Применение сокращений в тексте
Сокращения можно подразделить на два вида: сокращения, которые применяются как в устной, так и в письменной речи, и сокращения, предназначенные только для зрительного восприятия. Последний вид принято называть текстовым или графическим. К таким сокращениям относятся: наименование территориальных, производственных и административных единиц (г., обл., пос., ф-ка, пер.); наименование должностей и званий (акад., проф., доц., к.т.н.); наименование дат и календарных сроков (м-ц, г., гг.); собственные текстовые сокращения (т.е., т.д., т.п.); формы обращения (г-н, гр., т.) и т.п.
Такие сокращения, как и др., и т.п., и т.д., и пр., применяются только в конце предложения, за исключением т.е.
Сокращения, применяемые при ссылках на таблицы, рисунки, иллюстрации: табл. – таблица, разд. – раздел, гл. – глава, п. или пп. – пункт (пункты), рис. – рисунок, ср. – сравни (ср. табл. 9 и табл. 10), см. – смотри (см. гл.3 п.3.1.). Данные сокращения слов применяются только перед числами, написанными цифрами. В иных случаях они пишутся полностью (на рисунке изображено…; на рис. 2 изображено…).
Сокращения слов, применяемые при числах, написанных цифрами: тыс., млн., млрд., шт., экз., чел., м., км, т (тонн). Например, 6 тыс. т.; 20 экз.
Денежные единицы сокращаются следующим образом: р. – рубль, к. – копейка. Такие сокращения применяются только при числах. Например, 12р. 20 к., но 12 тыс.руб.
Недопустимы сокращения: м.б. (может быть), т.о. (таким образом), п.ч. (потому что), т.к. (так как), напр. (например, надо н-р).
При введении в текст ВКР собственных определений, сокращений и обозначений можно использовать аббревиатуру (сложносокращенные слова). Способы составления аббревиатуры:
- по первым буквам слов сокращаемого словосочетания (вуз, ООО);
- путем исключения гласных и по одному из сдвоенных согласных (млн., тчк.);
- путем опущения конца слов (спец., зав., зам.);
- путем соединения одного или двух начальных слогов одного слова с полным вторым (капремонт, бухучет, жилплощадь);
- по начальным слогам слов (главбух, прораб);
- смешанный тип сокращений (ВятГУ).
При составлении аббревиатуры необходимо помнить, что сокращение не должно совпадать по форме с существующим словом или с другим сокращением. Сокращение должно соответствовать нормам русского произношения и правописания.
В зависимости от целей и задач работы, ее темы требования по точности расчетов следующие:
- коэффициентов – до тысячной доли;
- коэффициента сменности – до сотой доли;
- процентов – до сотой доли;
- финансово-экономических и статистических показателей – до рубля;
- показателей в бухгалтерских документах – до копейки.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
На защите ВКР для большей наглядности доклад необходимо дополнить мультимедийными презентациями. В презентациях следует отразить графики, диаграммы, таблицы и другие иллюстрации.
Так как время доклада обычно составляет 5 – 7 минут, то целесообразнее презентации разместить на 9 – 12 слайдах.
Нумерация таблиц, рисунков в пределах всей совокупности презентаций должна быть сквозной. Каждый рисунок и таблица должны иметь заголовки. Порядок оформления таблиц и рисунков отражен в п.3.6 и 3.7 настоящих методических указаний. Целесообразно оформлять надписи в таблицах и рисунках шрифтом не менее 14.
При выполнении графиков, диаграмм и других иллюстраций допускается применять цветную печать.
Мультимедийные презентации выполняется в программе «PowerPoint», при этом в обязательном порядке должны дублироваться в традиционном бумажном виде (на листах формата А4). Для каждого члена ГАК готовится один комплект презентаций.
Иные требования к оформлению презентаций устанавливает выпускающая кафедра.
ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ВКР
Календарный план выполнения ВКР представлен в Приложении 2
Выбор темы ВКР
В соответствии с приказом ФГБОУ ВО «ВятГУ» № 601 от 25.12.2015 «Об утверждении Положения о государственной итоговой аттестации в Вятском государственном университете по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» обучающиеся не ранее, чем за 7 месяцев до начала государственной итоговой аттестации должны выбрать тему ВКР, согласовать ее с научным руководителем и написать заявление о выборе темы ВКР.
Перечень рекомендуемых тем в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 27.04.07 «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» представлен в Приложении 1.Тема для разработки ВКР может быть предложена обучающимся самостоятельно, в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в области экономики и управления наукоемкими технологиями.
Заявления на тему ВКР рассматриваются на заседании кафедры на предмет целесообразности ее разработки. Если тема целесообразна для разработки и имеет практическую значимость для профессиональной деятельности, тема включается в приказ ректора. В противном случае, обучающемуся представляется письменный обоснованный отказ с приложением выписки из протокола заседания кафедры.
