Характеристика и применение платежей по роялти
Роялти — это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выплаты роялти. В международной практике размер роялти определяется исходя из среднего уровня стандартных ставок текущих отчислений, характерных для отраслей. Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3—5%.На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Например, в фармацевтике она может колебаться от 2—5 до 10—15%, что вызвано более высокими затратами на разработку лекарств, их обязательным патентованием и сложной процедурой получения разрешения на продажу. В прочих отраслях роялти могут составлять от 1—3 до 5—10%. Наиболее высоки стандартные ставки роялти в следующих отраслях: электронная промышленность, авиатехника, вооружение — 4—10%, точное приборостроение, станкостроение — 4—7, автомобильная промышленность — 1—3, производство потребительских товаров длительного пользования — 5, потребительских товаров с малым сроком использования — 0,2—1,5%.Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат, равны стоимости альтернативного решения,заменяющего приобретение лицензии.
71.Взаимосвязь корпоративной культуры и инновационногопредпринимательства.Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:принятая система лидерства;стили разрешения конфликтов;действующая система коммуникации;положение индивида в организации;принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались её. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах.Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг в широком его понимании).Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция).К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество — уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключи-: тельно слабо. Анализируя конкурентоспособность основной мае- f сы российской продукции на мировых рынках, Д. Кузин по-'1 казал, что практически по всем позициям основная масса гражданской продукции явно уступает зарубежным аналогам.1 Это особенно четко проявилось в настоящее время в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и фактор ры экстенсивного роста.