Глава 13. основы оценки стоимости

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Нематериальные активы и интеллектуальная собственность

Предприятия

Понятие «нематериальные активы» определено в Положении по бух­галтерскому учету ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

Нема­териальные активы предприятия - это объем имущественных прав пред­приятия на объекты, не имеющие материально-вещественного («осязае­мого») содержания, приносящие (или способные приносить) доход пред­приятию в течение периода, определяемого законодательством.

Эти имущественные права возникают при заключении соглашений о создании или приобретении объектов, не имеющих вещественно-натураль-ной формы.

Законодательством к нематериальным активам отнесены следующие права, приносящие доход и используемые в хозяйственной деятельности предприятия не менее одного года, которые возникают из:

1) авторских и других договоров на произведения науки, литературы, искусства, а также объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и т.д.;

2) патентов на изобретения, промышленные образцы; свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания, на полезные модели, а также из лицензионных договоров на их использование;

3) ноу-хау.

Кроме этого к нематериальным активам законодательством отнесены:

1) организационные расходы;

2) результаты законченных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских разработок, проектных работ;

3) гудвилл (деловая репутация предприятия);

4) интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная собственность- категория нематериальных акти­вов, представляющая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина или юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализа­ции продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые яв­ляются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (статья 138 ГК РФ).

В зависимости от особенностей правового регулирования интеллекту­альную собственность можно разделить на три группы:

1) результаты творческой деятельности, охраняемые патентным правом, - промышленная собственность, включающая в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняе­мых работ или оказываемых услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания);

2) результаты творческой деятельности, охраняемые авторским пра­вом, - произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных, топология интегральных схем;

3) результаты творческой деятельности, относящиеся к смежным пра­вам, - правам исполнителей, производителей аудиопродукции, видеопро­дукции, телевизионных программ, радиопрограмм и т.п.

Цели и основные принципы оценки стоимости

Нематериальных активов

Методология оценки нематериальных активов, в том числе и интеллек­туальной собственности, предусматривает достижение следующих целей:

1) дать определение понятий «нематериальные активы», «интеллекту­альная собственность»;

2) дать определения цены и стоимости применительно к нематериаль­ным активам вообще и интеллектуальной собственности в частности;

3) разработать процедуры оценки нематериальных активов, включая интеллектуальную собственность, которые обеспечивали бы относитель­но точную, однозначную оценку в соответствии с законодательством, вы­работанными стандартами оценки и бухгалтерского учета;

4) обеспечить основу для экономического анализа эффективного ис­пользования нематериальных активов в целом и интеллектуальной собст­венности в отдельности;

5) выработать основные принципы и критерии отчета об оценке нема­териальных активов (и отдельно - интеллектуальной собственности).

Так как объекты интеллектуальной собственности являются результа­тами интеллектуальной деятельности, т.е. индивидуальны и уникальны, то в каждом случае требуется конкретный, пригодный для данного случая подход к оценке, учитывающий юридические, технические, географичес­кие, временные, технические, технологические, эргономические, экологи­ческие, художественные и другие особенности. Таким образом, невозмож­но использование единого априори заданного для всех нематериальных ак­тивов и объектов интеллектуальной собственности метода оценки.

Основными принципами оценки стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов в целом являются:

1) целевой характер оценки, так как невозможна оценка вообще, на любой случай, без определения ее цели;

2) зависимость оценки от времени. Оценка интеллектуальной собствен­ности справедлива только на дату оценки и величину стоимости, получен­ной в результате оценки интеллектуальной собственности. Она может ме­няться в зависимости от конъюнктуры рынка, технико-экономических и финансовых показателей работы предприятия и других факторов;

3) разбивка процесса оценки на стадии: сначала идентификация (по формальным признакам) интеллектуальной собственности; затем сбор и анализ первичной информации о реальном состоянии интеллектуальной собственности, заключительный этап - собственно оценка стоимости интеллектуальной собственности;

4) вторая стадия (сбор и анализ первичной информации) может осуществляться в двух вариантах: во-первых, по формальным признакам и по данным, предоставленным оценщику заказчиком, и, во-вторых, по ос­новным качественным характеристикам, полученным иным образом;

5) фактическое (реальное) состояние интеллектуальной собственности должно быть отражено с учетом ее вида, разновидности, состояния и целевого назначения;

6) соответствие базовым критериям: жизненный цикл, затраты, обяза­тельные платежи, цены и объемы продаж товаров и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности, денежные потоки; потоки чис­той или балансовой прибыли (для некоммерческих целей);

7) структура интеллектуальной собственности и других нематериаль­ных активов, заключенных в рассматриваемом соответствующем товаре или услуге, должна отражать их удельный вес (долю), значимость относи­тельно друг друга, с учетом всех стадий цикла создания и реализации то­вара или услуги (научный, производственный, коммерческий), в которых заложена интеллектуальная собственность;

8) необходимость учитывать сложную структуру стоимости товара или услуги, созданных с использованием интеллектуальной собственности, которая кроме интеллектуальной собственности (включенной опосредо­ванно) включает и другие факторы (например, факторы риска) - таким образом, необходим учет этих факторов, например, при помощи использо­вания соответствующих весовых коэффициентов при определении интег­рального значения величины стоимости интеллектуальной собственности;

9) адресный характер оценки - полные затраты на создание и реализа­цию продукции (содержащей интеллектуальную собственность или основан­ной на ее использовании) должны оцениваться на конкретном предприятии;

10) необходимость согласования результатов оценки, произведенных разными способами, - сложные и дорогостоящие объекты интеллектуаль­ной собственности должны оцениваться несколькими методами с последу­ющим согласованием результатов расчетов;

11) рыночная стоимость интеллектуальной собственности должна рас­считываться как часть будущей чистой прибыли от реализации продук­ции или услуги, содержащих рассматриваемую интеллектуальную собст­венность, с учетом ее конкурентоспособности.

Наши рекомендации