Подходы к определению понятия «культура»

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИИИ КУЛЬТУРЫ

1. Культурология относится к области (1)

- *гуманитарных дисциплин;

- математических наук;

- естественных наук;

- идеологических построений.

2. Дисциплина, материал которой не был использован при формировании культурологии, - это (1)

- социология;

- психология;

- история;

- этнология;

- антропология;

- * астрономия.

3. Объектом изучения культурологии является (1)

- религия;

- наука;

- * культура;

- искусство.

4. Культурология не изучает (1):

- теорию культуры;

- морфологию культуры;

- типологию культуры;

- историю культурологических концепций;

- * информатику.

5. Задачей прикладной культурологии не является(2)

- * анализ культурологических концепций;

- изучение методов охраны культурного наследия;

- планирование деятельности культурных учреждений;

- планирование культурной политики.

6. Американский антрополог Лесли Уайт предложил назвать интегральную науку о культуре (3)

- *культурологией.

7. Методы, которые не являются специфическимидля культурологии (2)

- эмпирические;

- компаративные;

- структурно-функциональные;

- исторические;

- * гносеологические.

Подходы к определению понятия «культура».

8. Латинский термин «cultura» означает (2):

- правила поведения;

- установленные обычаи;

- требования общества к человеку;

- *населять/обживать;

- *обрабатывать/возделывать (землю).

9. Словосочетание «культура души» ввел в употребление римский оратор (3)

- * Цицерон.

10. «Описательными» определениями культуры можно назвать (1)

- *перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

11. «Историческими» определениями культуры можно назвать (2)

- перечисляющие все элементы культуры;

- * акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

12. «Нормативными» определениями культуры можно назвать (1)

- перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- * подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

13. «Структурными» определениями культуры можно назвать (1)

- перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- *основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

14. «Генетическими» определениями культуры можно назвать (1)

- перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- *основывающиеся на происхождении культуры.

15. До середины Х1Х века в России понятие «культура» не могло быть заменено словом (2)

- образованность;

- гуманность;

- воспитанность;

- просвещенность;

- * политкорректность.

16. Множественность и разнообразие определений культуры объясняется (2)

- *принципиальной невозможностью дать однозначное определение;

- ограниченностью и упрямством их авторов;

- идеологическими разногласиями авторов;

- сменой господствующих политических установок.

17 Определение культуры как «творческой деятельности человека по освоению материального и духовного мира» принадлежит (2)

- * В.М. Межуеву;

- П.А. Флоренскому;

- В. Гумбольдту;

- Вяч. Иванову.

18. Определение культуры как «системы тончайших принуждений» принадлежит (2)

- В.М. Межуеву;

- П.А. Флоренскому;

- В. Гумбольдту;

- * Вяч. Иванову.

19. Определение «Культура человека есть искусство, питая свою душу, делать ее плодоносной» принадлежит (2)

- В.М. Межуеву;

- П.А. Флоренскому;

- *В. Гумбольдту;

- Вяч. Иванову.

20. Определение «Культура есть борьба с мировым уравниванием» принадлежит (2)

- В.М. Межуеву;

- *П.А. Флоренскому;

- В. Гумбольдту;

- Вяч. Иванову.

21. Две взаимосвязанные современные дисциплины, изучающие человека и его культуру, это (3)

- * антропология и культурология.

22. Разделом теории культуры нельзя считать(2)

- *философию культуры;

- морфологию культуры;

- динамику культуры;

- социологию культуры.

23. Среди подходов к анализу культуры нельзя выделить(1)

- * единственно правильный;

- деятельностный;

- диалогический;

- аксиологический;

- компаративный.

24. Понятие «цивилизация», имеющее множество смыслов, не может означать (2)

- только материальную культуру общества;

- *только духовную культуру общества;

- внешние проявления воспитанности человека;

- завершающую фазу развития каждой культуры;

- уровень развития общества, отличающийся от «варварства»;

25. Эпоха европейской культуры, когда сложилась традиция называть мировую культуру цивилизацией, это (3)

- * эпоха Просвещения.

26. Понятия «цивилизация» и «культура» можно рассматривать (2)

- как синонимичные;

- как взаимоисключающие;

- как частично совпадающие;

- * как меняющие свое соотношение в разных интеллектуальных традициях.

27. Соотношение понятий культура и религия нельзя рассматривать(3)

- * как тождественные;

- как взаимодополнительные;

- понятие «культура» – шире, чем религия;

- как меняющееся в ходе истории.

