Анализ технико-экономических показателей работы предприятия ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА»
Таблица 1 – Производственная структура предприятия
Наименование структурных подразделений | Площадь | Численность | Основные средства | |||
Кв.м. | % к итогу | Чел. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу | |
1.Руководство | 10,7 | 17,3 | 27,9 | |||
2.Аппарат при руководстве | 4,5 | 9,6 | 14,1 | |||
3.Бухгалтерия с функциями финансовой работы | 16,7 | 15,4 | 13,9 | |||
4.Транспортно-технический отдел | 17,4 | 23,1 | 15,3 | |||
5.Отдел строительных материалов | 25,8 | 15,4 | 16,1 | |||
6.Отдел цветных и черных металлов | 24,8 | 19,2 | 12,7 | |||
Итого |
После анализа таблицы 1 можно сделать вывод, что большую часть площади занимает отдел строительных материалов – 531 кв. м. (25,8%). Руководство компании занимает площадь размером 220 кв. м. (10,7%), аппарат при руководстве – 92 кв. м. (4,5%), бухгалтерия с функциями финансовой работы – 344 кв. м. (16,7%), транспортно-технический отдел – 358 кв. м. (17,4%), отдел цветных и черных металлов – 510 кв. м. (24,8%).
Большая часть сотрудников работает в транспортно-техническом отделе – 12 человек или 23,1% всех работников. В руководстве работают 9 человек (17,3%), бухгалтерии – 8 человек (15,4%), отделе строительных материалов – 8 человек (15,4%), отделе цветных и черных металлов – 10 человек (19,2%).
Большая часть основных средств предприятия приходится на руководство предприятия – 7420 тыс. руб. (27,9%).
Таблица 2 – Динамика объема и структуры продукции
Товарные группы | 2015г. | 2016г. | 2017г. | 2017г. к 2008г. | 2017г. к 2007г. | |||
Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | |||
1.Строительные и отделочные материалы | 575, 5 | 20,8 | 598,2 | 20,7 | 615,5 | 20,4 | 102,9 | 106,9 |
2.Металлопрокат, оцинковка | 184,3 | 6,7 | 202,6 | 7,0 | 222,2 | 7,4 | 109,7 | 120,6 |
3.Пиломатериалы | 240,5 | 8,7 | 254,8 | 8,8 | 270,5 | 8,9 | 106,2 | 112,5 |
4.ДВП, ДСП | 173,8 | 6,3 | 190,1 | 6,6 | 203,1 | 6,7 | 106,8 | 116,8 |
5.Кровельные изделия | 287,1 | 10,4 | 303,9 | 10,5 | 316,6 | 10,5 | 104,2 | 110,3 |
6.Лакокрасочная продукция | 315,8 | 11,4 | 327,5 | 11,3 | 342,8 | 11,4 | 104,7 | 108,5 |
7.Инструмент | 396,1 | 14,3 | 410,2 | 14,2 | 424,5 | 14,1 | 103,5 | 107,2 |
8.Хоз. товары | 591,9 | 21,4 | 603,1 | 20,9 | 623,3 | 20,6 | 103,3 | 105,3 |
Итого | 2765,0 | 2890,4 | 3018,5 | 104,4 | 109,2 |
После анализа объема и структуры продукции можно сделать вывод, что объем продаж по всем товарным группам в 2017 году вырос по сравнению с 2015 и 2017 годами.
Строительные и отделочные материалы в 2017 году относительно 2016 года увеличились на 2,9%, металлопрокат и оцинковка – на 9,7%, пиломатериалы – на 6,2%, ДВП и ДСП – на 6,8%, кровельные изделия – на 4,2%, лакокрасочная продукция – на 4,7%, инструменты – на 3,5%, хоз. товары – на 3,3%.
По сравнению с 2015 годом строительные и отделочные материалы увеличились на 6,9%, металлопрокат и оцинковка – на 20,6%, пиломатериалы – на 12,5%, ДВП и ДСП – на 16,8%, кровельные изделия – на 10,3%, лакокрасочная продукция – на 8,5%, инструменты – на 7,2%, хоз. товары – на 5,3%.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что объем продукции в 2017 году по всем видам товаров вырос, а значит и выросла прибыль предприятия.
