Обращение к семье жены, чтобы они воздействовали на нее и урегулировали конфликт

Если никакие увещевания мужа не приносят плодов и взаимоотношения их стали невыносимыми, то следует обратиться к тому, что велел Всевышний Аллах, сказав: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (ан-Ниса 4: 35).

Имам аш-Шафи’и сказал: “Если супруги дойдут до правителя по причине разлада, то правитель должен послать за судьей из семьи мужа и семьи жены”. См. “аль-Умм” 5/208.

Имам аль-Мауарди сказал: “Разлад между супругами может быть по причине строптивости жены к мужу и оставления выполнения его прав. А может быть и со стороны мужа по причине его отстранения от удержания жены на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму”. См. “аль-Хауи” 9/601.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в отношении этого аята говорил: “Речь идет о муже и жене, отношения которых испортились. В этом положении Аллах повелел позвать праведного человека из семьи мужа и праведного человека из семьи женщины, чтобы они посмотрели, кто из них виноват. Если виновен муж, то его жену удерживают от него и ограничивают его расходы на нее. Если же виновна жена, то ее удерживают от мужа, и он не расходует на нее. Если же их мнения сходятся на их разлучении или же на примирении, то это дозволено (по их усмотрению)”. См. “Тафсир ат-Табари” 8/325.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Есть еще один путь для исправления (строптивой), о котором упомянул Аллах Всевышний: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи», т.е. родственник мужа и родственник жены. Это очень важный момент, потому что обращение Аллаха направлено ко всей общине, поскольку вся община ответственна за этих супругов, которые впали в препирательство. Ислам не желает, чтобы между людьми были раздоры. Является условием, чтобы эти судьи были знающими о постановлениях шариата, знали о положении (супругов), чтобы у них был опыт, и они были надежными…

Не дозволено для этих судей защищать и отстаивать свою позицию и позицию своего родственника! И если они будут поступать таким образом, то не будет примирения между супругами…

Если же они будут желать примирения, то Аллах направит их и поможет им, сделав их решение единым, и супруги сохранят свой брак, ибо Аллах примеряет супругов после вражды”. См. «Шарх аль-мумти’» 12/446-447.

Если же родственники супругов отсутствуют, или они не мусульмане, или же невежественные люди, не обладают знаниями и т.п., то это могут сделать любые мусульмане, будь то друзья, знающие люди местности, и т.п. Имам Ибн Къудама сказал: “Правильнее, чтобы эти судьи были из числа родных супругов, как это упомянул Всевышний Аллах, потому что они сострадательнее к ним и знают их положение лучше. Но если это будут судьи и не из числа их родных, то это тоже дозволено, потому что родство не является условием в вынесении решения и полномочий”. См. “аль-Мугъни” 8/167.

Оставление близости с женой

Всевышний Аллах сказал: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них»(ан-Ниса 4: 34).

Если же никакие диалоги с женой и увещевания на нее не влияют, то следует прибегать к следующему методу, а это оставление ложа с ней. Ибн ‘Аббас об аяте: «избегайте на супружеском ложе», сказал: “Муж с женой в одной кровати, но он не вступает с ней в близость”. См. “ат-Таудых” 25/37.

Он также сказал: “Следует отстраняться от нее в постели и не разговаривать с ней, так как это для нее серьезный урок”. ат-Табари 6/986, аль-Байхакъи 7/303.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Оставление ложа с женой бывает трех видов. Первый: не спать в ее комнате вообще. Это самый строгий вид. Второй: не спать с ней в одной кровати, это проще первого. И третий: спать в одной кровати с ней, но повернувшись к ней спиной. И это самый простой вид”. См. «Шарх аль-мумти’» 12/442.

Однако бывает так, что метод оставления близости с женой для назидания не приносит желаемого результата, особенно когда у мужчины всего одна жена. Хафиз Ибн Хаджар относительно польз, извлекаемых из хадиса: «Если мужчина пригласил жену разделить с ним ложе, а жена не пришла, то ангелы будут проклинать ее до самого утра», сказал: “Терпение мужчины в воздержании от половой близости слабее, чем терпение женщины”. См. “Фатхуль-Бари” 11/625.

