Классификация стратегий предприятия

Предприятия могут намечать разные цели. Это зависит от внешних и внутренних факторов. Все разнообразие целей систематизируется и классифицируется по следующим признакам:

1) по содержанию и направленности целей (экономические, социальные, личные);

2) по функциональной сфере реализации целей (маркетинговые, финансово-экономические, инвестиционные, инновационные, организационные);

3) по уровню достижения (необходимые, желательные);

4) по временному фактору (перспективные, текущие, первоочередные);

5) по отношению к главной цели (конечные и промежуточные);

6) по характеру оценки (количественные и качественные);

7) по степени влияния внешних факторов (цели, связанные с внешними факторами, и цели, не связанные с внешними факторами, а связанные с использованием внутренних резервов);

8) по составу и характеру интересов (цели предприятия, общества).

Таблица 4.1

Классификация возможных стратегий предприятия

Признаки классификации Виды стратегии предприятия
1. В зависимости от масштаба разработки · Общая (генеральная) · Вспомогательные (поддерживающие)
2. По направлениям деятельности · Маркетинговая · Финансовая · Операционная (производственная) · Инновационная · Других направлений деятельности
3. В зависимости от вида ресурсов · Стратегия формирования и использования трудовых ресурсов · Стратегия формирования и использования материально-технической базы · Стратегия формирования собственного капитала · Стратегия привлечения заемного капитала · Стратегия формирования других ресурсов
4. По функциональному принципу · Товарная стратегия · Стратегия взаимодействия с рынками ресурсов · Стратегия управления прибылью · Стратегия управления активами · Стратегия инвестиционной деятельности · Стратегия стимулирования персонала · Стратегия предотвращения банкротства · Другие функциональные стратегии
5. В зависимости от срока реализации · Краткосрочная · Среднесрочная · Долгосрочная
6. По темпам развития · Стратегия ускоренного роста · Стратегия ограниченного роста · Стратегия сохранения положения · Стратегия сокращения масштабов деятельности
7. По способам обеспечения развития · Стратегия концентрированного развития · Стратегия интеграции · Стратегия диверсификации · Стратегия комбинирования
8. В зависимости от стадии жизненного цикла предприятия · Стратегия на стадии «рождения» · Стратегия на стадии «детство» · Стратегия на стадии «юность» · Стратегия на стадии «ранняя зрелость» · Стратегия на стадии «полная зрелость» · Стратегия на стадии «старение»

В процессе обоснования перспективных направлений деятельности предприятия могут формироваться различные типы стратегий. Все стратегии можно классифицировать по следующим признакам.

1. В зависимости от масштаба разработки:

Общая (генеральная) стратегия развития предприятия связана с деятельностью предприятия в целом, использованием всех видов ресурсов и ориентирована на выполнение его главной цели.

Вспомогательные (поддерживающие) виды стратегий обеспечивают реализацию генеральной стратегии предприятия по отдельным направлениям его деятельности (маркетинговая, финансовая, производственная и т.д.).

2. По направлениям деятельности разрабатываются следующие виды вспомогательных стратегий:

Маркетинговая, Финансовая, Операционная (производственная), Инновационная, Других направлений деятельности.

3. В зависимости от вида ресурсов, которыми осуществляется управление разрабатываются вспомогательные стратегии:

Стратегия формирования и использования трудовых ресурсов, Стратегия формирования и использования материально-технической базы, Стратегия формирования собственного капитала, Стратегия привлечения заемного капитала, Стратегия формирования других ресурсов.

4. По функциональному принципу:

Товарная стратегия, Стратегия взаимодействия с рынками ресурсов, Стратегия управления прибылью, Стратегия управления активами, Стратегия инвестиционной деятельности, Стратегия стимулирования персонала, Стратегия предотвращения банкротства, Другие функциональные стратегии.

5. В зависимости от срока реализации:

Краткосрочные- сроком до 1 года,

Среднесрочные - на 3-5 лет,

Долгосрочные –более чем на 5 лет.

6. По темпам развития:

Стратегия «ускоренного роста»– предусматривает ежегодное значительное повышение уровня кратко- и долгосрочных целей над достигнутыми показателями. Такая стратегия характерна для развивающихся предприятий и связана с высоким риском.

Стратегия «ограниченного роста» –является наиболее распространенной, для нее характерно установление целей от достигнутого. Такая стратегия характерна для предприятий, которые в основном удовлетворены своим положением, прибыльны и эффективны.

Стратегия «сохранения положения»- ориентирована на обеспечение стабильного положения предприятия на рынке, укрепление его рыночных позиций. Показатели деятельности предприятия определяются исходя из прогнозируемых темпов и характера изменения рынка деятельности предприятия.

Стратегия «сокращения масштабов деятельности» -принимается тогда, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться, при экономическом спаде и угрозе банкротства.

В границах данной стратегии возможны следующие альтернативы:

- ликвидация предприятия;

- «отсечение лишнего», т.е. реорганизация или ликвидация отдельных подразделений предприятия;

- сокращение объемов деятельности и переориентация стратегии (диверсификация).

7. По способам обеспечения развития:

Стратегия концентрированного развития –предусматривает дальнейшее развитие предприятия за счет усовершенствования деятельности в рамках освоенного рынка функционирования (рыночной ниши).

