Вопрос 45. Порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:
- разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества,
- принятие решения о приватизации имущества,
- приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.
Способы приватизации- это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Закона о приватизации 2001 г.).
Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.
Вопрос 46. Предприниматель, рынок товаров (работ, услуг) и право: понятие товарного рынка, его функционирование, инфраструктура.
Товаром является продукт труда, произведенный для продажи или обмена. Реализуется товар на рынке. Рынком товаров (работ, услуг) - товарным рынком признается сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п.5 ст.40 НК РФ). В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность.
Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:
- продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров;
- географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;
- структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;
- барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;
- рыночный потенциал хозяйствующего субъекта - экономическая (рыночная) власть предприятия.
Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров).
В рыночной экономике существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников (торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.