Таблица 3 – Объем продаж в поквартальном разрезе
Период | Фактически за прошлый период (2015г.) (тыс.руб.) | Фактически за отчетный период, 2016г. (тыс.руб.) | Абсолютное отклонение | |
% | (тыс.руб.) | |||
январь | 1815,5 | 2440,1 | 34,4 | 624,6 |
февраль | 1820,5 | 2445,3 | 34,3 | 624,8 |
март | 1849,5 | 2462,0 | 33,1 | 612,5 |
I квартал | 5485,5 | 7347,4 | 33,9 | 1861,9 |
апрель | 1820,5 | 2440,5 | 34,1 | 620,0 |
май | 1826,5 | 2450,5 | 34,2 | 624,0 |
июнь | 1833,2 | 2459,5 | 34,2 | 626,3 |
II квартал | 5480,2 | 7350,5 | 34,1 | 1870,3 |
июль | 1810,5 | 2444,5 | 35,0 | 634,0 |
август | 1816,5 | 2450,5 | 34,9 | 634,0 |
сентябрь | 1823,5 | 2457,5 | 34,8 | 634,0 |
III квартал | 5450,5 | 7352,5 | 34,9 | 1902,0 |
октябрь | 1830,5 | 2440,2 | 33,3 | 609,7 |
ноябрь | 1833,8 | 2448,2 | 33,5 | 614,4 |
декабрь | 1836,5 | 2450,2 | 33,4 | 613,7 |
IV квартал | 5500,8 | 7338,6 | 33,4 | 1837,8 |
Итого за год | 34,1 | 7472,0 |
Исходя из таблицы 3, можно сделать вывод, что объем продаж в каждом квартале увеличивался относительно предыдущего года.
Так объем продаж в I квартале 2008 года составил 5485,5 тыс. руб., а в I квартале 2009 года 7347,4 тыс. руб., во II квартале – 5480,2 тыс. руб. и 7350,5 тыс. руб. соответственно, в III квартале – 5450,5 тыс. руб. и 7352,5 тыс. руб., в IV квартале – 5500,8 тыс. руб. и 7338,6 тыс. руб.
Из этих данных видно, что в I квартале отклонение составило 1861,9 тыс. руб. или 33,9%. По остальным кварталам так же произошло увеличение.
Во II квартале объем продаж увеличился на 1870,3 тыс. руб., что составило 34,1%.
В III квартале отклонение составило 1902,0 тыс. руб., что составляет 34,9%.
И в IV квартале отклонение составило 1837,8 тыс. руб., что составляет 33,4%.
В общем, объем продаж увеличился на 7472,0 тыс. руб. в 2009 году относительно 2008 года, что составило 34,1%.
Таблица 4 – Торговая или производственная площадь
Наименование структурных подразделений | Торговая площадь, кв.м. | Торговая площадь к итогу, % |
1. Капитальные склады | 18,3 | |
2. Гараж | 0,08 | |
3. Здание под офис | 2,3 | |
4. Котельная | 0,06 | |
5. Земельные участки | 79,3 | |
Итого |
Из таблицы 4 можно сделать вывод, что наибольшую площадь занимают земельные участки – 25963 кв. м., или 79,3% от всей площади. Площадь главного здания – 750 кв. м. (2,3%), капитальных складов – 5975 кв. м. (18,3%), гаража – 28 кв. м. (0,08%), котельной – 20 кв. м. (0,06%).
Общая торговая площадь предприятия – 32736 кв. м.
Таблица 5 – Анализ издержек обращения (тыс.руб.)
Статьи расходов | Фактические показатели 2016г. | Фактические показатели 2017г. | Отклонение (+,-) | |||
Сумма, тыс.руб. | В % к итогу | Сумма, тыс.руб. | В % к итогу | Сумма, тыс.руб. | В % к обороту | |
1. Транспортные расходы | 5,2 | |||||
2.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря | -9 | -2,8 | ||||
3. Амортизация основных средств | -1 | -4,8 | ||||
4. Расходы на оплату труда | 20,3 | |||||
5. Расходы на ремонт основных средств | - | - | - | - | - | - |
6.Единый социальный налог | 7,6 | |||||
7. Расходы на подготовку и переподготовку кадров | - | - | - | - | - | - |
8. Потери от недостач, порчи при хранении, транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли | - | - | - | - | - | - |
9. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд | - | - | - | - | - | - |
10. Прочие расходы | -212 | -36,4 | ||||
Итого | 0,9 |
Проведя анализ издержек обращения, можно сделать вывод, что издержки обращения предприятия увеличились за анализируемый период с 2515 тыс. р. до 2539 тыс. р. на начало и на конец периода соответственно.
