Вопрос №59. Точка безубыточности: экономическая сущность и способ расчета
Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.
Точка безубыточности (или порог рентабельности) показывает, что средств, выручаемых от продаж, становится достаточно для оплаты понесенных предприятием расходов.
Расчет точки безубыточности осуществляется двумя методами. Первый метод основан на алгебраическом решении. Второй метод известен под названием графика критического объема производства.
1. При алгебраическом способе расчета критического объема продаж в натуральном измерении используется следующая формула:
где, ПЗ – постоянные затраты;
Ц – цена единицы реализованной продукции;
ПРi – переменные затраты единицы продукции
или (Цi – ПРi) = Мдi – маржинальный доход на единицу продукции, тогда:
Разность между фактическим (планируемым) объемом продаж Вр и критическим Вкр представляет собой зону безопасности или запас финансовой прочности ЗФУ
В процентном выражении:
2. График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.
При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.
При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства продукции в натуральном или стоимостном выражении, а по вертикальной – постоянные и переменные затраты, т.е. полную себестоимость реализованной продукции и прибыль от продажи, которые в сумме составляют выручку от продажи. Разность между выручкой от продажи и переменными расходами характеризует маржинальный доход, величина которого также показывает сумму постоянных расходов и прибыли от продажи.
График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продажи, в которой затраты на производство и сбыт продукции равны выручке от продаж. Точка критического объема производства (точка безубыточности) показывает количество продукции (Вкр), при котором предприятие покрывает все свои расходы, но сумма прибыли равна нулю. Выше точки безубыточности — зона прибыли, ниже — зона убытков. Отрезок линии от критического объема продаж до планируемого — зона безопасности, или запас финансовой устойчивости.
На изменение уровня безубыточности и запаса финансовой устойчивости оказывают влияние следующие факторы:
• изменение цены изделия;
• изменение уровня переменных издержек в единице реализованной продукции;
• изменение постоянных издержек.
Снижение цены единицы реализованной продукции предопределяет необходимость увеличивать объем реализации в натуральном измерении, то есть повышать точку окупаемости для покрытия издержек.
Рост цен воздействует на критический объем в точке окупаемости в обратном направлении: он снижает уровень безубыточности.
Взаимосвязь изменения суммы переменных издержек на единицу продукции и точки окупаемости — прямая, рост этих издержек приводит к росту уровня безубыточности.
Направление влияния изменения постоянных издержек на точку безубыточности аналогично рассмотренным переменным.
Для определения перспектив и альтернатив развития необходимо обоснование объема реализации, обеспечивающего предприятию определенную сумму прибыли. Из изложенного выше материала следует, что в точке окупаемости выручка от реализации покрывает затраты, значит, прибыль равна нулю. Расчет необходимого объема реализации в натуральных единицах (Вн) можно произвести по формуле:
, где Пн – сумма необходимой прибыли
Если предприятие реализует не один, а несколько видов продукции, то точка безубыточности для предприятия как целого определяется в стоимостном выражении по формуле:
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
ПЗкр = Вн (Цi - ПРi) или ПЗ = В * Мдi
где, Вн – количество проданной продукции в натуральных единицах.
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат: