Подходы к определению понятия имидж.
Как и большинство научных категорий, понятие «имидж» может трактоваться как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле имидж - распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта; в узком - понимается сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю.
Важно отметить, что в дефинициях понятия «имидж» используются такие понятия, как престиж и репутация. Также следует учесть: в русском языке имидж и образ, репутация, реноме являются синонимами, следовательно, и обществом воспринимаются как таковые.
Имидж - экономическая категория, отражающая систему экономических отношений, складывающихся в процессе удовлетворения определенных потребностей хозяйствующих субъектов в условиях конкурентной среды, и оказывающая влияние на их благосостояние [7].
В экономической терминологии применяются производные от имиджа термины: имидж марки, имидж банка, имидж товара (продукта), имидж предприятия, имиджмейкер и некоторые другие.
Анализируя представленные дефиниции термина «имидж», можно решить задачу по формированию и выражению авторского отношения к данному понятию и предложить авторскую дефиницию в соответствии с объектом исследования.
В данном случае объектом выступает предприятие сферы банка. В последнее время их роль возрастает, поскольку банки - это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. В связи с этим целесообразно будет привести определение имиджа предприятия отрасли банка.
Имидж предприятия - устойчивое представление целевой аудитории (потребителей, партнеров и общественности) о престиже предприятия, качестве его товаров и банка, репутации руководителей, оказывающее воздействие на общественное мнение, постоянное и динамичное влияние на конкурентоспособность, финансово-экономические результаты деятельности.
Важно выделить задачу формирования имиджа. По этому поводу В. П. Федько пишет: «Имидж - это образ, который помогает закрепить у потребителя привычки, представление о продукции. Фактически это самопрезентация, конструирование фирмой (человеком) своего образа для других... Формирование желаемого для фирмы имиджа - наиболее труднодостижимая из всех коммуникативных задач. Это обусловлено тем, что имидж фирмы формируется на синтетической основе, источником которой является «остаток впечатлений» различных категорий покупателей от опыта их взаимоотношений с фирмой, знания о ней, ее позиции на рынке, подходах в решении различных задач, формах и методах обслуживания и пр.. Процесс создания имиджа фирмы начинается с проектирования различных вариантов желаемой формулы имиджа на основе комплексного исследования, в котором ставится цель по возможности в более доступной для широкой массы покупателей форме воспроизвести миссию, цель и особенности предполагаемой деятельности фирмы на рынке. При этом должна быть выдержана основная линия - имидж фирмы должен учитывать ценности, культурные традиции, религиозные особенности, потребности и ожидания общественности. В конечном счете создание имиджа конкретной фирмы призвано: показать размах фирмы; информировать об ассортименте и качестве товаров и банка; информировать о традициях и времени создания фирмы; продемонстрировать профессионализм сотрудников фирмы» [13].
В свою очередь, основными элементами имиджа предприятия являются показаны на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные элементы имиджа предприятия
Ф. Котлер и К. Л. Келлер относят имидж к предмету маркетинга. Они пишут: «Организации активно работают над созданием в сознании своих потенциальных клиентов сильного, благоприятного и уникального имиджа...»» [1].
Внешняя составляющая имиджа характеризует, как предприятие воспринимается обществом. Она определяется качеством товаров и банка, производимых предприятием, первым впечатлением, получаемым клиентами, связями предприятия со средствами массовой информации, акционерами и инвесторами.
Внутренняя составляющая имиджа определяется отношением работников к своему предприятию, существующей системой взаимоотношений, поощрения, продвижения и кадрового роста на предприятии. Основой внутреннего имиджа являются преданность работников своему предприятию и внимание к потребителям. Внутренний имидж труднее поддается формированию и корректировке, но для репутации предприятия он более важен.
Имидж динамичен и может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации.
Информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе. Приоритетом становится не наращивание объема выпуска и получение максимальной прибыли, а качество и экологичность продукции, творческий дух в коллективе, внедрение новейшей техники и технологий, реализация гуманистической концепции при управлении, эргономичность производства, развитие человеческого потенциала.
Согласно Е. А. Блажнову, имидж – это образ потребности, создаваемый художественными средствами.
Взяв для наглядности общую структуру художественного образа, можно описать сам имидж, который показан на таблице 1.
