Преимущества потребительских обществ

ПО является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Поэтому здесь нет ограничений членства в коммерческих организациях (обязательная государственная регистрация каждого участника и его вклада). Не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких потребительских обществах, в том числе и однородных. Юридическими лицами – участниками таких ПО могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации.Существуют также возможности ПО, которые не могут реализовываться в других некоммерческих организациях:

1. Возврат пайщиком общества собственного паевого взноса (или его части) без налогов (обязательственное право, ст.48 ГК РФ).

2. Возможность направлять полученные доходы, кроме как на уставную деятельность, так и на распределение между пайщиками и коммерческую деятельность.

3. Возможность формирования неделимого фонда для защиты основного имущества от конфискации и изъятия его из производственного процесса недобросовестными пайщиками ранее требуемых сроков.

4. Возможность сохранить имущество пайщиков от нереальных аппетитов кредиторов, так как на паевые взносы пайщиков не обращаются иски по их долгам.

5. Возможность привлечения средств и кредитования пайщиков без необходимости лицензирования ЦБ РФ.

6. Возможность создания фондов для внутреннего потребления и создания безналоговой системы перераспределения (не продажи) имущества ПО между пайщиками.

7. Создание кооперативных участков ПО (не филиалов) при пайщиках – юридических лицах, дающих возможность пользоваться преимуществом общества.

8. Возможность легального возврата сэкономленных от налогов средств в оборот пайщиков – юридических лиц (возврат паевого взноса, материальная помощь, безвозмездное пользование имуществом, оказание производственных услуг, обеспечивающих получение пайщиком доходов).

9. Возможность обмена имуществом специализированных фондов между потребительскими обществами без налогов.

10. Создание фонда развития потребкооперации, уменьшающего налогооблагаемую базу.

11. Возможность гарантированного владения своим паем с наследованием, а также управление им.

ПО вправе оказывать услуги пайщикам и членам их семей за счет их паевых и целевых взносов. Это обстоятельство открывает большие возможности в образовании, отдыхе, оздоровлении и спортивной подготовке. Решение этой важнейшей социальной задачи осуществляется с наименьшими издержками и наибольшей значимостью ПО, объединяющем родителей, педагогов, тренеров и спонсоров и так далее. ПО имеет возможность формировать благотворительные фонды, собственный страховой и пенсионный фонды. Настоящий Закон гарантирует (как указано в его преамбуле) потребительским обществам и их Союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим ПО государственную поддержку. Постановление Правительства РФ от 24.01.1994г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации РФ» рекомендует не только компенсировать некоторые затраты организации потребительской кооперации, но и освободить их от некоторых видов налогов.

Права ПО, регламентирующие возможности участия в хозяйственных обществах, ведения внешнеэкономической деятельности, привлечения заемных средств пайщиков и граждан, существенно повышают степень адаптивности этой структуры к рыночным условиям. Возникновение финансовой функции привлечения средств населения и кредитования пайщиков позволяет существенно облегчить решение вопросов мобилизации финансовых ресурсов и эффективного использования временно свободных средств, снижая тем самым риски их неэффективного использования.

ПО не преследует цели извлечения прибыли в качестве основного критерия своей деятельности, но в интересах своих пайщиков может осуществлять строительную, промышленную, торговую, заготовительную, посредническую, внешнеэкономическую деятельность, деятельность по управлению недвижимостью и другую, не запрещенную Законом деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ПО имеют исключительное социальное значение, гораздо большее, чем общественные, профсоюзные и благотворительные организации, поскольку решают гораздо больший круг проблем и задач, основываясь на принципах деятельности потребкооперации, законодательстве РФ, а также международном и российском опыте потребкооперации.

Уменьшение налогооблагаемой базы может быть достигнуто за счет перевода бизнеса на основу коллективной (кооперативной) собственности в рамках строго определенной законом организационно-правовой формы – потребительского общества (ПО).

Применение этой организационно-правовой формы дает право рассматривать участников хозяйственного процесса не как участников процесса по схеме: «бизнес – бизнес», а как участников по схеме: «бизнес – процесс». Эта отличительная особенность и дает право производить продукцию не на продажу (в результате продажи или реализации возникает доход, с которого сразу начинаются налоги), а для потребления внутри потребительского общества, а это значит, что в его пределах можно, не убирая из этой схемы денег, заменить продажу обменом. Тогда целый ряд налогов и обязательных платежей снимается автоматически вместе с исчезновением налогооблагаемой базы. Аналогично можно применить данную схему взаимоотношений в рамках потребительского общества при строительстве жилья, распределении в розницу товаров, закупленных оптом, предоставлении любых услуг, например питания, обучения и отдыха сотрудников.

Все это лишь отдельные реальные примеры деятельности предприятий, которые способны существовать в рамках уникальной организационно- правовой формы под названием «потребительское общество».

В ходе реализации Программы используются юридически закрепленные основные положения Федерального закона:

1. Согласно ст. 48 ГК РФ, участники ПО приобретают обязательное право по возврату своего взноса. Взнос в некоммерческую организацию – это уже не ваше имущество, вернуть его нельзя, в то же время как режим возврата активов, внесенных в уставный капитал или их стоимости действует только в коммерческих структурах.

2. Второе положение – возможность «новации», реструктуризации обязательств (ст. 414 ГК РФ), в данном случае обязательств ПО как юридического лица. Его пайщик может, не выходя из общества, вернуть часть своего паевого взноса путем присвоения взносов других пайщиков, разумеется, равных в сумме по стоимости.

3. ПО имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность соответствует целям, для достижения которых она создана. Также как и коммерческая организация, ПО может нанимать работников, иметь право делить и распределять полученные доходы.

4. Специфические особенности ПО делают его более демократичным, чем коммерческая структура, разумеется, если во главу поставить принцип «удовлетворения потребностей»:

- если акционеру легко потерять контроль над деятельностью АО, то пайщики ПО равноправны, так как решения принимаются по принципу «один пайщик – один голос»;

- если операции с уставным капиталом коммерческой структуры подлежат государственной регистрации, то движения собственности пайщиков в пределах ПО неподконтрольны ни одному вещному органу;

- членами ПО могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица без ограничений, деятельность которых будет регулироваться в рамках Рекомендации № 127 МОТ «О роли кооперативов в экономическом и социальном развитии развивающихся стран», принятой в г. Женева 21.06.1966г. на 50-й сессии Генеральной конференции МОТ;

- в бухгалтерском учете: все членские взносы не подлежат налогообложению как средства, уплаченные участниками некоммерческой организации на ее содержание. Баланс ПО, которое не ведет коммерческую деятельность, состоит из 5-6 строчек, в основном из статьи «Целевые взносы» и «Расчеты с учредителями», в то время как все коммерческие операции учитываются по общим правилам. В зависимости от того, насколько эффективно работает схема ПО для различных типов предприятий, сокращение налогооблагаемой базы составляет от 30 до 100%.

Как показала практика,применение основных положений о потребительских обществах более эффективно при реализации потребительских товаров для пайщиков ПО, в том числе продукции сельскохозяйственного производства. Наиболее известным направлением деятельности ПО является сельскохозяйственная кооперация – ПО, которое организует прием у своих пайщиков излишков сельхозпродуктов и их реализацию различным организациям и предприятиям (заводу, торговой фирме) или через свой собственный магазин в микрорайоне города или поселке. Для этого ПО принимает в члены пайщики потребителей и принимает от них денежные средства в специальный коллективный фонд. Из этого фонда производится закупка у оптовиков товаров и продуктов. При этом можно рассчитывать еще и на дополнительные скидки, так как товары закупаются оптом на большую сумму. Далее они выдаются (а не продаются) пайщикам, которые внесли денежные средства. Ни на одной стадии этой операции не берется наценка или любая другая плата с пайщика – товар выдается и учитывается только по покупочным ценам. Аналогично можно создать розничные сети в микрорайоне с приемом в пайщики всех его жителей. Тогда рядовой гражданин будет получать скидки на товары ежедневного потребления именно там, где он обычно их покупает.

