Организация и руководство учебно-ознакомительной практикой
Организацию учебно-ознакомительной практики осуществляет кафедра Менеджмента СФ СГСЭУ. Студент должен пройти практику на предприятиях, соответствующих специализации обучения и подготовки.
Руководство студентами во время и после прохождения практики осуществляют преподаватели кафедры Менеджмента. Руководитель практики определяется заведующим кафедрой.
Организационным моментом проведения учебно-ознакомительной практики являются:
1) приказ ректора университета о проведение практики: указывается срок прохождения практики, прилагается список распределения студентов по базам практики и руководителей практики от кафедры (ответственным является кафедра);
4) проведение собрания студентов, ознакомление их с приказом ректора, проведение инструктажа о прохождении учебно-ознакомительной практики (под роспись), выдача документов.
При направлении студентов на практику им выдаются следующие документы:
1. Направление, дневник на практику (к нему прилагается выписка из приказа только по требованию предприятия).
2. Договор на проведение практики или длительной стажировки (выдается в том случае, если имеется индивидуальный договор).
Примечание. Все необходимые документы выдаются на кафедре «Гостиничного и туристического бизнеса» под роспись в специальном журнале.
Руководитель практики от кафедры обязан:
- взаимодействовать с кафедрой и студентами по вопросам практики, распределить студентов по базам практики;
- провести организационное собрание со студентами, на котором выполнить: ознакомление студентов с приказом на практику, выдать программы практик, согласовать формы контроля за посещаемостью студентами баз практики, установить даты кафедральных консультаций, рассмотреть критерии дифференциации оценок;
-оказывать методическую помощь студентам во время прохождения практики;
-осуществлять контроль прохождения практики, поддерживать связь с руководителем практики от организации;
-принять и оценить в установленные сроки отчет студента по практике,
-организовать и провести защиту отчетов по практике;
-представить на кафедру справку по итогам практики.
Руководитель практики от предприятия:
- знакомит студентов с историей предприятия, основными видами его деятельности, проблемами и перспективами развития;
- предоставляет возможность студентам ознакомиться с основной документацией предприятия: нормативными материалами, регламентирующими деятельность организации, организационной структурой, функциями подразделений, функциональными обязанностями персонала, должностными инструкциями, комплексными системами автоматизации, интеграцией в бухгалтерскую подсистему (1С Бухгалтерия), используя в процессе обучения студентов видеоматериалы, компьютерное обеспечение с предоставлением учебно-методической литературы и др.;
- оказывает помощь студенту при выполнении программы практики;
- помогает в сборе информационного материала для написания отчета;
- составляет и подписывает отзыв о работе студента;
- систематически контролирует прохождение практики студентами;
- поддерживает связь с руководителем практики от университета.
Студент-практикант должен:
- своевременно выполнять все указания руководителя практики от кафедры.
- присутствовать на организационном собрании, получить соответствующие документы и направление на практику;
- своевременно прибыть на базу практики;
– строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия, соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, кроме того, пройти инструктаж, обращая внимание на ответственность за сохранность имущества предприятия;
– не покидать рабочее место без разрешения руководителя практики от предприятия или непосредственного руководителя структурного подразделения, где проходит практику;
- совместно с руководителем практики от кафедры определить перечень вопросов, которые необходимо изучить на практике в рамках темы отчета, а также объем и содержание информационного материала, который необходимо получить на предприятии;
- выполнить полностью программу учебно-ознакомительной и технологической практики, установленную руководителем практики;
- систематически отчитываться перед руководителями практики о проделанной работе за определенный срок в виде записей, таблиц, дневника.
