Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Внешней средой фирмы можно назвать те факторы и условия, которые возникают вокруг, несмотря на деятельность организации и оказывают влияние на ее работу [15].
Процесс, с помощью которого можно осуществлять контроль над внешними факторами организации с целью определения возможных угроз, называется анализом внешней среды. С его помощью предприятие может получить дополнительное время и спрогнозировать все возможности, а также спланировать ряд действий для разных обстоятельств. Анализ внешней среды дает организации время для разработке стратегий , тем самым она может избежать возможные угрозы.
Проблемы и их решения можно выделить в следующих группах:
1) Экономические факторы.
Для того, чтобы понять как распределяются и формируются ресурсы нужно изучить макроокружение организации и его экономические компоненты. При этом производится анализ таких составляющих, как уровень безработицы, темпы роста инфляции, величина валового национального продукта и т.д. Любая из этих составляющих может представлять собой как новый виток развития для компаний, так и угрозу. То, что для одной организации является экономической угрозой, другой может быть прогрессом.
2) Политические факторы.
Для того чтобы иметь четкое представление о планах государственных органов касаемо развития общества и средств, за счет которых государство осуществляет свою политику, стоит ознакомиться с политической составляющей внешней среды. Рассматривая политические факторы можно выяснить следующее: как правительство относится к разным отраслям экономики в различных регионах, а также к бизнесу в целом [17].
3) Рыночные факторы.
Организация постоянно испытывать беспокойство в условиях изменчивой рыночной внешней среды. Анализ рыночной внешней среды выявляет такие факторы, которые влияют как на развитие, так и на упадок организации. Например: распределение доходов населения демографические изменения, условия проникновения на рынок, уровень конкуренции, качество и цена товаров и услуг. Главной целью анализы рыночных факторов является укрепление конкурентных позиций организации и дальнейшее планирование стратегий [19].
4) Технологические факторы.
Чтобы вовремя увидеть возможности развития техники и науки, которые создаются для производства товаров и их усовершенствования, а также модернизации, используют технологический анализ.
5) Международные факторы.
На международном рынке существуют как мелкие, так и крупные фирмы. В этой огромной системе нужно постоянно поддерживать контроль и следить за изменениями. Под международными факторами понимаются: валютный курс, сырье и материалы, политическая ситуация в странах, иностранные организации и инвесторы. Политика правления Стратегия организации в разных странах могут усиливать защиту компаний и отраслей , либо расширять их. Конкуренты, имеющие собственные стратегии толкают другие организации на введение собственных стратегий с целью укрепления внутреннего рынка, получение защиты правительства от иностранных конкурентов и продвижение международных отношений [18]
6) Факторы конкуренции.
Большое место в стратегическом управлении занимает изучение конкурентов, так как именно с ними организация борется за ресурсы которые получают и внешней среды целью обеспечения своего существования. Собственная организационная стратегия по конкурентной борьбе должна базироваться на изучении слабых и сильных сторон конкурентов.
7) Факторы социального поведения.
В эту группу входят нравы общества и их отношения, а также меняющиеся потребности и ожидания. Общество - это живой организм и он постоянно меняется, например отношение к гендерной принадлежности, к ведению бизнеса, изменению социальных решений и защите потребительских прав. При нынешнем экономическом устройстве социальный фактор имеет большое значение в жизни организации [16].
Нельзя забывать о факторах внутренней среды. Она предполагает жизнедеятельность организации, которая включает себя механизмы управления, направленные на развитие научно-технической базы организации, а также производственную и реализационную функции. Организация должна правильно функционировать и выживать, не зависимо от времени, именно внутренняя среда помогает ей существовать. Внутренняя среда состоит из нескольких сегментов, каждый из которых имеет набор основных процессов и функций организации, продуктивность которых определяется потенциалом и возможностями организации.
Кадровый сегмент внутренней среды организации включает в себя такие составляющие:
- взаимодействие рабочего и управляющего звена;
- найм на работу персонала, его обучение. Повышение квалификаций и продвижение по карьерной лестнице;
- мотивация труда и оценка способностей;
- создание благоприятной атмосферы в коллективе и поддержание рабочего настроя.
Организационный сегмент состоит из:
- процессы коммуникации;
- организационные подразделения;
- иерархичность;
- свод правил, норм и процедур;
- рассредоточение ответственности и прав.
Производственный сегмент включает в себя:
- создание продукта;
- логистика на складе;
- техническое обеспечение;
- разработки и исследования.
В маркетинговый сегмент входит:
- реализация товара и процессы, связанные с ним;
- продуктовая стратегия;
- ценовая стратегия;
- движение товара на рынок;
- определение рынка сбыта;
- выбор системы распределения.
Финансовый сегмент состоит из:
- эффективное использование денежных средств;
- обеспечения денежного движения;
- соблюдение нормальной ликвидности;
- повышение прибыльности;
- инвестиционный анализ.
Внутренняя среда организации не может существовать без организационной культуры, которая также должна тщательно изучаться одновременно с анализом внутренней среды организации [20].
Конкурентоспособной организации с устойчивым развитием предшествовала организационная культура, делая компанию успешной, но в тоже время она может существенно ей навредить, не давая развиваться (это происходит при высоком техническом и финансовом потенциале организации). Важной особенностью проводимого анализа стратегического управления является ее способность выявления отношений между организационными группами и осуществление сильного влияния на построение связей между организацией и внешней средой. Ввиду того, что организационная культура очень неярко проявляется, ее изучение имеет свои сложности.