Классификация стратегий предприятия

Под стратегиейпонимается качественно определенное направление развития предприятия, план достижения его генеральных целей.

В процессе стратегического управления для предприятия разрабатываются следующие стратегии:

корпоративная (на уровне предприятия в целом),

деловые(для конкретных бизнес-единиц),

функциональные (маркетинговая, научно-техническая, производственная, кадровая, сбытовая, финансовая).

Базовые корпоративные стратегии развития предприятия (стратегические альтернативы):

1. Концентрированный рост (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта)

2. Рост (интегрированный рост - приобретение собственности, внутреннее расширение и диверсифицированный рост - производство новых продуктов)

3. Стратегия сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке и т.п.)

4. Комбинированная

Базовые деловые стратегии М.Портера:

· лидерство в издержках (минимизация издержек);

· дифференциация продукции (предложения различных видов продукции);

· фокусирование (концентрация усилий на конкретном сегменте рынка).

К деловым стратегиям можно отнести стратегию раннего выхода на рынок (стратегия первопроходца).

Общие этапы разработки стратегии:

1. разработка миссии организации

2. определение генеральных целей

3. оценка и анализ внешней среды и управленческое обследование сильных и слабых сторон

4. анализ стратегических альтернатив

5. выбор стратегии.

Наиболее распространенным методом исследования внешней среды является SWOT- анализ.

Привлекательность и прибыльность отрасли по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции (Модель 5 С):

1. Соперничество среди конкурирующих предприятий.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены (товары заменители).

3. Угроза появления новых конкурентов (потенциальные конкуренты).

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков (поставщики).

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей (покупатели).

Основные подходы портфельного анализа

портфельная матрица Бостонской консультационной группы, или матрица БКГ

модель Мак-Кинзи, или «экран бизнеса».

В матрице БКГ для оценки конкурентоспособности отдельных бизнесов используются два критерия: темп роста отраслевого рынка и относительная доля рынка (рис 10.2).

Модель Мак-Кинзи включает девять квадратов и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентоспособности стратегической единицы бизнеса.


Темп роста рынка Высокий «Звезда» «Проблема»
Низкий «Дойная корова» «Собака»
  Высокая Низкая
Относительная доля рынка

Рис. 10.2. Матрица БКГ

Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-план – это комплексный план создания или развития бизнеса.Структура и содержание бизнес-плана зависят от целей его разработки. Бизнес-план может разрабатываться по конкретному предпринимательскому проекту или по предприятию в целом. В последнем случае данный план выполняет роль плана развития предприятия. Как правило, основной функцией бизнес-плана является привлечение денежных средств. Если бизнес-план разрабатывается с целью привлечения денежных средств из государственного бюджета, наряду с коммерческим эффектом необходимо рассчитывать бюджетный эффект. Под бюджетным эффектом бизнес-плана понимается превышение доходов бюджета над расходами бюджета при осуществлении бизнес-плана.

Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта представлена в табл. 10.3.

Бизнес-план разрабатывается на срок не менее срока окупаемости проекта. При этом, количественные показатели по первому году реализации проекта рассчитывают с помесячной разбивкой, по второму году – с поквартальной разбивкой. Начиная с третьего года, показатели планируются в целом на год.

Таблица 10. 3

Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Раздел Содержание
Резюме проекта Цель и сущность проекта. Преимущества продукции и объем ожидаемого спроса, потребность в инвестициях, срок возврата вложенных средств. Показатели коммерческой эффективности проекта. Социальные проблемы, которые помогает решить проект.
Анализ положения дел в отрасли Общая потребность в продукции в регионе и России. Ожидаемая рыночная доля. Потенциальные конкуренты. Анализ аналогов продукции.
Производ-ственный план Производственная программа. Принятая технология. Требования к организации производства. Состав оборудования и условия поставок. Поставщики сырья и материалов. Численность работающих и затраты на оплату труда. Стоимость производственных основных фондов. Порядок начисления амортизации. Годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость единицы продукции. Общая стоимость инвестиционного проекта. Обеспечение экономической и технической безопасности.
План маркетинга Патентная ситуация. Организация сбыта. Торгово-сбытовые издержки. Обоснование цены на продукцию. Программа по организации рекламы. Программа реализации продукции.
Организаци-онный план Сведения о субъекте, осуществляющем проект: организационно-правовая форма, форма собственности, показатели для оценки финансового состояния. Предполагаемая организационная структура. Распределение обязанностей между членами руководящего состава..
Финансо-вый план Прогноз объемов реализации, план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат; сводный балансовый план активов и пассивов, анализ безубыточности, анализ чувствительности, стратегия финансирования. Стратегия финансирования содержит информацию о прогнозируемых источниках, форме и динамики финансирования проекта

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое планирование? Назовите принципы планирования.

2. Чем отличаются планы от прогнозов?

3. Как классифицируются планы по горизонту планирования?

4. Что такое стратегия? Чем стратегическое планирование отличается от текущего?

5. Какова главная генеральная цель предприятия?

6. Какие базовые корпоративные стратегии развития предприятия Вы знаете?

7. Назовите разделы годового финансово-хозяйственного плана.

8. Планирование начинается с объема производства или объема продаж?

9. Каковы этапы разработки стратегии?

10. Какие критерии для оценки конкурентоспособности бизнеса используются в матрице БКГ?

11. Как Вы понимаете модель Портера 5 С ?

12. Какие Вы знаете базовые деловые стратегии?

13. Что Вы понимаете под бюджетом предприятия?

14. Что такое бизнес-план? Какова основная функция бизнес-плана?

15. Из каких разделов состоит типовой бизнес план инвестиционного проекта?

14. В каком разделе бизнес-плана отражается план денежных поступлений и выплат?

15. Как рассчитывается бюджетный эффект?

16. Каково содержание производственного плана, разрабатываемого в составе бизнес-плана?

17. Каково содержание стратегии финансирования, разработанной в рамках бизнес планирования?

Наши рекомендации