Па завершении этих видов практики студент оформляет отчет и в 3-х- дневный срок после окончания практики представляет отчет на кафедру для получения допуска к защите, затем в назначенные сроки- защитить отчет.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
(для прохождения в средствах размещения)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение. Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике. | |
Раздел 1. Общая характеристика гостиницы. | |
Тема 1.1. История возникновения и этапы развития гостиницы. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема 1.2. Изучение нормативных актов и документации гостиницы. Организационная структура гостиницы. Квалификационные требования к работникам в средствах размещения. Должностные обязанности руководящего звена, горничных. | |
Тема 1.3. Правила пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности в средствах размещения (конкретного предприятия). | |
Тема 1.4. Организация ключевого хозяйства гостиницы. | |
Тема 1.5. Дополнительные услуги в средствах размещения. | |
Раздел II. Основные правила и технология выполнения уборочных работ в средствах размещения. | |
Тема 2.1. Понятие номерной фонд гостиницы. Характеристика гостиничных номеров. Прейскурант цен на гостиничные номера (места). | |
Тема 2.2. Уборочные механизмы, материалы и инвентарь. Условия их хранения. | |
Тема 2.3. Виды уборочных работ. Правила и технология выполнения уборочных работ. | |
Тема 2.4. Санитарно-гигиенические требования к средствам размещения. Понятия дезинфекция, дератизация и дезинсекция. | |
Тема 2.5. Организация бельевого хозяйства гостиницы. | |
Раздел III. Закрепление профессиональных первичных навыков работы младшего обслуживающего персонала в средствах размещения. | |
Тема 3.1. Рабочий день горничной. График работы. | |
Тема 3.2. Материальная ответственность горничных. | |
Тема 3.3. Прием номера от клиентов при их выселении и подготовка номера к очередному заселению. | |
Тема 3.4. Связь поэтажной службы со службой приема и размещения. | |
Тема 3.5. Оформление документации работниками младшего обслуживающего персонала гостиницы. | |
ИТОГО: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
(для прохождения на предприятиях питания)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение.Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике. | |
Раздел 1. Общая характеристика и специфика работы предприятий общественного питания в гостинично–туристических комплексах. | |
Тема 1.1. История возникновения и этапы развития предприятия питания. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема 1.2. Изучение нормативных актов и документации в деятельности предприятия питания. Организационная структура Квалификационные требования к работникам предприятий питания. Должностные обязанности руководящего и младшего персонала ресторана. | |
Тема 1.3. Основные требования к помещениям ресторанного комплекса. Организации питания в ресторане. Основные правила при обслуживании гостей ресторана. | |
Тема 1.4.Основы ресторанного обслуживания. Виды меню, применяемых на предприятиях питания туристкой индустрии | |
Тема 1.5. Обеспечение пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в работе ресторана. | |
Раздел II.Технология организации работы младшего персонала ресторана. | |
Тема 2.1. Технология подготовки зала ресторана к обслуживанию клиентов. | |
Тема 2.2. Правила и технология обслуживания клиентов ресторана. | |
Тема 2.3. Работа кухни ресторана. Основные требования и правила поведения на кухне. | |
Тема 2.4.Технология приема и обработки заказа от клиента. | |
Тема 2.5. Порядок наличного и безналичного расчёта за услуги предприятий питания. | |
Раздел III. Закрепление первичных профессиональных навыков работы менеджера и младшего звена на предприятиях питания. | |
Тема 3.1. Рабочий день официанта. График работы работника и необходимость такого графика. | |
Тема 3.2. Материальная ответственность официанта. | |
Тема 3.3. Приём и обработка заказа от клиента ресторана. | |
Тема 3.4.Оформление документации работниками младшего персонала ресторана. | |
Тема 3.5.Основы работы с автоматизированной системой управления рестораном. | |
ИТОГО: |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
(для прохождения в туристической фирме)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение.Основные цели и задачи практики. Требования к составлению отчета по практике. | |
Раздел 1. Специфика работы туристической фирмы. | |
Тема 1.1. Общая характеристика турфирмы. Правила внутреннего трудового распорядка в туристских фирмах. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема 1.2. Изучение нормативных документов применяемых в деятельности турфирмы. Организационная структура. Квалификационные требования к работникам турфирмы. Должностные обязанности менеджера турфирмы. | |
Тема 1.3. Организация работы туристских фирм с туроператорами. | |
Тема 1.4. Правила работы персонала туристской фирмы с клиентом. | |
Тема 1.5. Основы работы с системой Интернет-бронирования туров в туристской фирме. | |
Раздел II.Технология организации работы менеджера турфирмы. | |
Тема 2.1.Работа менеджера турфирмы. Основные правила приёма заказа от клиента на различные туристские услуги, оформление необходимой документации. Делопроизводство в деятельности менеджера. | |