Стратегия интеграции –развитие предприятия за счет создания новых структурных подразделений, развития новых видов деятельности, применения различных форм интеграции со своими контрагентами.

Стратегия диверсификации –развитие предприятия за счет диверсификации деятельности и освоения новых рынков сбыта.

Стратегия комбинирования –объединение нескольких стратегий для развития предприятия.

8. В зависимости от стадии жизненного цикла:

· Стратегия на стадии «рождения»

· Стратегия на стадии «детство»

· Стратегия на стадии «юность»

· Стратегия на стадии «ранняя зрелость»

· Стратегия на стадии «полная зрелость»

Стратегия на стадии «старение»

Формирование стратегии представляет собой сложный творческий процесс. Он требует высокой квалификации и компетентности исполнителей.

3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Процесс разработки стратегии представляет собой стратегическое планирование, в котором определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

Стратегия отличается от других программ, оттекущего планирования и бизнес-планов.

Стратегия характеризуется комплексностью подхода к деятельности предприятия, в отличие от бизнес-плана не имеет четких временных границ.

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленный действием. Обычно он заканчивается установлением общих направления продвижение, по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Разработка стратегии деятельности предприятия на рынке осуществляется в несколько этапов см. рис. 4.1.

 
  классификация стратегий предприятия - student2.ru

Рис. 4.1 Основные этапы процесса формирования стратегии развития предприятия

На первом этапенеобходимо осмыслить миссию предприятия, т.е. его генеральную глобальную цель (причину, мотив) создания и функционирования предприятия.

В большинстве случаев миссией предприятия является производство продукции (предоставление услуг), отвечающих потребностям рынка и способствующих получению максимально возможной прибыли.

На втором этапе должен быть проведен анализ внешней среды функционирования предприятия и его производственно-технических возможностей.

Для этого необходимо:

• провести исследование рынка деятельности предприятия и выявить тенденции его развития;

• оценить производственно-технические возможности предприятия и конкурентоспособность, проанализировать возможности внутренних резервов и ресурсов предприятия для повышения эффективности его: функционирования;

• провести анализ внешней среды функционирования предприятия.

На третьем этапепроводится комплексный анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия, оценивается его стратегический потенциал, конкурентный статус, конкурентоспособность.

Стратегический потенциал характеризуется тремя моментами:

во-первых - наличием и состоянием реальных ресурсов предприятия, его материальных, трудовых, информационных и финансовых ресурсов;

во-вторых - степенью соответствия ресурсного потенциала стратегическим целям и задачам предприятия;

в-третьих - способностью ресурсного потенциала обеспечить устойчивость к воздействию внешней среды и его гибкостью к внутрифирменным изменениям, другими словами - способностью адаптироваться.

«Конкурентный статус предприятия» характеризует уровень освоения потенциальных возможностей предприятия. Это понятие нельзя смешивать или отождествлять с конкурентоспособностью, конкурентными преимуществами, так как конкурентный статус оценивает ресурсное обеспечение и готовность предприятия к достижению стратегических целей и задач, степень освоения своих потенциальных возможностей, наличие благоприятных внешних условий для создания и поддержания конкурентных преимуществ.

Целью этого этапа является оценка возможностей достижения предприятием стратегических целей развития: росту суммы и уровня прибыли, объемов деятельности, сохранения или укрепления рыночных позиций и другое.

На четвертом этапена основе результатов 1-3 этапов определяется система стратегических целей функционирования предприятия на период разработки стратегии.

Процесс формирования целей состоит из 2х взаимосвязанных этапов:

1. Качественное определение целей (завоевание рынка, достижение достаточного увеличения прибыли для финансирования деятельности предприятия или вхождение в другие рыночные ниши).

2. Уточнение, согласование, конкретизация и количественное выражение поставленных целей в виде системы важнейших показателей хозяйственно-финансовой деятельности, к которым стремится предприятие.

На пятом этаперазрабатываются альтернативные варианты развития предприятия, т.е. различные варианты дальнейшего развития. С этой целью проверяется соответствие между поставленными целями и имеющимися возможностями предприятия, его ресурсным потенциалом.

На шестом этапереальность достижения поставленных стратегических целей обеспечивается разработкой мероприятий, направленных на реализацию разработанной стратегии:

1. Разработка системы обеспечивающих (функциональных) стратегий, которые определяют стратегические цели и основы управления отдельными видами деятельности, ресурсами экономическими показателями и т.д.

2. Формирование политики предприятия по отдельным направлениям деятельности, которые представляют собой форму будущей реализации его общей стратегии в разрезе отдельных целей и аспектов хозяйственно-финансовой деятельности в краткосрочном периоде.

3. Разработка системы тактических планов ведения хозяйственно-финансовой деятельности , в которых устанавливается последовательность и сроки достижения отдельных целевых стратегических показателей в рамках отдельных временных периодов.

На седьмом этапе, который длится на протяжении всего периода осуществления стратегии проводится мониторинг достижения поставленных стратегических целей, контролируется состояние внешней и внутренней среды предприятия.

Своевременное внесение уточнений и дополнений в принятую стратегию развития является залогом успешного функционирования предприятия и достижения поставленных стратегических целей.

Наши рекомендации