1.2. Структура и функции культуры.

28. Теоретическое представление о противоположности массовой и элитарной культур возникло в начале (какого века?) (2)

- * ХХ века.

29. Автором концепции, критически анализирующей массовую культуру, является (2)

- * Х. Ортега-и-Гассет;

- Э. Тоффлер;

- Д. Белл;

- М. Вебер.

30. Элитарная культура создается (1)

- * ради привилегированной части общества;

- анонимными непрофессиональными творцами;

- ради массового потребителя;

- через мифы, сказания, эпос.

31. Массовая культура создается (1)

- ради привилегированной части общества;

- анонимными непрофессиональными творцами;

- * ради массового потребителя;

- через мифы, сказания, эпос.

32. Народная культура создается (1)

- ради привилегированной части общества;

- *анонимными непрофессиональными творцами;

- ради массового потребителя;

- классическим образованием.

33. В технологическую подсистему культуры входят (1)

- *орудия производства, средства существования;

- типы коллективного поведения, институты общества;

- идеи, верования, знания;

- ритуалы и обряды.

34. В социальную подсистему культуры входят (1)

- орудия производства, средства существования;

- *типы коллективного поведения, институты общества;

- идеи, верования, знания;

- ритуалы и обряды.

35. В идеологическую подсистему культуры входят (1)

- орудия производства, средства существования;

- типы коллективного поведения, институты общества;

- *идеи, верования, знания;

- ритуалы и обряды.

36. Культура части общества, противостоящая общепринятой, называется (1)

- *контркультурой;

- массовой культурой;

- элитарной культурой;

- народной культуройй.

37. Подсистема материальной культуры включает (1)

- *бытовую культуру;

- интеллектуальную культуру;

- художественную культуру;

- религиозную культуру.

38. Подсистема духовной культуры включает (1)

- *интеллектуальную культуру;

- бытовую культуру;

- культуру труда;

- экологическую культуру.

39. Основанием для дифференциации культуры как системыне являютсяразличия (2)

- по социальной принадлежности;

- по типам мышления;

- по религиозным конфессиям;

- *по расовым признакам.

40. Основной функцией культуры, согласно концепции З.Фрейда, является (2)

- компенсаторная - относительно биологической ущербности человека;

- *репрессивная - подавлять инстинктивные влечения человека;.

- адаптивная - помогать человеку приспособиться к окружающей среде;

- семиотическая – помогать человеку осмыслить окружающую действительность.

1.3. Принципы типологии культуры.

41. Основанием современной научной типологии культур не могут служить различия (2)

- пространственно – географические;

- хронологически – исторические;

- * расово – антропологические;

- * различия экономических формаций;

- различия систем ценностей;

- различия типов мышления.

42. Период истории мировой культуры, который не входит в число выделенных русским философом Л.И. Мечниковым, называется (2)

- речным;

- средиземноморским;

- океаническим;

- * индустриальным.

43. Период истории человечества, который не входит в число выделенных американским социологом Д. Беллом, называется (2)

- доиндустриальным;

- индустриальным;

- постидустриальным;

- * океаническим.

44. Автором типологии культур, выделяющей доиндустриальный, индустриальный и постинустриальный период истории человечества, является (3)

- * Д.Белл.

45. В число определений современного типа культуры не входит понятие (1)

- общество потребления;

- информационное общество;

- технотронное общество;

- * коммунистическое общество.

46. Тезис «Империя Цивилизации была разделена на исторические и этнические провинции» принадлежит французскому историку (3)

- * Ле Февру.

47. Определение цивилизации как «культурной общности наивысшего ранга, предельный уровень культурной идентичности» принадлежит современному американскому политологу (3)

- * С. Хантингтону.

48. В эпоху Просвещения множественность языков и культур рассматривалась (1)

- * как досадный недостаток, мешающий развитию человечества;

- как преимущество и достояние человечества;

- как фактор, способствующий выживанию человечества;

- как божественное установление.

49. Концепция «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона предполагает, что (2)

- возможно мирное решение всех спорных политических вопросов;

- *неизбежна военная конфронтация между Западом и исламским миром;

- вскоре может возникнуть «универсальной цивилизации»;

- восторжествует идея мультикультурности.

