Правовой статус потребительских обществ

Правовой статус потребительских обществ как юридиче­ских лиц определяется Гражданским кодексом Российской Фе­дерации. Гражданский кодекс РФ устанавливает две категории субъектов гражданского оборота: граждан и юридических лиц. Граждане (физические лица) обладают общей правоспособно­стью, а юридические лица делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации, одни из кото­рых (коммерческие), как правило, обладают общей правоспо­собностью (т.е. способностью иметь юридические права и не­сти юридические обязанности), а другие (некоммерческие)-специальной правоспособностью.

Классификация юридических лиц проводится в ГК дваж­ды: в п. 2 ст. 48 и в ст. 50 . И та и другая классификация име­ют важное значение, поскольку в обоих случаях отнесение со­ответствующего вида юридических лиц к той или иной группе предопределяет его особый правовой режим.

В п. 2 ст. 48 в качестве основания классификации исполь­зуется соотношение в правах учредителей (участников) и са­мого юридического лица. Это дало возможность Кодексу ука­зать три модели юридических лиц. Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юри­дическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу. Соот­ветственно и переданное учредителями (участниками) и при­обретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные - права требования к юридическому лицу. Подразумеваются, в частности, права, принадлежащие члену организации: возвращать стоимость своего взноса в складочный капитал, участвовать в управлении ею, получать дивиденды и др. По этой первой модели строятся хозяйствен­ные товарищества и хозяйственные общества, а также про­изводственные и потребительские кооперативы. Следова­тельно, потребительский кооператив является единственной некоммерческой организацией имеющей складочный капитал.

Согласно ст. 50, ч.1 Г.К.РФ, одной из форм некоммерче­ских организаций являются потребительские кооперативы. На основании п.З, ст. 116, ч.1 ГКРФ понятие "потребитель­ский кооператив" трактуется в юридической практике как более широкое, чем " потребительское общество" и "потре­бительский союз". Отсюда следует, что потребительские общества и потребительские союзы являются разновидно­стью потребительских кооперативов, относящихся к неком­мерческим организациям. Согласно ст. 50 ГКРФ, главным при­знаком некоммерческой организации является то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлече­ние прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками. В то же время, п. 5, ст. 116 ГК РФ гла­сит: "Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распре­деляются между его членами". Причем потребительский кооператив является на сегодняшний день единственной формой некоммерческой организации, по отношению к которой сделана такая оговорка.

Таким образом, уже в Гражданском кодексе РФ заложен особый статус потребительского кооператива как проме­жуточной формы: некоммерческой организации, имеющей отдельные черты коммерческой. Эти черты проистекают из применения к потребительскому кооперативу основных кри­териев деления юридических лиц на коммерческие и некоммер­ческие организации. Особенности статуса потребительских кооперативов позволяют им, пользуясь рядом преимуществ, которые дает законодательство некоммерческим организа­циям по сравнению с коммерческими, несколько расширить рамки своей правоспособности. Отнесение же потребитель­ских кооперативов к некоммерческим организациям связано, прежде всего, с их социальной значимостью, требующей госу­дарственной поддержки.

Двойственный статус потребительских кооперативов и, в частности, потребительских обществ и союзов, обуславливает и характерное для них соотношение методов правового регу­лирования их деятельности, например, методов гражданского и административного права.

Наши рекомендации