Анализ факторов внутренней среды

Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия

Наименование предприятия: ОАО «Калинковичский мясокомбинат», занимается переработкой крупного рогатого скота (КРС), лошадей и свиней и изготавливает следующую продукцию:

-мясо в тушах и полутушах;

-субпродукты;

-сопутствующую продукцию: жиры пищевые, кишечные фабрикаты;

-техническую продукцию: мука кормовая, сырье кожевенное;

-вареные колбасные изделия, сосиски, сардельки;

-полукопченые и варено-копченые колбасы;

-сырокопченые и сыровяленные колбасы;

-продукты из свинины, говядины, конины, птицы;

-полуфабрикаты, в том числе полуфабрикаты замороженные в тесте – пельмени;

-консервы.

Местонахождение организации: 247710, Республика Беларусь, Гомельская область, г. Калинковичи, ул. Северная, 8. Целью создания и деятельности организации является осуществление хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Коллектив предприятия направляет все усилия на создание условий для разработки и производства высококачественной продукции, удовлетворяющей желания и потребности Потребителя. Улучшение деятельности организации зависит от следующих целей:

- постоянного повышения результативности систем менеджмента качества;

- соблюдение требований технических нормативных и законодательных правовых актов;

- проведение маркетинговых исследований по изучению рынков сбыта, степени удовлетворенности потребителей, анализа продукции конкурентов;

- выпуска конкурентоспособной рентабельной продукции;

- расширения внешнего и внутреннего рынков сбыта;

- технического перевооружения производства;

- применения энергосберегающих технологий;

- повышения экономического благосостояния организации.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат»

Показатели Значения по годам Темп роста, % Отклонение (+/-)
2012 к 2011 2013 к 2012
1. Товарная продукция, руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах 110,78 102,29 133,28 117,84
2. Выручка от реализации, руб. 128,03 147,99
3. Себестоимость реализованной продукции, руб. 130,67 157,31
4. Прибыль от реализации, руб. 110,75 95,07
5. Прибыль отчетного периода, руб. 115,89 61,37
6. Рентабельность реализованной продукции, % 3,74 3,23 2,08 -0,5 -1,16
7. Численность ППП, чел. 101,8 100,6
8. Производительность труда, руб./чел. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах 64,49 64,49 119,2 76,42 134,3 48,9 184,8 118,5 112,7 63,9
9. Стоимость основных средств, руб. 103,8 112,0
10. Фондорентабельность,% 0,55 0,54 0,43 98,2 79,6
11 Индекс цен 1,0 1,56 1,76 - -

Источник: документация предприятия

В 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность деятельности организации снизилась на 1,16-2,31 п., а в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 0,50 п. в итоге по всей деятельности, на 0,41 п. по итогам реализации, а так же на 0,70 п. по расходам. Следовательно, в течение 3 лет в ОАО «Калинковичский мясокомбинат» наблюдались отрицательные тенденции, так как в 2015 году эффективность деятельности снизилась, наибольшее влияние на увеличение эффективности деятельности организации оказало снижение удельного веса себестоимости продукции.

Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Калинковичский мясокомбинат

Отдел маркетинга и сбыта

Организацией сбыта продукции в ОАО «Калинковичский мясокомбинат» занимается отдел по внешнеэкономической деятельности. Отделу по внешнеэкономической деятельности подчиняются отдел маркетинга, транспортный цех, отдел сырья, отдел сбыта.

Таким образом, основной задачей сбыта ОАО «Калинковичский мясокомбинат» на данный момент является обеспечение реализации выпускаемой продукции. Организационная структура управления организациям сформирована исходя из стоящих перед коллективом задач, и направлена на рост объёма производства, освоение новых изделий из мяса, продвижение продукции на новые рынки сбыта. Руководство каждой группой в соответствии с распределением обязанностей осуществляет один из руководителей завода: директор, заместитель директора по производству, главный бухгалтер, главный инженер, заместитель директора по идеологической и кадровой работе, заместитель директора по коммерческим вопросам, помощник директора по общим и социальным вопросам. Исключение дублирования в работе структурных подразделений обеспечивается разработанными на предприятии положениями об отделах и службах и должностными инструкциями, согласно которым четко определяются функции, права, обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей в системе управления.

Организационно-производственная структура ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлена в приложении А.

Отдел кадров - планирование работы с персоналом, подбор и расстановка кадров, обучение и развитие, кадровый резерв, молодёжная политика, оценка труда персонала, социально-психологическое обеспечение работы, социальная политика, мотивация труда и корпоративная культура.

Технический отдел - планирование, прогнозирование и анализ текущей деятельности.

Отдел труда и заработной платы - совершенствование форм организации труда работников, систем оплаты труда, установление тарифных ставок, должностных окладов с учётом уровня профессиональных качеств и квалификации сотрудника, аттестация рабочих мест по организации, нормировании и условиям труда.

Юридический отдел- претензионно-исковая и договорная работа, консультирование служб и отделов по правовым вопросам, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, представительство организации в органах государственной власти, муниципального управления, в надзорных и контролирующих органах, а также подготовка и согласование проектов приказов, правовое информирование работников аппарата управления.

Отдел охраны труда и окружающей среды – охрана труда и промышленной безопасности, противопожарная безопасность, работы по ГО и ЧС, природоохранные мероприятия, соблюдение экологического законодательства.

Ремонтно-строительный отдел – проведение периодических технических осмотров, текущий ремонт, модификация и усовершенствование оборудования.

Основной состав работающих - это работники со средним специальным образованием, имеющие большой опыт работы в этой области.

Административно-управленческий персонал преимущественно имеет высшее техническое и экономическое образование. Организационная структура управления организациям сформирована исходя из стоящих перед коллективом задач, и направлена на рост объёма производства, освоение новых изделий из мяса, продвижение продукции на новые рынки сбыта.

В целом действующая в настоящее время организационная структура управления ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представляет собой вертикально управляемый производственно-экономический комплекс с существенными функциональными разрывами при фактическом управлении изготовлением и реализацией продукции для различных секторов рынка.

Важной составляющей микросреды организации являются кадры.

Отдел по внешнеэкономической деятельности

отдел маркетинга
транспортный цех
отдел сырья
отдел сбыта

Рисунок 5 Организационная структура системы сбыта ОАО «Калинковичский мясокомбинат»

Источник: собственная разработка.

Для оценки эффективности управления сбытом проанализируем динамику следующих показателей объем производства, выручку от реализации, прибыль от реализации, запасы готовой продукции и рентабельность реализованной продукции на предприятии.

Огромное внимание на предприятии уделяется товарной политике. Ассортимент продукции чрезвычайно разнообразен, а работа по его расширению и обновлению ведется постоянно. Каждый новый вид продукции создается с учетом потребностей и предпочтений потребителей. Основные особенности ассортиментных инноваций – разработка и производство экологически безопасных продуктов массового потребления, производство продуктов лечебно-профилактического назначения.

Основным видом деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат» является производство мясных изделий.

Основными методами управления сбытом в организации является прогнозирование объёмов сбыта на основе успешности продаж продукции в прошлом году. Таким образом, основной задачей отдела сбыта «Калинковичский мясокомбинат» на данный момент является обеспечение реализации продукции.

Анализ товарной политики

Покорение вершин качества напрямую связано с модернизацией производства. Завоевав доверие потребителей вкусными продуктами, Калинковичский мясокомбинат не останавливается на достигнутых результатах, разрабатывает стратегию и планомерно движется к своим целям.

Ставка сделана на техническое перевооружение – без него невозможно движение вперед. Объем инвестиций из года в год растет. Внедряется новое оборудование, улучшаются условия труда, быта и отдыха работников.

За последние три года сделано очень много. Среди значимых проектов необходимо отметить реконструкцию убойного цеха. В соответствии с требованиями СанПиНов разделены зоны убоя. Теперь в чистой зоне благодаря установленным системам вентилирования и кондиционирования температура окружающей среды не превышает 12°С. Таким образом, обеспечено соблюдение санитарных норм при разделке туш. В настоящее время начинается реконструкция холодильника. Ожидания специалистов связаны со снижением затрат на энергоресурсы и улучшением качества сырья. Этому проекту придается особое значение в связи с увеличением доли охлажденного мяса в общем объеме его реализации.

Изучив предпочтения покупателей, внедрили технологию упаковки продукции в модифицированной газовой среде с помощью машины MULTIVAC. Это позволило значительно улучшить потребительскую и транспортную упаковку, эстетику внешнего вида товаров, обеспечить санитарно-гигиенические требования, продлить сроки годности продукции. Благодаря современной упаковке увеличились объемы реализации выпускаемых изделий, как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Для климатического созревания сырокопченых и сыровяленых колбас установлены две камеры холодного копчения австрийской фирмы Zorgo. В результате улучшилось качество продукции, увеличились объемы производства.