50. Идею самобытности культур, их взаимного непонимания, отстаивали (2):

- *немецкий философ О. Шпенглер;

- французские просветители Гольбах и Мирабо;

- американский социолог Д. Белл;

- русский историк Н.Я. Данилевский.

51. Концепты «Восток» и «Запад» типологии культур являются (2)

- * мифологемами и символами;

- строго научными характеристиками культур;

- следствием научной некомпетентности их сторонников;

- воплощением идеи «прогресса» человечества.

52. Критерием выделения особого типа культуры не является (2)

- способ хозяйствования;

- структура общественных связей;

- религия,

- язык;

- *расовые признаки;

- * IQ (коэффициент интеллектуального развития).

53. Утверждение, что есть народы «некультурные», «не способные к культуре» (1)

- соответствует выводам современной теории культуры;

- *противоречит выводам современной теории культуры;

- соответствует нравственным принципам;

- не является интеллектуальной ошибкой.

54. Автором, создавшим портреты 8 культурно-исторических миров, является (2)

- * О. Шпенглер.

55. Автором типологии, который насчитывал 21 цивилизацию, является (2)

- * А. Тойнби;

- П. Сорокин;

- О. Шпенглер;

- С. Хантингтон.

56. Автором концепции «культурно-исторических типов», отличающихся системами ценностей, является русский историк (3)

- * Н.Я. Данилевский.

57. Относительно цивилизаций нельзя утверждать, (2)

- что они могут включать несколько национальных государств;

- *что они всегда состоят из одного государства (как Китай);

- что они динамичны, испытывают подъем и упадок;

- что они могут смешиваться, накладываться друг на друга.

58. Главным барьером между цивилизациями А. Тойнби и С. Хантингтон считают различие (2)

- * религий.

59. Примером собственного Востока и Запада внутри Российской цивилизации не может служить (2)

- Москва и Петербург;

- славянофилы и западники;

- сегодняшние «патриоты» и «демократы»;

- * верующие и атеисты.

60. Советский Союз возник на территории, где не существовала цивилизация (1)

- православная;

- исламская;

- буддийская;

- * конфуцианская.

61. Автором определения российской цивилизации как «мира миров» является отечественный историк (3)

- * М. Я. Гефтер.

62. Автором выделения аполлонического и дионисийского типов культур является (2)

- *Ф. Ницше.

63. Классификация культур на основании различий витальных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)

- * к телесности;

- к семье и государству;

- к свободе слова;

- к красоте и гармонии.

64. Классификация культур на основании различий социальных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)

- к телесности;

- * к семье и государству;

- к свободе слова;

- красоте и гармонии.

65. Классификация культур на основании различий моральных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)

- к телесности;

- к семье и государству;

- *к понятиям добра и справедливости;

- к красоте и гармонии.

66. Классификация культур на основании различий эстетических ценностей учитывает их отношение (1)

- к телесности;

- к личной независимости;

- к свободе слова;

- * к красоте и гармонии.

67. Логически ошибочно включать в одну типологию те культуры, которые (2)

- подчиняют человека природе;

- стремятся подчинить природу человеку;

- стремятся к гармонизации отношений между человеком и природой;

- * опираются на научное мировоззрение.

68. Основной формой мировоззрения для каждого из данных типов культур

является, соответственно (2)

- для древневосточной - философия; -- * мифология;

- для античной - религия; - * философия;

- для средневековой - наука; - * религия;

- для новоевропейской - мифология; - * наука.

69. Автором типологии культур, в основе которой лежит принцип «идеологического конфликта» между западной и восточной культурой, является (2)

- * Ф. Нортроп;

- К.Маркс;

- К. Поппер;

- Н. Бердяев.

70. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты набожен?» характерен для типа культуры (1)

- первобытной;

- *религиозной;

- научной;

- постнаучной.

71. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты любознателен?» характерен для типа культуры (1)

- первобытной;

- религиозной;

- *научной;

- постнаучной.

72. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты нужен, чтобы все выжили?» характерен для типа культуры (1)

- *первобытной;

- религиозной;

- научной;

- постнаучной.

73. Марксистская типология культур не включаеткультуру (1)

- первобытной формации;

- рабовладельческой формации;

- * античной формации;

- феодальной формации;

- капиталистической формации.

74. Автором концепции, утверждающей, что каждой экономической формации соответствует особый тип культуры, является (1)

- * К. Маркс.

75. В типологию культурных общностей не входит(2)

- национально-этнические;

- региональные;

- исторические;

- * расовые.

