Операционных доходов и расходов
± (сальдо)
Внереализационных доходов и расходов
= (равно)
Прибыль (убыток) до налогообложения.
Полученная таким образом прибыль до налогообложения корректируется за счет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Из прибыли до налогообложения вычитаются: налог на имущество (в размере 2,0 % от стоимости имущества, находящегося на балансе предприятия), налог на рекламу (в размере 5,0 % фактических затрат на рекламные работы и услуги), доходы по видам деятельности, освобожденной в соответствии с законодательством, от налогообложения.
__________________________
1Валовая прибыль, рассчитанная таким образом близка по своей природе к понятию «Валовая маржа», применяемому в странах рыночной экономики при расчете прибыли, но при условии если сумма постоянных затрат по управлению не отражена в выручке и себестоимости, а включена в управленческие расходы.
Из оставшейся суммы прибыли вычитается текущий налог на прибыль и рассчитывается, таким образом, чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Рассмотренная методика (порядок) расчета прибыли касается «бухгалтерской прибыли», однако в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существует разница между «бухгалтерской прибылью» и « налогооблагаемой» прибылью, состоящая из постоянных и временных разниц.
Постоянные разницы возникают в результате:1
а) превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка) над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;
б) непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей.
в) непризнания для целей налогообложения убытки, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесение его в уставной (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;
г) образование убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения, как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;
д) прочих налоговых различий.
Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом или других отчетных периодах.
Изложенный порядок расчета прибыли одинаков для всех предприятий общественного питания, гостиниц, турфирм (туроператоров).
В тоже время методика расчета и прибыли в гостиницах в рамках установленного порядка может иметь некоторую специфику, исходя из характера деятельности предприятия. В частности «прибыль (убыток) от продаж» может рассчитываться по следующей схеме:
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС),
в том числе от продажи:
- гостиничные услуги
- общественное питание
- прочие
-(минус)
себестоимость проданных товаров, продукции, услуг, работ,
в том числе проданных:
- гостиничные услуги
- общественное питание
- прочие
= (равно)
Валовая прибыль
-(минус)
Коммерческие расходы
-(минус)
Управленческие расходы
= (равно)
Прибыль (убыток) от продаж.
Далее расчет прибыли осуществляется по общей (описанной ранее) схеме.
«Прибыль от продаж» предприятий общественного питания и турагентств может рассчитываться и как разница между валовым доходом (сумма наценок на сырье и товары, используемых для производства продукции собственного производства) на предприятиях общественного питания или суммой турагентского вознаграждения (доходом турагентств) за минусом НДС и их издержками производства и обращения.
В странах развитой рыночной экономики наряду с чистой прибылью рассчитывается маржинальный доход или валовая маржа. Расчет осуществляется по следующей методике: из оборота от реализации вычитаются НДС и переменные расходы. Из полученной таким образом валовой маржи вычитаются постоянные расходы, и определяется прибыль или убыток от основной деятельности.
Таблица
Расчет валовой маржи и прибыли в предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.
Общественное питание | Гостиницы Турфирмы |
Товарооборот (выручка от реализации продукции) - затраты на сырье и товары = валовой доход - НДС - Переменные издержки (затраты) | Выручка от реализации продукции и услуг - НДС - Переменные издержки (затраты) |
= Валовая маржа - Постоянные издержки (затраты) | = Валовая маржа - Постоянные издержки (затраты) |
= прибыль (убыток) | = прибыль (убыток) |
Расчет валовой маржи, а также подразделение затрат на переменные и постоянные необходимо для анализа безубыточности работы предприятий, для анализа и управления прибылью.
5.3. Распределение прибыли на предприятиях ресторанно-
гостиничного бизнеса и туризма.
Чистая прибыль, полученная на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, распределяется по разным направлениям. Пропорции распределения прибыли определяются экономическими нормативами, установленными государством и предприятием самостоятельно.
При установлении нормативов распределения прибыли исходят из необходимости соблюдения следующих принципов:
- выполнение обязательств перед государственным бюджетом и бюджетами других уровней;
- накопление собственного капитала для развития предприятия;
- обеспечение материальной заинтересованности работников в увеличении прибыли предприятия;
- формирования в необходимых размерах резервного фонда для нужд предприятия.
В соответствии с данными принципами прибыль распределяется по следующим направлениям:
- отчисления в резервный фонд предприятия. Средства этого фонда используются для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, и других непредвиденных расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений от чистой прибыли до достижения им размера установленного предприятием. Размер этих отчислений не может превышать, 15% уставного фонда предприятия.
- отчисления в фонд накопления. Средства этого фонда используются на прирост основных и оборотных фондов, выступают в качестве источников дополнительных капитальных вложений, направляемых на строительство предприятия, освоение нового вида продукта (например турпродукта) приобретение пакета «ноу-хау», новых информационных технологий, линий связей и т.д.
- отчисления в фонд потребления, из которого формируются средства фонда материального поощрения и фонда социально-культурного развития, создаваемых по решению предприятия и отраженных в учредительных документах.