Доля затрат на оплату труда за исследуемый период увеличилась на 210 тыс. руб. и составила на 2017 год 49%. Удельный вес отчислений на социальные нужды на 2009 год составил 13%. Следует отметить, что и заработная плата и соответственно отчисления на социальные нужды в абсолютном выражении также увеличились. Доля амортизации в структуре издержек обращения за исследуемый период осталась неизменной и составила 1%. Затраты на аренду помещений и содержание зданий и сооружений уменьшились на 9 тыс. руб. (2,8%) и на 2016г. составляют 315 тыс. руб. Транспортные расходы увеличились в 2016 году по сравнению с 2008 годом на 13 тыс. руб. или 5,2% и составляют 265 тыс. руб.
Доля прочих затрат за анализируемый период снизилась с 583 тыс. р. в 2015г. до 371 тыс. р. в 2009г., т.е. отклонение 212 тыс. руб.
Подведем итог. В 2015 году транспортные расходы составили 10%, расходы на аренду и содержание зданий и сооружений – 12%, амортизация основных средств – 1%, расходы на оплату труда – 49%, отчисления на социальные нужды – 13%, прочие расходы – 15%.
Таким образом, наибольший удельный вес в структуре издержек обращения занимают затраты на оплату труда – 49%, а также прочие расходы – 15%.
Таблица 6 – Состояние товарных запасов в натуральном измерении (шт.)
Товарный ассортимент | 2015г. | 2016г. | 2016г. в % к 2015г. |
1 Гвозди | |||
Гвоздь стр. 1,2х20 | 119,7 | ||
Гвоздь стр. 1,6х25 | 107,9 | ||
Гвоздь стр. 1,8х32 | 96,6 | ||
Гвоздь стр. 1,8х40 | 80,4 | ||
Гвоздь стр. 2,0х40 | |||
2 Двери | |||
Дверь металлическая | 130,0% | ||
Дверь филенчатая | 63,9% | ||
Дверь металлическая двойная 2,05 х 1,20м | 114,5% | ||
Дверь металлическая двойная 2,2 х 1,20м | 128,6% | ||
Дверь металлическая «Форпост» | 103,3% | ||
Дверной блок сосна глухой | 117,8% | ||
Дверной блок шпон глухой | 106,1% | ||
3 ДВП | |||
ДВП 2440х1220х3,2 | 105,2% | ||
ДВП 2745х1700х3,2 | 107,1% | ||
ДВП декор. 1700х2745х3,2 | 115,3% | ||
ДВП 5,5х2620х1220 мм ТСН 40 2 сорт | 107,2% | ||
4 ДСП | |||
ДСП 3500х1750х16 шл. | 119,7% | ||
ДСП 2440х1830х16 шл. | 106,3% | ||
ЛДСП 2440х1830х16 мм | 102,9% | ||
5 Кирпич | |||
5.1. Вибропрессованный | |||
Кирпич красный 65 | 129,8% | ||
Кирпич серый Евростандарт | 102,9% | ||
Кирпич серый | 115,0% | ||
Кирпич ярко-желтый | 111,9% | ||
5.2. Керамический | |||
Кирпич керамический пакетированный | 103,4% | ||
Кирпич керамический Губский | 103,4% | ||
Кирпич керамический М-150 Новокубанск (упаков) | 102,8% | ||
Кирпич керамический М-75 | 106,0% | ||
5.3. Силикатный | |||
Кирпич силикатный М-200 (Зеленокумск) | 102,9% | ||
Кирпич силикатный одинарный (белый) околотый | 103,6% | ||
Кирпич силикатный одинарный (желтый) околотый | 102,7% | ||
Кирпич силикатный одинарный (зеленый) околотый | 105,2% | ||
Кирпич силикатный одинарный (оранжевый) околотый | 106,7% | ||
6 Лакокрасочные материалы | |||
Антисептик Биотекс "Стандарт" б/цв. 1 кг. | 96,4% | ||
Антисептик Биотекс "Стандарт" б/цв. 3 кг. | 103,1% | ||
Антисептик Биотекс "Стандарт" калужница, 1 кг. | 105,2% | ||
Антисептик Биотекс "Стандарт" махагон, 1 кг. | 105,3% | ||
Антисептик Биотекс "Стандарт" махагон, 3 кг. | 107,4% | ||
7 Шифер | |||
Шифер 7-ми волновой 0,98х1,75 | 106,0% | ||
Шифер 8-ми волновой 1,13х1,75 | 103,1% | ||
Шифер пластиковый ПВХ трапеция | 114,9% | ||
Шифер пластиковый ПВХ волна | 57,5% | ||
Шифер плоский – 8мм (1,0х1,5) | 102,7% | ||
Шифер плоский – 8мм (2,0х1,5) | 104,1% | ||
Шифер плоский – 10мм (3,0х1,5) | 105,2% |
После анализа основных видов товаров, которые приведены в таблице 6, можно сделать вывод о том, что объем товарных запасов увеличился. Рост некоторых видов товаров был незначителен, так рост запасов ДВП 2745х1700х3,2 составил 26 шт., что составляет 107,1% от базового периода. Также можно наблюдать значительный рост товарных запасов следующих видов продукции: дверь металлическая двойная 2,2 х 1,20м; дверь металлическая; кирпич красный 65; гвоздь стр. 2,0х40.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что объем товарных запасов на предприятии увеличился, практически по всем видам продукции в 2008 году.