76. Типология культур М.К. Петрова не включаетв их число такой «ключ культуры», как (3)

- лично-именной;

- профессионально-именной;

- универсально-понятийный;

- * национально-этнический.

77. Типология культур Б. Ерасова с точки зрения источника поддержки искусства и науки, не включает тип (2)

- государственный;

- меценатский;

- коммерческий;

- церковный;

- * сверхъестественный.

78. По масштабу объединения социологии не выделяюткультуры (2)

- региональные;

- национальные;

- групповые;

- * семейные.

79. Типология форм культурной идентификации не включает тип (3)

- традиционалиста;

- пришельца-неофита;

- изгнанника;

- * интроверта.

80. Индивидуальность, свобода личности является важнейшей ценностью для культуры (1)

- *европейского типа;

- китайского типа;

- советского типа;

- индийского типа.

81. Подчинение человека традициям, обычаям предков является важнейшей культурной ценностью для культуры (1)

- европейского типа;

- *китайского типа;

- советского типа;

- индийского типа.

82. Растворение личности в универсальной духовной субстанции является важнейшей культурной ценностью для культуры (1)

- европейского типа;

- китайского типа;

- советского типа;

- индийского типа.

83. Представители «феминистской критики» не считают, что культура Нового времени характеризуется (3)

- «патриархатной» идеологией;

- фаллологоцентризмом;

- насилием конструирующей мысли над живой природой;

- *равноправием мужчин и женщин.

84. С точки зрения культурной антропологии, нации, культуры, идеологические объединения различных типов– это (3)

- логические конструкции;

- * псевдо-видообразования;

- стадии исторического развития;

- типы ценностей.

85. «Техногенный» тип культуры предполагает (2)

- *прагматизм, рационализм;

- интуитивизм;

- иррационализм;

- созерцательность.

86. «Мифологемный» тип культуры предполагает (2)

- * символическое освоение мира;

- научное мировоззрение;

- прагматизм;

- рационализм.

87. Согласно И. Баховену, «патриархатный» тип культуры характеризуется (2)

- * преобладанием рационального мышления;

- * деятельным началом;

- связью с землей;

- пассивностью;

- значением кровных уз между людьми.

88. Согласно И. Баховену, «матриархатный» тип культуры характеризуется (2)

- преобладанием рационального мышления;

- деятельным началом;

- борьбой за господство;

- *пассивностью;

- *значением кровных уз между людьми.

89.«Гуманистический» тип мышления не предполагает (2)

- осмысление нравственных принципов;

- сочетание логики и здравого смысла;

- толерантность;

- готовность к диалогу;

- * поиск личной выгоды.

90. Метод познания, с помощью которого все многообразие культур классифицируется и группируется, называется (3)

- * типологизацией.

91. Пространственно-географический критерий типологии позволяет выделить культуру (1)

- *латиноамериканскую;

- античную;

- средневековую;

- первобытную.

92. Исторический критерий типологии позволяет выделить культуру (1)

- *античную;

- русскую;

- европейскую;

- китайскую;

- индийскую.

93. Культуры «коллективистского» типа не характеризуются(2)

- * акцентом на личную инициативу и достижения;

- подчинением групповым стандартам;

- опорой на принадлежность к группе;

- разделением на «своих» и «чужих».

94. Этнолингвистическая типология культур не позволяетвключить (1)

- романскую культуру;

- арабскую культуру;

- тюркскую культуру;

- * европейскую культуру.

95. Признание единого мирового историко-культурного процесса характерно для типологии культур (2)

- Н. Данилевского;

- О. Шпенглера;

- Л. Гумилева;

- * К. Ясперса.

96. Типологию культур, основание которой является психологический строй коллективной души народа, предложил (3)

- * О. Шпенглер.

97. Согласно О. Шпенглеру, душа европейской культуры (2)

- *фаустовская;

- аполлоновская;

- дионисийская;

- душа брамина.

98. Согласно О. Шпенглеру, душа античной культуры (2)

- фаустовская;

- *аполлоновская;

- дионисийская;

- душа брамина.

99. Историческая типология культур К. Ясперса не включает (2)

- культуры доисторического периода;

- великие исторические культуры древности;

- культуры «осевого времени»;

- *средневековые культуры.

100. При типологизации культур не происходит (2)

- их объединения по общему признаку;

- фиксации отличий между группами культур;

- их классификации;

- * их унификации.

Наши рекомендации