Деловая игра: Стоимостная оценка бизнеса гостиницы
ЗАО «А» — совместное российско-испанское предприятие, основанное 28 августа 2003г. в городе Москва. Основной вид деятельности — гостиница и рестораны. Применение в работе новейших технологий, и креативного подхода позволило предприятию быстро занять уверенное положение на рынке. Услуги пользуются спросом, предприятие успешно функционирует.
Вместе с тем, в настоящее время руководство ЗАО «А» рассматривает предложение о продаже данного вида бизнеса, так как осознает, что система управления наиболее рациональным образом использует производственные мощности и стабильно возрастающая прибыль от деятельности предприятия практически достигла отметки максимум. Таким образом, данный период является наиболее благоприятным для продажи бизнеса.
Оцениваемое имущество представляет из себя долю бизнеса — пакет акций ЗАО «А» в размере 10,8 % от уставного капитала, или 54 000 000 рублей, принадлежащий ЗАО «А». Номинальная стоимость одной акции в соответствии с учредительными документами составляет 1 рубль. Вид ценной бумаги — обыкновенная именная акция типа С. Общее количество эмитированных акций — 500 000 000 шт., количество оцениваемых акций — 54 000 000 шт.
Цель оценки — определение обоснованной рыночной стоимости пакета акций ЗАО «А» для его купли-продажи. Основными источниками информации для проведения оценки являются следующие:
1) данные бухгалтерского учета и отчетности ЗАО «А»;
2) данные статистического учета и отчетности ЗАО «А»;
3) другая рыночная маркетинговая информация.
Методика определения обоснованной рыночной стоимости бизнеса, доли бизнеса основана на трех основных подходах к оценке — затратный подход, рыночный подход (метод сравнительного анализа продаж), доходный подход. Каждый из этих методов имеет свои разновидности.
Система основных методов оценки активов предприятия как целостного имущественного комплекса:
По данным бухгалтерской отчетности ЗАО «А» показатель чистых активов предприятия составил:
— на 01.01.2007 г. — 65 609 071 тыс. руб.,
— на 31.12.2007г. — 65 938 919 тыс. руб.,
— на 01.06.2008 г. — 66 324 995 тыс. руб.
Таким образом, показатель чистых активов является величиной положительной и может быть использован при оценке акций в рамках затратного подхода. В рамках затратного подхода для анализируемого предприятия может быть использована стоимость замещения активов. Поскольку предприятие является относительно новым, имеет передовое технологическое оборудование, в качестве стоимости замещения активов для целей расчета принимаем валюту баланса в качестве показателя имущественного комплекса предприятий.
По бухгалтерским данным валюта баланса ЗАО «А» составила:
— на 01.01.2007 г. 112 922 142 тыс. руб.,
— на 31.12.2007 г. 112 002 433 тыс. руб.,
— среднегодовая величина 112 462 288 тыс. руб.
В результате стоимость одной акции составляет 22,49 руб. (112 462 288000/500 000 000)
Стоимость пакета акций, принадлежащего ЗАО «А» составляет
1 214 460 000руб. (22,49 * 54 000 000 шт.).
Поскольку ЗАО «А» является закрытым акционерным обществом, акции которого не имеют свободного обращения на фондовом рынке, в рамках рыночного подхода к оценке бизнеса целесообразно использовать метод оценки по аналоговой стоимости (метод компании-аналога). При этом в качестве гостиницы-аналога принимаем ЗАО «Б», а в качестве рыночного мультипликатора — показатель Цена/Выручка. В этом случае Стоимость предприятия = Мультипликатор Цена/Выручка * Прогнозируемая величина выручки предприятия. По данным бухгалтерского баланса ЗАО «Б» за 2007 г., полученного в Московском городском комитете государственной статистики значение мультипликатора Цена/Выручка составила 2,04 (250000/122285). Прогнозируемая величина выручки ЗАО «А» определяется исходя из предположения о росте уровня загрузки номерного фонда гостиницы с 75 % до 80 %. При этом допускается, что выручка предприятия линейно зависит от загрузки производственных мощностей. Тогда прогнозируемая величина выручки увеличиться на 5% и составит 1 317 433 тыс.руб. (1 254 698 * 0,5%), где 1 254 698 тыс. руб. — выручка ЗАО «А» за 2007 г.
В результате стоимость бизнеса равна 2 687 563,3 тыс.руб. (2,04*1 317 433). Тогда рыночная стоимость одной акции дополнительно составит 5,37 рублей. (2 687 563300/500 000 000) Следовательно, рыночная стоимость доли бизнеса ЗАО «А» в рамках рыночного подхода к оценке составляет 289 980 000 руб. (5,37*54 000 000 шт.).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: «Питер», 1999.
2. Градов А.П./Под. ред. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие. – 4е. изд., перераб. – Спб.: Специальная Литература, 2003.
3. Горбылёва З.М. Экономика туризма. Практикум: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002.
4. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Друккер П. Практика менеджмента. Пер с англ. – М.: «Вильямс», 2000.
6. Друккер П. Управление в обществе будущего. – М.: «Вильямс» 2007.
7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Питер, 1999.
8. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления. – М.: «Дело» 2003.
9. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2002.
10. Котлер Ф. Маркетинг Гостеприимство Туризм. Пер. с англ. – М.: Издательское объединение «Юнити», 1998.
11. Кобьелл К. Мотивация в стиле Экшн. – 2е изд. – М.: «Альпина бизнес букс», 2005.
12. Кобяк М.В., Скобкин С.С. Управление качеством в гостинице : учеб. пособие / - М.: Магистр, 2009.
13. Минцберг Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. – СПб: «Питер», 2000.
14. Лайко М.Ю., Скобкин С.С. Экономическая стратегия в управлении предприятиями индустрии гостеприимства и туризма. Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова № 5 (17), 2007.
15. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. – М.: «Интел универсал», 2000.
16. Оценка бизнеса/ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
17. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: учеб. пособие /- М.: Магистр, 2007.
18. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2007.
19. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ) : учеб. пособие / - М.: Магистр, 2009.
20. Скотт М.К. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости: Пер. с англ. – М.: Олимп – Бизнес, 2000.
21. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. – 2-е изд. – М: «Дело», 2001.
22. Черемных О.С, Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005.
23. Черемных О.С. Повышение стоимости компании – цель управления бизнеса // Образование и бизнес. – 2002. – №9.
24. Экономический словарь.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование.
25. Информационные ресурсы:
26. 24. http://www.prohotel.ru/
27. 25. http://ru.wikipedia.org/wiki
28. http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/01.html (Сунь-Цзы. Искусство войны)
29. http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_20/article_2838/ (Готовимся к продаже: повышение стоимости компании. А.П.Ваганов)
30.http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_18/article_3134/ (Реализация стратегии. Майкл Мэнкинс, Ричард Стил)
31.http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_18/article_2856/ (Сбалансированная система показателей как основа стратегического управления. И.Пашанин)
32.http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_18/article_3789/ (Анализ методов увеличения прибыли. Ричард Кох)
33. http://www.fd.ru/ (финансовый директор)
34. http://www.finman.ru/ (финансовый менеджмент)
35. http://www.cfin.ru/press/management/
36. http://www.techcast.org/