Правовой статус потребительских обществ
Правовой статус потребительских обществ как юридических лиц определяется Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ устанавливает две категории субъектов гражданского оборота: граждан и юридических лиц. Граждане (физические лица) обладают общей правоспособностью, а юридические лица делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации, одни из которых (коммерческие), как правило, обладают общей правоспособностью (т.е. способностью иметь юридические права и нести юридические обязанности), а другие (некоммерческие)-специальной правоспособностью.
Классификация юридических лиц проводится в ГК дважды: в п. 2 ст. 48 и в ст. 50 . И та и другая классификация имеют важное значение, поскольку в обоих случаях отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе предопределяет его особый правовой режим.
В п. 2 ст. 48 в качестве основания классификации используется соотношение в правах учредителей (участников) и самого юридического лица. Это дало возможность Кодексу указать три модели юридических лиц. Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками) и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные - права требования к юридическому лицу. Подразумеваются, в частности, права, принадлежащие члену организации: возвращать стоимость своего взноса в складочный капитал, участвовать в управлении ею, получать дивиденды и др. По этой первой модели строятся хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, а также производственные и потребительские кооперативы. Следовательно, потребительский кооператив является единственной некоммерческой организацией имеющей складочный капитал.
Согласно ст. 50, ч.1 Г.К.РФ, одной из форм некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы. На основании п.З, ст. 116, ч.1 ГКРФ понятие "потребительский кооператив" трактуется в юридической практике как более широкое, чем " потребительское общество" и "потребительский союз". Отсюда следует, что потребительские общества и потребительские союзы являются разновидностью потребительских кооперативов, относящихся к некоммерческим организациям. Согласно ст. 50 ГКРФ, главным признаком некоммерческой организации является то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками. В то же время, п. 5, ст. 116 ГК РФ гласит: "Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами". Причем потребительский кооператив является на сегодняшний день единственной формой некоммерческой организации, по отношению к которой сделана такая оговорка.
Таким образом, уже в Гражданском кодексе РФ заложен особый статус потребительского кооператива как промежуточной формы: некоммерческой организации, имеющей отдельные черты коммерческой. Эти черты проистекают из применения к потребительскому кооперативу основных критериев деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Особенности статуса потребительских кооперативов позволяют им, пользуясь рядом преимуществ, которые дает законодательство некоммерческим организациям по сравнению с коммерческими, несколько расширить рамки своей правоспособности. Отнесение же потребительских кооперативов к некоммерческим организациям связано, прежде всего, с их социальной значимостью, требующей государственной поддержки.
Двойственный статус потребительских кооперативов и, в частности, потребительских обществ и союзов, обуславливает и характерное для них соотношение методов правового регулирования их деятельности, например, методов гражданского и административного права.