обстоятельствах не могут расцениваться в качестве бизнеса. Из сферы бизнеса исключаются наемный труд во всех его формах, деятельность некоррумпированных государственных служащих, любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство), а также здравоохранение, образование, просвещение, общественная и религиозная деятельность.
Критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» выступает извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы в действиях людей. Бизнес, направлен исключительно на получение прибыли, а получить прибыль может, образно выражаясь, лишь тот бизнесмен, кто сумеет отыскать кратчайший путь к чужому карману. Соответственно «небизнес» на извлечение прибыли не нацелен.
Подход, согласно которому бизнес представляет собой деятельность людей, направленную исключительно на получение доходов или прибыли, имеет чрезвычайно широкое распространение среди обывателей, он постоянно воспроизводится в средствах массовой информации. Следствием этого является то, что извлечение прибыли одной группой людей превращает другую группу людей в финансовых доноров.
В недавнем прошлом такой подход разделяли многие люди, и он составлял основу принятых в обществе моральных норм.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего
Можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:
· бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
· бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
· бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;
· бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Именно на основе данной концепции в девятнадцатом веке сформировалась теория научного коммунизма,согласно которой рыночная экономика и бизнес исторически обречены и должны со временем уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий. В этой коммунистической системе не будет частной собственности на средства производства, а потому нет и конкуренции интересов.
Позитивная концепция бизнеса является полной противоположностью критической концепции бизнеса.
Суть данной концепции состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей основе.
Такой подход весьма популярен в среде преподавателей многих американских университетов. И поскольку в системе бизнеса отсутствуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об ограниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени. Нет, стало быть, нужды ни в поиске альтернатив бизнесу, ни в построении коммунистического общества.
Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положительные стороны явления, определяемого как «бизнес». Данная концепция в разные времена лежала в основе многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в условиях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий.
Современное общество, по мнению приверженцев таких представлений, давно перестало отличаться социальными противоречиями и конфликтами, сотрясавшими мир в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в начале двадцатого века. Эти противоречия, действительно имевшие место в прошлом, в прошлом и остались. В странах с рыночно ориентированной экономикой люди постепенно перестают конкурировать между собой за доступ к производственным ресурсам, материальным и духовным благам, которые превращаются во всеобщее достояние, и к рабочим местам. В данных условиях государство направляет свою созидательную деятельность, главным образом, на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех», переориентируя ее с разрешения социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечных конкурентных столкновениях предпринимателей и неизбежной классовой борьбе работодателей («капиталистов») с наемными работниками («пролетариатом»).
Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Основой таких трансформаций общественных отношений признается осознание государством ответственности перед всеми членами общества одновременно, которые, занимаясь бизнесом во благо друг друга, совместно и целенаправленно способствуют укреплению и развитию национальной экономики.
Концепции бизнеса
Критическая концепция | Позитивная концепция | Прагматическая концепция | |
Цель бизнеса | Корысть бизнесменов | Всеобщее благо | Удовлетворение потребностей участников рынка |
Осуществляется в интересах | Бизнесменов | Всего общества | И бизнесменов и общества |
Явление в жизни общества | Нежелательное | Непротиворечивое | Противоречивое |
Содержание предпринимательской деятельности (бизнеса).
Предпринимательство- это вид экономической деятельности.
Предпринимательство –это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, целью которой является удовлетворение потребностей конкретных потребителей в товарах, работах и услугах и направленная на систематическое получение прибыли.
Для того, чтобы личности самореализоваться посредством предпринимательства необходимы определенные условия. Выделим принципиально важные:
1. Наличие социально-политических условий для предпринимательства.
2. Наличие профессионально-личностных качеств личности.
3. Наличие развитой инфраструктуры для предпринимательства.
4. Достаточно полное правовое и финансовое обеспечение предпринимательства.
Основными целями предпринимательской деятельности являются: систематическое получение прибыли и реализация творческого потенциала личности.
Субъектами предпринимательства могут быть:
1. Отдельные частные лица (граждане РФ, граждане иностранных государств).
Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия.
2. Юридические лица (объединения партнеров).
Юридические лица как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных обществ, товариществ, акционерных обществ открытого и закрытого типов и др.
Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.
Предпринимательской деятельностью не могут заниматься:
1.Несовершеннолетние. Лица, достигшие 16 лет, могут заниматься предпринимательством только с согласия родителей, опекунов или попечителей.
СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА БИЗНЕС
Концепции бизнеса
Какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он связан с бизнесом. Чтобы понять, почему так происходит важно обратиться к различным теоретическим толкованиям бизнеса как явления. Условно все они могут быть объединены в три основные концепции:позитивную, критическую, прагматическую.
Критическая концепция бизнеса - восноведанной концепции лежит тезис о несовместимости и противоречивости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес.
Основывается данная концепция на следующих положениях:
1. Критическая концепция бизнеса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономике (иногда говорят о том, что бизнес — это атрибут рынка).
2. Критическая концепция бизнеса определяет данное явление как одну из многих разновидностей человеческой деятельности. В повседневной жизни бизнес, по мнению сторонников рассматриваемого подхода, соседствует с действиями людей, которые ни при каких обстоятельствах не могут расцениваться в качестве бизнеса. Из сферы бизнеса исключаются наемный труд во всех его формах, деятельность некоррумпированных государственных служащих, любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство), а также здравоохранение, образование, просвещение, общественная и религиозная деятельность.
Критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» выступает извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы в действиях людей. Бизнес, направлен исключительно на получение прибыли, а получить прибыль может, образно выражаясь, лишь тот бизнесмен, кто сумеет отыскать кратчайший путь к чужому карману. Соответственно «небизнес» на извлечение прибыли не нацелен.
Подход, согласно которому бизнес представляет собой деятельность людей, направленную исключительно на получение доходов или прибыли, имеет чрезвычайно широкое распространение среди обывателей, он постоянно воспроизводится в средствах массовой информации. Следствием этого является то, что извлечение прибыли одной группой людей превращает другую группу людей в финансовых доноров.
В недавнем прошлом такой подход разделяли многие люди, и он составлял основу принятых в обществе моральных норм.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего
Можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:
· бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
· бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
· бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;
· бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Именно на основе данной концепции в девятнадцатом веке сформировалась теория научного коммунизма,согласно которой рыночная экономика и бизнес исторически обречены и должны со временем уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий. В этой коммунистической системе не будет частной собственности на средства производства, а потому нет и конкуренции интересов.
Позитивная концепция бизнеса является полной противоположностью критической концепции бизнеса.
Суть данной концепции состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей основе.
Такой подход весьма популярен в среде преподавателей многих американских университетов. И поскольку в системе бизнеса отсутствуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об ограниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени. Нет, стало быть, нужды ни в поиске альтернатив бизнесу, ни в построении коммунистического общества.
Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положительные стороны явления, определяемого как «бизнес». Данная концепция в разные времена лежала в основе многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в условиях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий.
Современное общество, по мнению приверженцев таких представлений, давно перестало отличаться социальными противоречиями и конфликтами, сотрясавшими мир в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в начале двадцатого века. Эти противоречия, действительно имевшие место в прошлом, в прошлом и остались. В странах с рыночно ориентированной экономикой люди постепенно перестают конкурировать между собой за доступ к производственным ресурсам, материальным и духовным благам, которые превращаются во всеобщее достояние, и к рабочим местам. В данных условиях государство направляет свою созидательную деятельность, главным образом, на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех», переориентируя ее с разрешения социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечных конкурентных столкновениях предпринимателей и неизбежной классовой борьбе работодателей («капиталистов») с наемными работниками («пролетариатом»).
Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Основой таких трансформаций общественных отношений признается осознание государством ответственности перед всеми членами общества одновременно, которые, занимаясь бизнесом во благо друг друга, совместно и целенаправленно способствуют укреплению и развитию национальной экономики.
Прагматическая концепция бизнеса
Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных крайностей происходит лишь в рамках третьей из названных выше концепций, а именно - прагматической концепции бизнеса.
Под прагматизмомздесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому не зависимый от воли и желания этих людей характер.
Сущность прагматической концепции бизнесасостоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, - выгодным людям, которые воспринимаются обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.
Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как объективного явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения упомянутых противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рассматриваются однозначно отрицательно. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.
Выделяют следующие элементы прагматической концепции бизнеса:
· бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом, он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой - стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;
· бизнес — это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;
· бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которые вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям, с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческой общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
· бизнес — это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.
Концепции бизнеса
Критическая концепция | Позитивная концепция | Прагматическая концепция | |
Цель бизнеса | Корысть бизнесменов | Всеобщее благо | Удовлетворение потребностей участников рынка |
Осуществляется в интересах | Бизнесменов | Всего общества | И бизнесменов и общества |
Явление в жизни общества | Нежелательное | Непротиворечивое | Противоречивое |
Содержание предпринимательской деятельности (бизнеса).
Предпринимательство- это вид экономической деятельности.
Предпринимательство –это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, целью которой является удовлетворение потребностей конкретных потребителей в товарах, работах и услугах и направленная на систематическое получение прибыли.
Для того, чтобы личности самореализоваться посредством предпринимательства необходимы определенные условия. Выделим принципиально важные:
1. Наличие социально-политических условий для предпринимательства.
2. Наличие профессионально-личностных качеств личности.
3. Наличие развитой инфраструктуры для предпринимательства.
4. Достаточно полное правовое и финансовое обеспечение предпринимательства.
Основными целями предпринимательской деятельности являются: систематическое получение прибыли и реализация творческого потенциала личности.
Субъектами предпринимательства могут быть:
1. Отдельные частные лица (граждане РФ, граждане иностранных государств).
Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия.
2. Юридические лица (объединения партнеров).
Юридические лица как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных обществ, товариществ, акционерных обществ открытого и закрытого типов и др.
Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.
Предпринимательской деятельностью не могут заниматься:
1.Несовершеннолетние. Лица, достигшие 16 лет, могут заниматься предпринимательством только с согласия родителей, опекунов или попечителей.