Бойкотирование

Что касается бойкотирования жены для ее воспитания, то это также действенный метод, который использовал не раз пророк (мир ему и благословение Аллаха). Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поклялся не приближаться к своим женам месяц, и он пребывал в своей комнате”. аль-Бухари 1911, 5201.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то днем жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) плакали и у каждой из них были ее родные. Я пошел в мечеть и увидел, что она была переполнена людьми. Затем пришел ‘Умар ибн аль-Хаттаб и поднялся к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который был в своей комнате. Он поприветствовал, но никто ему не отвечал, и так было несколько раз. Затем его позвали, и войдя к пророку (мир ему и благословение Аллаха), ‘Умар спросил: “Ты развелся со своими женами?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, однако я покинул их на месяц»”. аль-Бухари 5203.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, верблюд, на котором ехала Сафийя, ослаб, а у Зайнаб было лишнее верховое животное. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Зайнаб: «Дай ей верблюда». Она ответила: “Чтобы я дала этой иудейке?!” За это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разгневался на нее и не общался с ней весь месяц зуль-хиджжа, мухаррам и часть сафара”. Абу Дауд 4602. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 2835.

Му’ауия ибн Хайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?” Он сказал: «Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и не должен бить ее по лицу и говорить ей мерзких слов. И ты не должен покидать ее, кроме как в доме»”. Абу Дауд 2142, Ибн Маджах 1850. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх Ибн ‘Усаймин о хадисе: «ты не должен покидать ее, кроме как в доме», сказал: “Если есть повод для отстранения от жены, то не следует это делать открыто, показывая людям то, что ты бойкотируешь жену. Бойкотируй ее в стенах своего дома, ведь может быть, сегодня ты с ней не общаешься, а завтра вы помиритесь, и ваше положение останется скрытым от людей. Однако если ваше положение станет известным людям, когда ты станешь это распространять и об этом рассказывать, то это будет ошибкой. Поэтому, отстраняйся от нее в доме”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 3/132.

Ученые разногласили относительно бойкотирования строптивой жены, можно ли покидать ее полностью, не навещая ее или же отстраняться от нее можно только в стенах дома, в виде не общения с ней и т.п. Дозволявшие покидать строптивую жену, не навещая ее, опирались на хадисы от Анаса, в котором сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не посещал и не входил к своим женам в течение месяца. Поэтому имам аль-Бухари в своем Сахихе, назвал главу, в которой привел эти хадисы следующим образом: «Глава о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) покинул своих жен и не ночевал в их домах».

Другие же ученые опирались на хадис от Му’ауии, в котором было сказано об оставлении жены в стенах дома. Имам Ибн аль-Мунайр опроверг это мнение и сказал, что оставление дозволено как в доме, так и не в доме. Однако эти хадисы можно объединить, и опираться на тот или иной в зависимости от пользы и положения строптивой жены, что именно на нее будет воздействовать сильнее. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Истина состоит в том, что это (бойкотирование строптивой) различается в зависимости от положения. Может быть так, что отдаление в доме будет сильнее, чем покидание дома, а может быть и совсем наоборот. Более того, зачастую покидание дома причиняет большее страдание, особенно это касается женщин по причине слабости их души. Толкователи разногласили относительно понятия «отстранения, бойкотирования». Большинство ученых считало, что речь идет об оставлении вхождения к ним и пребывание с ними, как на это указывает внешний смысл аята, потому что избегание – это отдаление. Также внешний смысл этого не иметь с ней близости. Было также сказано, что смысл этого спать с ней в одной кровати, но повернувшись к ней спиной. Также было сказано, что он совокупляется с ней, но не общается с ней”. См. “Фатхуль-Бари” 9/301.

Если муж не разговаривает со строптивой женой в целях ее воспитания, он все равно должен отвечать ей на приветствие, важные вопросы, и т.п.

Не расходовать на нее

Всевышний Аллах сказал:«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости» (ан-Ниса 4: 19).

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Смысл аята: Не дозволено вам, о верующие, чинить препятствия в отношении женщин, чиня им трудности и запрещая им получения их пропитания и одеяния согласно обычаю, чтобы оставить себе часть брачного дара. Исключением является то, когда они совершат мерзость в виде прелюбодеяния, или причинения вам страдания, противоречить вам в том, чем они обязаны в отношении вас. В таком случае вам дозволено препятствовать им и создавать им трудности, чтобы забрать часть того, что дали ми из числа брачного дара”. См. “Тафсир ат-Табари” 6/533.