Схема потребительского общества может быть распространена гораздо шире и не только по территориальному признаку, как в вышеуказанном примере, например:

- При покупке клубной карточки в фитнес-центр и подобные спортивные или культурно-развлекательные комплексы – по похожему принципу работают некоторые торговые сети. Система дисконтных платежей существует практически во всех крупных торговых сетях, но в ПО дисконт достигается не за счет уменьшения доходов, а за счет экономии на налогах.;

- При обучении на подготовительном отделении института на платной основе или при получении дополнительных услуг по обучению в школах. Родители могут организовать ПО и вносить не плату, а взносы, снижая себестоимость обучения и предусматривая другие необходимые затраты.

- Для любых сфер производства использование схемы ПО особенно выгодно для крупных предприятий, объединенных в холдинги. Например: комплекс предприятий – птицефабрика, комбикормовый завод, ТЭЦ, мельничный комбинат работают как отдельные юридические лица. Оформляя передачу продукции друг от друга как реализацию, они платят налоги, которые потом включаются в цену конечного продукта. Если их взаимодействие будет в рамках ПО, то каждое из них продолжает существовать в прежней юридической форме, но «внешний» оборот каждого уменьшается, значит уменьшаются и налоги.

- При строительстве жилья на основе образования ПО, объединяющего строителей и будущих хозяев, можно существенно сократить стоимость строительства. Модель ПО позволит обойти многие проблемные вопросы реформы ЖКХ.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод: применение механизмов финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации способно принести эффекты, которые порой невозможно выразить в цифрах. К ним относятся: легализация оборотов имущества и денежных средств, повышение инвестиционной привлекательности объектов и предприятий, защита имущества (особенно производств) от недобросовестных кредиторов.

Реализация проектов практического применения положений Федерального закона «О потребительской кооперации (Потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в различных областях жизнедеятельности пайщиков ПО:

· в производстве и потреблении произведенной продукции сельскохозяйственного назначения;

· в оказании образовательных услуг (детские сады и ясли, школы, колледжи, институты, университеты, курсы, семинары;

· в организации туризма и отдыха;

· в организации клубных систем (технических, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных, пансионатов, домов отдыха);

· в строительстве, реализации и эксплуатации жилья;

· в производстве и оказании услуг населению) и т.д.

Более детально данные Проекты будут подготовлены к их реализации по мере приобретения определенного опыта в ходе реализации первых двух целей Программы.

Рассмотрим Задачи Программы: Создание условий для развития потребительских обществ в регионах Российской Федерации:

1)Информационно-образовательная работа по мировоззренческой, духовно-нравственной, методологической подготовке и отработке практических организационно-деятельных качеств у населения, как потенциальных членов потребительских обществ.

2)Пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого члена потребительского общества, в том числе через средства массовой информации.

3)Переподготовка руководящего звена управления и других категорий работников и служащих потребительских обществ по современным программам управления социальными процессами, по организации работы по взаимодействию с органами государственной власти и негосударственными учреждениями, а также общественными объединениями по формированию у населения созидательного мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе.

4)Практическое внедрение методологии и методики проведения работ по развитию потребительских обществ.

5)Совершенствование нормативно правовой базы в области развития потребительских обществ и совершенствование программ по их эффективной деятельности.

6)Создание системы мониторинга масштабов развития потребительских обществ, как в России, так и за рубежом.

7)Совершенствование форм и методов работы по внедрениюПрограммы Фондо-Рыночных Механизмов Хозяйствования.

Наши рекомендации