Глава 13. основы оценки стоимости
НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Нематериальные активы и интеллектуальная собственность
Предприятия
Понятие «нематериальные активы» определено в Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».
Нематериальные активы предприятия - это объем имущественных прав предприятия на объекты, не имеющие материально-вещественного («осязаемого») содержания, приносящие (или способные приносить) доход предприятию в течение периода, определяемого законодательством.
Эти имущественные права возникают при заключении соглашений о создании или приобретении объектов, не имеющих вещественно-натураль-ной формы.
Законодательством к нематериальным активам отнесены следующие права, приносящие доход и используемые в хозяйственной деятельности предприятия не менее одного года, которые возникают из:
1) авторских и других договоров на произведения науки, литературы, искусства, а также объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и т.д.;
2) патентов на изобретения, промышленные образцы; свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания, на полезные модели, а также из лицензионных договоров на их использование;
3) ноу-хау.
Кроме этого к нематериальным активам законодательством отнесены:
1) организационные расходы;
2) результаты законченных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских разработок, проектных работ;
3) гудвилл (деловая репутация предприятия);
4) интеллектуальная собственность.
Интеллектуальная собственность- категория нематериальных активов, представляющая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина или юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (статья 138 ГК РФ).
В зависимости от особенностей правового регулирования интеллектуальную собственность можно разделить на три группы:
1) результаты творческой деятельности, охраняемые патентным правом, - промышленная собственность, включающая в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания);
2) результаты творческой деятельности, охраняемые авторским правом, - произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных, топология интегральных схем;
3) результаты творческой деятельности, относящиеся к смежным правам, - правам исполнителей, производителей аудиопродукции, видеопродукции, телевизионных программ, радиопрограмм и т.п.
Цели и основные принципы оценки стоимости
Нематериальных активов
Методология оценки нематериальных активов, в том числе и интеллектуальной собственности, предусматривает достижение следующих целей:
1) дать определение понятий «нематериальные активы», «интеллектуальная собственность»;
2) дать определения цены и стоимости применительно к нематериальным активам вообще и интеллектуальной собственности в частности;
3) разработать процедуры оценки нематериальных активов, включая интеллектуальную собственность, которые обеспечивали бы относительно точную, однозначную оценку в соответствии с законодательством, выработанными стандартами оценки и бухгалтерского учета;
4) обеспечить основу для экономического анализа эффективного использования нематериальных активов в целом и интеллектуальной собственности в отдельности;
5) выработать основные принципы и критерии отчета об оценке нематериальных активов (и отдельно - интеллектуальной собственности).
Так как объекты интеллектуальной собственности являются результатами интеллектуальной деятельности, т.е. индивидуальны и уникальны, то в каждом случае требуется конкретный, пригодный для данного случая подход к оценке, учитывающий юридические, технические, географические, временные, технические, технологические, эргономические, экологические, художественные и другие особенности. Таким образом, невозможно использование единого априори заданного для всех нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности метода оценки.
Основными принципами оценки стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов в целом являются:
1) целевой характер оценки, так как невозможна оценка вообще, на любой случай, без определения ее цели;
2) зависимость оценки от времени. Оценка интеллектуальной собственности справедлива только на дату оценки и величину стоимости, полученной в результате оценки интеллектуальной собственности. Она может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, технико-экономических и финансовых показателей работы предприятия и других факторов;
3) разбивка процесса оценки на стадии: сначала идентификация (по формальным признакам) интеллектуальной собственности; затем сбор и анализ первичной информации о реальном состоянии интеллектуальной собственности, заключительный этап - собственно оценка стоимости интеллектуальной собственности;
4) вторая стадия (сбор и анализ первичной информации) может осуществляться в двух вариантах: во-первых, по формальным признакам и по данным, предоставленным оценщику заказчиком, и, во-вторых, по основным качественным характеристикам, полученным иным образом;
5) фактическое (реальное) состояние интеллектуальной собственности должно быть отражено с учетом ее вида, разновидности, состояния и целевого назначения;
6) соответствие базовым критериям: жизненный цикл, затраты, обязательные платежи, цены и объемы продаж товаров и услуг, содержащих объекты интеллектуальной собственности, денежные потоки; потоки чистой или балансовой прибыли (для некоммерческих целей);
7) структура интеллектуальной собственности и других нематериальных активов, заключенных в рассматриваемом соответствующем товаре или услуге, должна отражать их удельный вес (долю), значимость относительно друг друга, с учетом всех стадий цикла создания и реализации товара или услуги (научный, производственный, коммерческий), в которых заложена интеллектуальная собственность;
8) необходимость учитывать сложную структуру стоимости товара или услуги, созданных с использованием интеллектуальной собственности, которая кроме интеллектуальной собственности (включенной опосредованно) включает и другие факторы (например, факторы риска) - таким образом, необходим учет этих факторов, например, при помощи использования соответствующих весовых коэффициентов при определении интегрального значения величины стоимости интеллектуальной собственности;
9) адресный характер оценки - полные затраты на создание и реализацию продукции (содержащей интеллектуальную собственность или основанной на ее использовании) должны оцениваться на конкретном предприятии;
10) необходимость согласования результатов оценки, произведенных разными способами, - сложные и дорогостоящие объекты интеллектуальной собственности должны оцениваться несколькими методами с последующим согласованием результатов расчетов;
11) рыночная стоимость интеллектуальной собственности должна рассчитываться как часть будущей чистой прибыли от реализации продукции или услуги, содержащих рассматриваемую интеллектуальную собственность, с учетом ее конкурентоспособности.