Следовательно, и объем продаваемой продукции увеличился, что свидетельствует о повышении прибыли предприятия.
Таблица 7 – Состояние товарных запасов (тыс.р.)
Товарный ассортимент | 2015г. | 2016г. | 2016г. в % к 2015г. |
1 Гвозди | |||
Гвоздь стр. 1,2х20 | 208,6 | 249,6 | 119,7% |
Гвоздь стр. 1,6х25 | 224,9 | 242,7 | 107,9% |
Гвоздь стр. 1,8х32 | 117,2 | 113,2 | 96,6% |
Гвоздь стр. 1,8х40 | 105,2 | 84,6 | 80,4% |
Гвоздь стр. 2,0х40 | 55,9 | 112,4 | 200% |
2 Двери | |||
Дверь металлическая | 950,3 | 130,0% | |
Дверь филенчатая | 279,3 | 63,9% | |
Дверь металлическая двойная 2,05 х 1,20м | 3153,5 | 114,5% | |
Дверь металлическая двойная 2,2 х 1,20м | 5937,5 | 128,6% | |
Дверь металлическая «Форпост» | 2157,6 | 103,3% | |
Дверной блок сосна глухой | 117,8% | ||
Дверной блок шпон глухой | 344,4 | 365,4 | 106,1% |
3 ДВП | |||
ДВП 2440х1220х3,2 | 56,7 | 59,7 | 105,2% |
ДВП 2745х1700х3,2 | 106,7 | 114,3 | 107,1% |
ДВП декор. 1700х2745х3,2 | 75,3 | 86,8 | 115,3% |
ДВП 5,5х2620х1220 мм ТСН 40 2 сорт | 21,4 | 22,9 | 107,2% |
4 ДСП | |||
ДСП 3500х1750х16 шл. | 383,7 | 459,4 | 119,7% |
ДСП 2440х1830х16 шл. | 209,4 | 222,5 | 106,3% |
ЛДСП 2440х1830х16 мм | 470,4 | 484,2 | 102,9% |
5 Кирпич | |||
5.1. Вибропрессованный | |||
Кирпич красный 65 | 30,9 | 129,8% | |
Кирпич серый Евростандарт | 42,2 | 102,9% | |
Кирпич серый | 24,5 | 28,2 | 115,0% |
Кирпич ярко-желтый | 44,5 | 49,8 | 111,9% |
5.2. Керамический | |||
Кирпич керамический пакетированный | 38,9 | 40,3 | 103,4% |
Кирпич керамический Губский | 64,1 | 66,3 | 103,4% |
Кирпич керамический М-150 Новокубанск (упаков) | 6, 8 | 6,9 | 102,8% |
Кирпич керамический М-75 | 24,2 | 25,6 | 106,0% |
5.3. Силикатный | |||
Кирпич силикатный М-200 (Зеленокумск) | 43,5 | 44,7 | 102,9% |
Кирпич силикатный одинарный (белый) околотый | 46,1 | 47,8 | 103,6% |
Кирпич силикатный одинарный (желтый) околотый | 102,7% | ||
Кирпич силикатный одинарный (зеленый) околотый | 23,1 | 105,2% | |
Кирпич силикатный одинарный (оранжевый) околотый | 19,4 | 20,7 | 106,7% |
6 Лакокрасочные материалы | |||
Антисептик Биотекс "Стандарт" б/цв. 1 кг. | 69,4 | 96,4% | |
Антисептик Биотекс "Стандарт" б/цв. 3 кг. | 226,2 | 233,3 | 103,1% |
Антисептик Биотекс "Стандарт" калужница, 1 кг. | 97,8 | 105,2% | |
Антисептик Биотекс "Стандарт" махагон, 1 кг. | 52,8 | 55,6 | 105,3% |
Антисептик Биотекс "Стандарт" махагон, 3 кг. | 182,6 | 107,4% | |
7 Шифер | |||
Шифер 7-ми волновой 0,98х1,75 | 958,9 | 1016,8 | 106,0% |
Шифер 8-ми волновой 1,13х1,75 | 951,3 | 980,3 | 103,1% |
Шифер пластиковый ПВХ трапеция | 488,1 | 560,7 | 114,9% |
Шифер пластиковый ПВХ волна | 595,1 | 342,1 | 57,5% |
Шифер плоский – 8мм (1,0х1,5) | 1276,8 | 1310,8 | 102,7% |
Шифер плоский – 8мм (2,0х1,5) | 3490,5 | 3635,3 | 104,1% |
Шифер плоский – 10мм (3,0х1,5) | 2333,2 | 2454,8 | 105,2% |
