Тема 9. конкуренция как средство реализации предпринимательства
Одной из движущих сил предпринимательства является конкуренция. Существуют разнообразные формы и методы конкурентной борьбы, которые по-разному влияют на предпринимательскую деятельность и конкурентоспособность фирмы. Конкуренция играет важную роль как важнейший фактор развития рыночной системы в целом, заставляя предпринимателей мобилизовать всю энергию и способности для повышения конкурентоспособности своих предприятий. Одновременно конкуренция выступает наряду с механизмом взаимодействия спроса и предложения элементом механизма рыночного саморегулирования.
Сущность конкуренции
Конкуренция (от лат. concurere — сталкиваюсь, соревнуюсь) как экономическая категория — борьба (в том числе соревнование, столкновение, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за извлечение максимальной прибыли,
В случае столкновения интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается доказать свои преимущества, обеспечить более выгодное и стабильное положение, в том числе за счет ослабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. Конкуренция — важнейший элемент механизма рыночного саморегулирования. Она лежит в основе предпринимательских решений относительно цен, объемов продаж, рыночной стратегии в целом.
Конкуренция — экономический закон, выражающий устойчивые причинно-следственные связи между товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты, повышать качество товаров и услуг, то есть бороться за рост их конкурентоспособности.
Не случайно И, Шумпетер определял конкуренцию как борьбу старого и нового.Методами этой борьбы могут быть:
- рост качества товаров и услуг;
- обновление ассортимента продукции, его дизайна;
- предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг;
- временное снижение цен;
- заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной финансовой политики и пр.
Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в еефункциях.Она способствует:
- расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счетэтого снижению затрат производства на единицу продукции, а следовательно, и цены;
- экономии ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансовых и др.);
- внедрению достижений науки итехники в производство, что обусловливает рост производительности труда;
- улучшению качества продукции и обслуживания (в том числе послепродажного) потребителей;
- перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нормы прибыли в разных сферах и отраслях экономики;
- созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции), ростуна этой основе безработицы;
~ возникновению экономических кризисов;
- усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащению одних и разорению других (побеждает сильнейший);
- монополизации экономики.
Таким образом, конкуренция имееткак положительные, так и отрицательные1 стороны, влияющие на экономическое поведение предпринимателя. Их соотношение зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.
1Необходимо отметить, что некоторые отрицательные стороны являются таковыми только с определенной точки зрения, то есть относительными. Например, терпит банкротство предприятие, выпускающее продукцию, которую никто не покупает. Следовательно, она не нужна обществу. Поэтому крах подобного предприятия — трагедия только для его хозяина и занятых на нем работников. А для общества, напротив, это хорошо, поскольку из экономики уходит расточитель трудовых и материальных ресурсов. Аналогично и в отношении экономических кризисов. Для отдельных предприятий и работников —• это жизненный крах. А для общества в целом — благо, форма развития производительных сил, предпосылка перехода на качественно новую технологическую и техническую базу развития, что влечет за собой и соответствующие изменения в производственных отношениях, социальной структуре общества.