Тема 2.2. Обработка заказа на туристские услуги. Бронирование тура. | |
Тема 2.3.Работа менеджера туристской фирмы по организации наличного и безналичного расчета с клиентами и организациями на услуги. | |
Тема 2.4.Техническое обеспечение работы менеджера турфирмы. | |
Тема 2.5.Этика поведения менеджера турфирмы. | |
Раздел III. Закрепление профессиональных первичных навыков работы менеджера турфирмы. | |
Тема 3.1. Рабочий день менеджера турфирмы. График работы. | |
Тема 3.2. Материальная ответственность менеджера турфирмы. | |
Тема 3.3.Приём и обработка заказа клиента на туристские услуги. | |
Тема 3.4.Оформление необходимой документации менеджером турфирмы в повседневной работе. | |
Тема 3.5.Работа со специальными предложениями туроператора. | |
ИТОГО: |
Задания:
1) Провести анализ предприятия:
· точное название предприятия (индекс, адрес, телефон и т.д.);
· история предприятия (история возникновения и этапы развития, с какими известными именами и событиями они связаны);
· оценить месторасположение предприятия (в каком районе города находится, в каком здании (время постройки, состав помещений и его общая площадь), транспортная доступность);
· цели и масштаб деятельности;
· производственные возможности, основные и дополнительные услуги;
· организационно-правовая форма предприятия (устав, должностные и рабочие инструкции, учетно-отчетная документация);
· основная схема и тип управления предприятием в целом;
· владелец и основной руководящий состав;
· численность персонала, профессиональный состав и функции работников;
· основные партнеры по бизнесу;
· особенности корпоративной культуры (социально-психологический климат внутри предприятия, стиль руководства и т.д.);
· мотивация и стимулирование персонала;
· наличие практики сбора и обобщения информации о пожеланиях потребителя.
3. Порядок оформления и сдачи отЧЕТА
3.1. Структура и содержание отчета
Итоговым документом, подтверждающим выполнение программы практики, являются дневник практики и отчет по результатам прохождения практики.
В дневнике практики обязательно должны быть указаны:
– наименование предприятия (место прохождения практики);
– сроки прохождения практики;
– заполненный календарный план прохождения отдельных этапов практики, в котором отражены действия студента;
– отзыв руководителя практики от организации;
– отзыв руководителя практики от кафедры;
– подпись и печать с места базы практики и от филиала университета.
Материал к отчету собирается студентом в структурных подразделениях предприятий индустрии гостеприимства и туризма в период прохождения практики, и в соответствии с требованиями к ее содержанию.
Структура отчета предусматривает логическую связь с основными этапами прохождения ознакомительной практики, и основные разделы отчета должны включать следующие части.
Структура отчета:
I. Титульный лист (приложение 1);
II. Направление-дневник на практику;
III. Заполненный календарный план прохождения отдельных этапов практики, в котором отражены действия студента (содержание дневника).
IV. Содержание отчета , состоящее из следующих разделов:
Введение
1. Общая характеристика предприятия
2. Организационная структура управления предприятием
3. Краткая характеристика документационного обеспечения управления организацией, основные плановые и отчетные документы
4. Краткая характеристика кадрового потенциала организации: описание кадрового потенциала (состава, его квалификационного уровня), форм работы с персоналом, системы мотивации и стимулирования труда
5. Внешняя среда предприятия: характеристика основных партнеров, потребителей продукта (услуги), конкурентов.
6. Внутренняя среда предприятия: основные технико-экономические показатели деятельности; объем и динамика реализации производимых услуг;
7. Заключение. Предложения по совершенствованию организации деятельности предприятия
8. Библиографический список
9. Приложения (документация предприятия, презентация).
Требования к содержанию раздела «Введение»
В данном разделе студентом отражаются цели и задачи практики, сроки и место прохождения, характер выполняемой работы.
Объем этого раздела – минимум 1-1,5 стр.
Требования к содержанию раздела «Характеристика предприятия»
В данном разделе дается развернутая характеристика предприятия в соответствии с требованиями следующей таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели, характеризующие деятельность предприятия
№ п/п | Сектор | Параметры, показатели, характеризующие предприятие |
1. | Сектор туризма | Полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.), реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт), виды деятельности (турагенсткая, туроператорская), специализация(по видам туризма, регионам и т.п), описание предлагаемых туров (1-2 примера). |
2. | Сектор средств размещения | Полное наименование предприятия Год основания Организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.) Реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт) Описание номерного фонда, службы питания, дополнительных услуг, оказываемых гостиницей, описание основных служб и краткая характеристика видов деятельности их сотрудников |
3. | Сектор предприятий питания | Полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО и т.д.), реквизиты предприятия (адрес, № тел., факса, сайт), кухня, количество посадочных мест, средний чек. |
Пример 1