Руководство ВКР
В соответствии с приказом ФГБОУ ВО «ВятГУ» № 601 от 25.12.2015 «Об утверждении Положения о государственной итоговой аттестации в Вятском государственном университете по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» в обязанности научного руководителя ВКР входит:
1. Составление задания на преддипломную практику по изучению объекта практики и сбору материала для ВКР.
2. Составление задания (Приложение 5) и графика выполнения ВКР(Приложение 2).
3. Оказание необходимой помощи студенту при составлении плана ВКР, при подборе литературы и фактического материала в ходе преддипломной практике.
4. Консультирование студента по вопросам выполнения ВКР согласно установленному на семестр графику консультаций.
5. Постоянный контроль за сроками выполнения ВКР, своевременностью и качеством написания отдельных глав и разделов работы с отметкой в графике.
6. Написание отзыва о работе обучающегося в период подготовки ВКР (по форме, представленной в Приложении9)
7. Консультативная помощь студенту в подготовке текста доклада и иллюстративного материала.
8. Принятие решения о готовности ВКР к защите, подтвержденном соответствующими подписями на титульном листе ВКР.
Руководители ВКР назначаются из числа профессоров, доцентов Университета с учетом профессиональных интересов. Руководителями могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других организаций с достаточной теоретической и практической подготовкой. Руководитель ВКР закрепляется приказом ректора.
Защита ВКР
Выполненная и оформленная работа, подписанная обучающимся, представляется научному руководителю на позднее, чем за две недели до даты защиты. Руководитель ВКР представляет заведующему кафедрой отзыв о работе обучающегося в период подготовки ВКР.
Заведующий кафедрой на основании представленной студентом ВКР, подписанной научным руководителем, отзыва руководителя и рецензии допускает обучающегося к защите и делает соответствующую запись на титульном листе.
Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите ВКР, вопрос выносится для обсуждения на заседание кафедры с участием в нем руководителя и обучающегося. При отрицательном решении кафедры протокол заседания представляется декану факультета (директору института) для подготовки служебной записки, как не представившего в установленный срок ВКР.
Тексты ВКР, за исключением текстов ВКР, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются в электронной библиотечной системе Университета и проверяются на объем заимствований. Процент оригинальности текста ВКР должен быть не менее 70%.
На защиту ВКР представляются:
- оригинал ВКР (с визами руководителя и заведующего кафедрой);
- отзыв руководителя по установленной форме;
- рецензия;
- материалы, подтверждающие качество ВКР (справка о проверке текста ВКР в системе AntiPlagiat.ru);
- CD-диск с записанным файлом ВКР
Защита ВКР начинается с доклада по теме выполненной работы, продолжительность которого должна составлять не более 7 минут. В докладе быть изложены следующие вопросы:
- актуальность выбранной темы, цель, задачи, объект, предмет, временной интервал исследования;
- основные результаты исследования – выявленные тенденции, проблемы и перспективы развития объекты исследования;
- предложения студента для решения выявленных проблем – комплекс предлагаемых мероприятий, с указанием необходимых ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, информационных и др.), сроков и ответственных лиц;
- результаты, которые получены (в случае, если разработки автора ВКР были внедрены в практическую деятельность объекта исследования), либо могут быть получены (если, мероприятия планируются к внедрению);
- общие выводы, рекомендации и практическая значимость работы.
Обучающийся должен излагать содержание выполненной работы свободно, не читая письменного текста. Доклад в обязательном порядке должен сопровождаться презентацией и раздаточными материалами. Презентация должна быть подготовлена при помощи PowerPoint и содержать аналитические таблицы, схемы, графики, общее количество слайдов не должно превышать 20. Раздаточный материал также должен содержать аналитические таблицы, схемы и графики, иллюстрирующие содержание работы. Раздаточный материал оформляется в папку-скоросшиватель и готовится в количестве, равном числу членов комиссии (не менее 6 экземпляров).
После завершения доклада секретарь ГЭК зачитывает отзыв руководителя ВКР. Обучающемуся предоставляется возможность ответить на замечания, высказанные в отзыве руководителя ВКР. После этого члены ГЭК задают обучающемуся вопросы в соответствии с требованиями ФГОС и ООП ВятГУ. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.
Решение ГЭК об итоговой оценке основывается на оценке руководителя за качество работы и соответствие предъявляемым требованиям, и оценках членов ГЭК за содержание работы, ее защиту, включая доклад, ответы на вопросы, замечания руководителя. Результаты защит ВКР объявляются председателем ГЭК или ее заместитель в день защиты.