Вывод: к 2016 году объем продаж вырос по большинству видов продукции, относительно 2015 года. Наблюдается как небольшой рост товарных запасов у некоторых товарных групп 4,1% (Шифер плоский – 8мм (2,0х1,5)), так и значительный 29,8% (Кирпич красный 65). Следовательно, объем продукции в 2016 году по большинству видов товаров вырос, а значит и выросла прибыль предприятия.
Таблица 9 – Технико-экономические показатели деятельности
предприятия
Наименование показателей | Ед. изм. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | % 2016 к 2015г. | % 2017 к 2016г. | % 2017г. к 2015г. |
1. Объем товарооборота | Тыс.р. | 107,7 | 90,3 | 97,2 | |||
2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Тыс.р. | 101,4 | 99,5 | 100,9 | |||
3. Среднегодовая стоимость оборотных средств | Тыс.р. | 136,9 | 85,3 | 116,8 | |||
4. Торговая площадь | М.2 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||
5. Численность персонала | Чел. | 91,7 | 127,3 | 116,7 | |||
6. Издержки обращения | Тыс.р. | 99,0 | 100,9 | 99,9 | |||
7.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | Тыс.р. | 103,3 | 90,8 | 93,8 | |||
8. Прибыль от реализации | Тыс.р. | 4582,6 | 86,8 | 3978,3 | |||
9. Чистая прибыль | Тыс.р. | 67,2 | 204,0 | 137,1 | |||
10. Фонд заработной платы | Тыс.р. | 112,3 | 120,3 | 135,1 | |||
11. Фондоотдача | Руб. | 204,1 | 216,7 | 196,5 | 106,2 | 90,7 | 96,3 |
12. Выработка на одного работающего | Руб. | 360,6 | 423,6 | 300,4 | 117,5 | 70,9 | 83,3 |
13. Рентабельность продаж | % | 0,05 | 2,3 | 2,2 | - | - | - |
14. Рентабельность затрат | % | 0,8 | 0,5 | 1,1 | - | - | - |
После анализа таблицы 9 можно сделать вывод, что объём товарооборота за исследуемый период с 2015 по 2017 год сократился на 1222 тыс. руб. или на 2,8% и составил 42049 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, в свою очередь, увеличилась на 2 тыс. руб. или на 0,9% и в 2017 году составила 214 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 862 тыс. руб. или на 16,8% (увеличение в 2007 году с 5123 тыс. руб. до 5985 тыс. руб. в 2017 году). Численность персонала возросла до 140 человек, что сопровождалось ростом фонда оплаты труда (увеличение на 323 тыс. руб. или 35,1%). Издержки обращения за исследуемый период уменьшились на 1 тыс. руб. или на 0,1%. Прибыль от реализации увеличилась на 892 тыс. руб. и составила в 2017 году 915 тыс. руб., а чистая прибыль изменялась скачкообразно и в 2009 году составила 355 тыс. руб. (в 2015году – 259 тыс. руб., в 2016 году – 174 тыс. руб.). Показатели рентабельности в ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «НАЯДА» имеют высокое значение. Рентабельность продаж увеличилась и на 2009 год составила 2,2% против 0,05% в 2008 году. Рентабельность издержек обращения также увеличилась и в 2015 году имела значение 0,8%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