Имам ас-Сархаси сказал: “Нет расходования на строптивую жену”. См. “аль-Мабсут” 5/186.

Имам Мухаммад аль-Хатыб аш-Шарбини сказал: “Следует разъяснить ей, что ее строптивость лишает ее обеспечения и деления между ней и другой женой ночей. Быть может, она одумается и покается за то, что совершила”. См. «аль-Икъна’» 2/281.

Битье

И если все упомянутые методы не приносят желаемого результата и не меняют строптивость жены, тогда можно прибегнуть к последнему методу, а это битье жены. Этот метод дозволен Кораном и Сунной. Однако, необходимо сделать важные пояснения! Во-первых, битье жены не должно причинять ей увечий, о чем уже было сказано в хадисе: «В отношении своих жен вы имеете право на то, чтобы они не пускали в дом никого из тех, кто вам неприятен. Если же они это сделают, то бейте их, но, не нанося увечий». Муслим 1218.

Более того, запрещено бить по лицу, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас будет бить, то пусть остерегается бить по лицу!» Муслим 2612.

Хафиз Ибн Хаджар говорил: “К запрету бить по лицу относится любое битье, будь это по причине наказания (хадд), назидания или же воспитания. Абу Дауд приводит хадис о женщине, которая совершила прелюбодеяние, и когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел закидать ее камнями, он сказал:«Забросайте ее, но остерегайтесь лица!» И если таково положение даже того, кому уготована смерть, то все иное относится к этому тем более!” См. “Фатхуль-Бари” 5/216.

Во-вторых, битье – это крайний метод и исключение, которое не дозволено, кроме как по шариатскому праву! Имам Ибн Джарир ат-Табари говорил: “Правильным является то мнение, что никому из людей не дозволено бить кого-либо или причинять ему вред, кроме как по праву! Всевышний Аллах об этом сказал: «А те, которые незаслуженно причиняют вред верующим мужчинам и женщинам, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха»(аль-Ахзаб 33: 58). И при этом нет разницы кого бьют, будь это женщина, которую бьет муж; или раб и рабыня, которых бьет хозяин; или ребенок, которого бьет родитель”. См. “Тахзиб аль-асар” 1/418.

В-третьих, не бьющие жен лучше, чем те, кто их бьет. Ийяс ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не бейте рабынь Аллаха!», - а через некоторое время к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел ‘Умар и сказал: “Женщины слишком осмелели”, - и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова разрешил их бить. После этого многие женщины стали окружать жен посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), жалуясь на своих мужей, и тогда он сказал: «К женщинам из дома Мухаммада явилось множество женщин с жалобами на своих мужей, которые к лучшим из вас не относятся!»” Абу Дауд 2146. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5137.

Имам аш-Шафи’и сказал об этом хадисе: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил битье, как и дозволил прощение, а потом сообщил, что оставление битья лучше”. См. “аль-Умм” 5/112.

А лучше в методах воспитания использовать устрашение и угрозу, вместо битья, следуя в этом совету пророка (мир ему и благословение Аллаха). Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Повесьте кнут там, где члены семьи смогут увидеть его, ведь это более действенно в приучении их к дисциплине». ат-Табарани 10/344-345. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/106, “ас-Сильсила ас-сахиха” № 1447.

Имам Ибн аль-‘Анбари сказал: “Никоим образом не предполагалось использование этого (кнута) для битья, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не приказывал никому делать это. Но суть хадиса в том, чтобы постоянно приучать семью к дисциплине”. См. “Файдуль-Къадир” 4/325.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто ударил кого-либо кнутом по несправедливости, тому будет воздаянием то же самое в Судный день!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 1445. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 2291.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Пусть знает человек, что тот, кому не приносит пользы устрашения и угрозы, того не удержит и кнут. Может даже быть так, что мягкость принесет большую пользу, чем битье. Поистине, битье увеличивает упорное сердце упорством, а в хадисе сказано: «Некоторые из вас избивают своих жен подобно рабам, а в конце дня, наверное, ложатся с ними в постель». аль-Бухари 4942, Муслим 2855. По этой причине мягкость использовать первичнее, если это помогает”. См. “Ахкам ан-ниса” 82.

Наши рекомендации