Классификационная модель стратегий предприятия

1. Ресурсно-рыночная стратегия

1.1. Ресурсная стратегия

1.1.1. Стратегия объема ресурсных запасов

1.1.1.1. Формирование долгосрочного запаса ресурсов

1.1.1.2. Формирование краткосрочного запаса ресурсов

1.1.1.3. Формирование среднесрочного запаса ресурсов

1.1.2. Стратегия качества ресурсов

1.1.2.1. Лидирующее качество

1.1.2.2. Минимальное качество

1.1.2.3. Среднеотраслевое качество

1.2. Стратегия на рынке ресурсов

1.2.1. Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов

1.2.1.1. Моносегментный рынок поставщиков

1.2.1.2. Доминантно-сегментный рынок поставщиков

1.2.1.3. Полисегментный рынок поставщиков

1.2.1.4. Переход от одного типа рынка поставщиков к другому

2. Товарно-рыночная стратегия

2.1. Товарная стратегия

2.1.1. Номенклатурная стратегия: выбор типа номенклатуры

2.1.1.1. Монономенклатурное производство

2.1.1.2. Доминантно-номенклатурное производство

2.1.1.3. Полисегментная номенклатура производства

2.1.1.4. Изменение номенклатурного типа предприятия

2.1.2. Ассортиментная стратегия: выбор типа ассортимента

2.1.2.1. Широкоассортиментное производство

2.1.2.2. Узкоассортиментное производство

2.1.2.3. Среднеассортиментное производство

2.1.2.4. Изменение ассортиментного типа производства

2.1.3. Стратегия обновления номенклатуры производства

2.1.3.1. Расширение (сокращение) номенклатуры за счет технологически близких к выпускаемым видов продукции

2.1.3.2. Расширение (сокращение) номенклатуры за счет близких по месту потребления к выпускаемым видов продукции

2.1.3.3. Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки выпускаемой продукции

2.1.3.4. Расширение (сокращение) номенклатуры за счет не связанных с производимыми видов продукции

2.1.4. Стратегия масштабов производства

2.1.4.1. Расширение масштабов производства

2.1.4.2. Сокращение масштабов производства

2.1.4.3. Сохранение масштабов производства

2.1.5. Стратегия качества продукции

2.1.5.1. Лидерство в качестве профильной продукции

2.1.5.2. Минимальное качество профильной продукции

2.1.5.3. Среднеотраслевой уровень качества профильной продукции

2.2. Рыночная стратегия

2.2.1. Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции

2.2.1.1. Моносегментный рынок сбыта

2.2.1.2. Доминантно-сегментный рынок сбыта

2.2.1.3. Полисегментный рынок сбыта

2.2.1.4. Смена типа структуры рынка сбыта продукции

2.2.2. Стратегия рыночной экспансии

2.2.2.1. Расширение охватываемого сектора товарного рынка

2.2.2.2. Сокращение сектора рынка

2.2.2.3. Сохранение охватываемого сектора

2.2.3. Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке

2.2.3.1. Концентрация усилий на завоевании потребителя

2.2.3.2. Концентрация усилий на рекламе продукции

2.2.3.3. Концентрация усилий на отношениях с конкурентами

2.2.4. Стратегия ценообразования

2.2.4.1. Ценообразование на базе уровня издержек

2.2.4.1.1. Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию

2.2.4.1.2. Ценообразование на базе издержек производства

2.2.4.2. Ценообразование на базе уровня спроса

2.2.4.2.1. Ценовое лидерство

2.2.4.2.2. Ценообразование по принципу «гонки за лидером»

2.2.4.2.3. Минимизация цен

2.2.4.2.4. Компенсационное ценообразование

3. Технологическая стратегия

3.1. Стабильная технология производства профильной продукции как основа функционирования («технологический тип предприятия»)

3.2. Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип»)

3.3. Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип»)

3.4. Обновление технологии на базе собственных результатов НИОКР

3.5. Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР

3.6. Обновление технологии с учетом технологических разрывов

4. Интеграционная стратегия

4.1. Стратегия вертикальной интеграции

4.2. Стратегия горизонтальной интеграции

4.3. Стратегия диагональной интеграции

5. Финансово-экономическая стратегия

5.1. По внутренним функциям компонентов стратегии

5.1.1. Цели стратегии

5.1.2. Средства достижения целей

5.1.3. Индикаторы, фиксирующие степень достижения целей

5.2. По внешним функциям финансово-экономической деятельности

5.2.1. Налоговая стратегия

5.2.2. Инвестиционная стратегия

5.2.3. Дивидендная стратегия

5.2.4 Ценовая стратегия

5.2.5. Стратегия финансирования

5.2.6. Учетная стратегия

5.3. По уровню и динамике максимизации прибыли

5.3.1. Стратегия быстрого роста

5.3.2. Стратегия стабильного развития

5.3.3. Стратегия финансового оздоровления

5.4. По виду хроноструктуры максимизации потребляемой прибыли

5.4.1. Стратегия максимизации потребляемой прибыли на начальном этапе стратегического периода