Таблица 2.2 – Состав и структура себестоимости ОАО «Калинковичский мясокомбинат».

2014 к
(от) 2013
2015 к
(от) 2014
Сырье и материалы
- сумма, млн р.
149,14
127,91
- удельный вес,%
76,20
83,82
75,68
7,62
-8,14
Покупные комплектующие изделия и
полуфабрикаты
- сумма, млн р.
-
-
- удельный вес,%
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Работы, выполненные сторонними
организациями
- сумма, млн р.
147,96
169,68
- удельный вес,%
1,63
1,77
2,12
0,15
0,35
Топливо
- сумма, млн р.
117,51
130,15
- удельный вес,%
2,65
2,29
2,11
-0,35
-0,19
Электрическая энергия
- сумма, млн р.
140,75
134,54
- удельный вес,%
2,29
2,38
2,26
0,09
-0,12
Тепловая энергия
- сумма, млн р.
-
116,44
- удельный вес,%
0,08
0,12
0,10
0,04
-0,02
Расходы на оплату труда
- сумма, млн р.
129,17
135,31
- удельный вес,%
6,58
6,26
5,98
-0,31
-0,28
Отчисления на социальные нужды
- сумма, млн р.
128,99
136,09
- удельный вес,%
2,22
2,11
2,03
-0,11
-0,08
Амортизация основных фондов и
нематериальных активов
- сумма, млн р.
17,19
1211,92
- удельный вес,%
2,74
0,35
2,97
-2,39
2,63
Прочие затраты
- сумма, млн р.
183,52
128,24
- удельный вес,%
5,51
7,46
6,75
1,95
-0,71
Полная себестоимость товарной
продукции
 
 
- сумма, млн р.
135,58
141,67
- удельный вес,%
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
Годы
Темп роста,%,
отклонение (+/-)
Показатели
Источник: документация предприятия

Итак, за анализируемый период товарная продукция в действующих ценах имеет тенденцию к увеличению, так в 2013 г. по отношению к 2012 г. товарная продукция возросла на 88,2%, а в 2012 г. по отношению к 2011 г. товарная продукция увеличилась на 13,3%. В сопоставимых ценах 2013 г. к 2012 г. товарная продукция сократилась на 35,7%, а в 2012 г. к 2011 г. возросла на 20,7%.Выручка от реализации продукции за анализируемый период увеличилась так в 2013г. по отношению к 2012 г. можно отметить увеличение на 22,1%, в 2012 г. по отношению к 2011г. выручка возросла на 58,9%, данное увеличение обусловлено увеличением продаж продукции, а также стоимости затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость реализованной продукции изменялась следующим образом: в 2013 г. по отношению к 2012 г. больше на 29,3%, в 2012 г. по отношению к 2011г. себестоимость реализованной продукции возросла на 46%. На увеличение себестоимости реализованной продукции отрицательное влияние оказало увеличение стоимости сырья и материалов, а также увеличение затрат на реализацию.

Прибыль от реализации в 2013 г. составила 39469 млн.руб., что на 3,8% больше чем в 2012 г., а в 2012 г. по отношению к 2011 г. прибыль увеличилась 35,8%. Увеличение прибыли от реализации продукции связано прежде всего с увеличением объемов производства товарной продукции и выручки от реализации продукции.

Прибыль отчетного периода в 2013г. возросла по отношению к 2012 г. сократилась на 11,4%, а в 2012г. по отношению к 2011 г. прибыль отчетного периода увеличилась на 3,3%.

Рентабельность реализованной продукции изменялась следующим образом: в 2013 г. показатель составил 18,29%, что на 5% меньше, чем в 2012 г. В 2012 г. по отношению 2011 г. сократился 3,96%. На снижение рентабельности реализованной продукции положительное влияние оказало увеличение спроса на продукцию организации.

Численность персонала в 2013 г. составила 1400 чел., что на 0,6% больше к 2012 г., в 2012 г. по отношению к 2011 г. численность увеличилась на 1,8%.

Производительность труда в действующих ценах изменялась следующим образом: в 2013 по отношению к 2012 г. производительность труда в действующих ценах возросла на 12,7%, а в 2012г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 84,8%. В сопоставимых ценах 2013 г. по отношению к 2012 г. производительность труда сократилась на 36,1%, в 2012 г. по отношению к 2011 г. увеличилась на 18,5%. Снижение производительности труда обусловлено снижением условий труда и эффективности использования трудовых ресурсов.