Таблица 1 – Общая структура понятия имидж
№ | Свойства имиджа | Описание |
Фундаментальным свойством имиджа является его целесообразность | в имидже нет чего-то удачного или неудачного самого по себе. В имидже удачно то, что целесообразно обеспечивает продвижение к цели | |
Проективность имиджа | экономическая целесообразность имиджа; планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость – это соответствие имиджа критериям практического менеджмента; надежность имиджа – показывает, выполнит ли он свое предназначение с устраивающим вас риском; социально-культурная целесообразность имиджа – не противоречит ли он глубоким традициям общества; узнаваемость имиджа – связывается ли каждое ваше сообщение с вашей организацией в сознании общественности. | |
Отражение потребностей общественности в имидже. | выражает ли имидж общие явные и скрытые потребности целевой аудитории в единичном художественном творении, художественном образе | |
Доверие к имиджу | обладает ли он задушевностью, столь притягательной для общественности, может ли она домыслить какие-либо детали, или экономика и управление: новые вызовы и перспективы имидж директивно сам все говорит за себя и становится очевидной его манипулятивность |
В отечественной литературе «имидж» обычно понимается как искусственно сформированный образ чего-либо – предприятия, политика, предпринимателя, товара. В определенной мере имидж близок понятию «социальный стереотип», правда, стереотип чаще формируется стихийно. Жизнеспособность имиджа держится на подмеченном еще Гераклитом эффекте восприятия: «Главное – не то, что есть, а то, как мы это понимаем».
В западной литературе мы чаще встретим имидж персоны либо имидж предприятия – образ предприятия в глазах отдельных людей и общества в целом. Зачастую имидж – понятие очень устойчивое и малоподвижное. Заработав один раз положительный образ в глазах окружающих, пользуешься этим продолжительное время.
С другой стороны, неудачно сложившийся из-за ряда досадных промахов имидж может навсегда перечеркнуть дорогу в светлое завтра. В общем, хороший имидж дорого стоит. Особенно сегодня, когда «революционные» порывы в технологиях моментально подхватываются всеми производителями, делая аналогичную продукцию сотен предприятий практически неотличимой по качеству. А по цене, тем не менее, она отличается серьезно, иногда в несколько раз. Эта разница и есть стоимость имиджа.
По мнению авторов, имидж должен быть:
- сильным, т. е. быть конкурентным, сильнее воздействовать на поведение потребителей, чем других предприятий, товаров, а также сильным во временном аспекте - его сила должна способствовать устойчивости образа во времени, в длительной перспективе;
- благоприятным для бизнеса и для потребителя, для обмена ценностями между этими взаимодействующими сторонами, благоприятным в смысле облегчения транзакций и снижения транзакционных издержек вуза и потребителя;
- позитивным, создающим хорошую репутацию, положительное впечатление и образ;
- уникальным, обладающим уникальными чертами, в том числе лидерскими компетенциями, сильными сторонами, конкурентными преимуществами. Уникальный имидж должен выделять предприятие среди других аналогичных субъектов рынка.
Формирование имиджа - это есть искусство производить впечатление. От имиджа зависит восприятие этого явления или объекта окружающими, например от имиджа предприятия будет зависеть восприятие его потребителями, партнерами, конкурентами.
Важно подчеркнуть экономическую цель имиджа - привлечь потребителей и увеличить доходы и прибыль предприятия. Следовательно, возникает необходимость говорить не только о трактовках имиджа, но и его функциях на рисунке 2
Рисунок 2. Функции имиджа
Имидж предприятия сферы банка является фундаментальной основой общественного рейтинга и отражает эффективность его деятельности.
Главная проблема имиджа субъекта рыночной экономики - соответствие представлений о предприятии, его социальной среде: желаемое представление предприятия в обществе и реальность сложившегося в обществе образа. Руководство может предпринимать многие усилия, тратить множество средств на формирование желаемого им имиджа своего предприятия, но все силы и средства окажутся напрасными, если предприятие будет стараться казаться не тем, что оно есть на самом деле, или формировать имидж, радикально расходящийся с тем, каковым хотят видеть предприятие в обществе.
Имидж - сложное понятие. Однако в настоящее время он становится реальным конкурентным преимуществом. Создание имиджа является неотъемлемой частью существования каждого предприятия независимо от того, что представляет собой предприятие - многонациональный конгломерат или субъект малого/среднего бизнеса. Имидж предприятия сферы банка необходим для общения с потребителями, партнерами и многочисленными составляющими такового, без такового предприятию сложно будет объяснить, что представляет собой их организация, что она предлагает и к чему стремится