5.4.2. Стратегия максимизации совокупной потребляемой прибыли за весь стратегический период

5.4.3. Комбинированная стратегия

5.5. По показателям ликвидности и рентабельности

5.5.1. Стратегия, когда рентабельность обратно пропорциональна его ликвидности

5.5.2. Стратегия поддержания определенного уровня рентабельности с учетом регулирования ликвидностью в широком диапазоне

5.5.3. Стратегия поддержания определенного уровня ликвидности с учетом регулирования рентабельностью исходя из рыночной конъюнктуры

5.6. По характеру реализации в отдельные периоды времени

5.6.1. Наступательная стратегия (модель активного приспособления)

5.6.2. Оборонительная стратегия (модель консервативного поведения)

5.6.3. Комбинированная стратегия (смешанная модель)

5.7. В зависимости от уровня сформированного портфеля заказов

5.7.1. Стратегия равномерной загрузки производственных мощностей и заполнения резервных мощностей

5.7.2. Стратегия наращивания производственных мощностей

6. Социальная стратегия

6.1. Стратегия численности работников

6.1.1. Полномасштабный коллектив

6.1.2. Минимально необходимый коллектив

6.1.3. Промежуточный размер коллектива

6.2. Стратегия взаимозаменяемости работников

6.2.1. Индивидуальная специализация работников

6.2.2.Высокая степень взаимозаменяемости работников

6.2.3. Внутригрупповая взаимозаменяемость работников

6.3. Стратегия дифференциации работников

6.3.1. Высокодифференцированный (по отношению руководства к работникам и оплате их труда) коллектив

6.3.2. Однородный коллектив

6.3.3. Частично дифференцированный коллектив

6.4. Стратегия степени патернализма руководства по отношению к коллективу

6.4.1. Максимальный патернализм

6.4.2. Минимальный патернализм, полная обособленность руководства от коллектива

6.4.3. Групповой или частичный патернализм

6.5. Стратегия выбора социального типа коллектива

6.5.1. Коллектив, в котором положение каждого работника определяется его отношениями с руководством

6.5.2. Временное сообщество людей, вынужденно связанных только функциональной общностью

6.5.3. Коллектив, связанный неформальными дружескими отношениями взаимопомощи, общности интересов

6.5.4. Сообщество людей, лишенных индивидуальных функциональных отличий и направляемых лидером

6.5.5. Постоянное сообщество работников, положение которых определено индивидуальными функциональными обязанностями

7. Стратегия управления

7.1. Тип управления

7.1.1. Стратегический характер управления

7.1.2. Политический характер управления

7.1.3. Тактический характер управления

7.1.4. Оперативный характер управления

7.2. Организационная структура

7.2.1 Степень влияния факторов на организационную структуру

7.2.1.1. Структура, слабо зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («механическая структура»)

7.2.1.2. Структура, зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («органическая структура»)

7.2.2. Принцип структуризации коллектива предприятия

7.2.2.1. Группировка работников по профессиональным знаниям и навыкам (профессиональная структура)

7.2.2.2. Группировка работников по функциональным признакам (функциональная структура)

7.2.2.3. Группировка работников по видам производимой продукции (предметная структура)

7.2.2.4. Группировка работников по технологическому признаку (технологическая структура)

7.2.2.5. Группировка работников по сегментам рынка потребления производимой продукции (потребительская структура)

7.2.2.6. Группировка работников по местонахождению (дивизионная структура)

7.2.2.7. Группировка сотрудников по их участию в одном проекте (временная организационная структура)

7.3. Управленческая структура

7.3.1. Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия (линейная структура управления)

7.3.2. Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия со специальными подразделениями для подготовки решений (линейно-штабная структура)

7.3.3. Структура подчинения по функциональной иерархии (функциональная структура)

7.3.4. Структура двойного линейного и функционального подчинения (линейно-функциональная структура)

7.3.5. Другие виды управленческих структур.

ПРИЛОЖЕНИЕ: 2

Наши рекомендации