Стоимость основных средств в 2013 г. по сравнению с 2012 г. возросла на 12%, в 2012 г. по отношению к 2011 г. стоимость основных средств увеличилась на 3,8%.

Фондорентабельность в 2013 г. по сравнению с 2012 г. сократилась на 20,4% , а в 2012 г. показатель сократился на 1,8% по сравнению с 2011 г. Данное снижение обусловлено снижением эффективности использования основных средств и снижением прибыли отчетного периода.

Таким образом, по результатам оценки основных показателей можно отметить, что объем производства и реализации продукции имеет тенденцию к увеличению, прибыль от реализации продукции так же увеличилась, что свидетельствует о стабильном спросе на продукцию предприятия и устойчивом финансовом положении. Однако, несмотря на положительные результаты деятельности, было отмечено снижении рентабельности реализованной продукции, что свидетельствует о снижении объемов реализации за анализируемый период. Комбинат озабочен не только увеличением выпуска продукции, улучшением качества и расширением ассортимента, но и совершенствованием этапа доставки. На территории предприятия построен новый гараж, где созданы условия по обслуживанию и ремонту машин. Сегодня автотранспортный цех насчитывает более 50 единиц техники, которые позволяют своевременно и качественно обеспечить доставку продукции. Показатели ассортимента производимой мясокомбинатом продукции представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Показатели ассортимента производимой продукции ОАО «Калинковичский мясокомбинат» за 2014 г.

Наименование продукции Сроки реализации Глубина ассортимента (количество наименований)
Колбасные изделия
Колбасы вареные 30сут
Сосиски и сардельки 30сут
Колбасы варено-копченые 30сут
Колбасы полукопченые 30сут
Колбасы сырокопченые и сыровяленые 30сут
Копчености
Копчености из говядины 20сут
Копчености из свинины 20сут
Полуфабрикаты
Субпродукты I кат 4мес
Субпродукты II кат 4мес
Шпик 25сут
Говяжьи 4мес
Свиные 4мес
Фарши 4мес
Котлеты 2мес
Пельмени 2мес
Прочее 1мес

Источник: документация предприятия

Из таблицы 2.3 можно сделать вывод, что минимальная широта товарного ассортимента составляет 14. Минимальная глубина «Шпик» 5, а максимальная глубина отмечается по ассортиментным группам «Копчености из свинины» 84 и «Колбасы вареные» 52. Общий показатель насыщенности ассортимента на данном предприятии составляет 406 (сумма ассортиментных подгрупп).

Таблица ABC – анализ выручки, руб.

Товарная группа Прибыль по убыванию Удельный вес прибыли, % Накопленный уд. вес, % Зона
1. Колбасные изделия 41 968 385 185 86,88 86,88 В
2. Копчености 2 924 769 320 6,05 92,94 В
3. Полуфабрикаты 2 179 710 660 4,51 97,45 С
4. Прочее 1 231 581 835 2,55 100,00 С
Итого 48 304 447 000 -  

Источник: документация предприятия

Далее строим график, из которого видно, что в группу A не попала ни одна товарная группа. В зону B входят колбасные изделия. Данной группе необходимо увеличивать объёмы продаж и рентабельность. В зону C вошли полуфабрикаты. Следует рассмотреть вопрос о снятии данных товаров с производства.

Накопленный 100 °

Уд. вес,% 95 ° ° С

°

° В

А

1 2 3 4

На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Калинковичского мясокомбината» насчитывает более 300 наименований продукции – вареные колбасы, колбасы 1кат., сосиски, сардельки, полуфабрикаты, продукты из птицы, консервы и т, д. Специалисты высоко оценили качество продукции, выпускаемой ОАО «Калинковичский мясокомбинат». Но главная награда – особое покупательское внимание. Система обеспечения качества продукции на ОАО «Калинковичский мясокомбинат» основана на выполнении требований нормативных документов структурными подразделениями, отделами и службами по всем видам работ. Контроль качества продукции производится согласно схемам контроля, утвержденным директором и согласованным с Калинковичским РЦГ и Э.

При производстве продукции используется только сертифицированное, или прошедшее гигиеническую регистрацию по показателям безопасности, сырье, а также тароупаковочные материалы, прошедшие гигиеническую регистрацию в Минздраве Республики Беларусь. Контроль качества поступающего сырья, вспомогательных материалов, технологических процессов на всех стадиях производства и контроль готовой продукции осуществляется производственной лабораторией.

Производственная лаборатория аккредитована (аттестат аккредитации, выдан РУП «Калинковичский ЦСМС»)

Наши рекомендации