Исторические аспекты формирования дизайна гостиниц

Дизайн гостиниц античного мира воссоздается по имеющимся сведениям о римской цивилизации, возникшей более 2 тыс. лет назад. В Риме, основанном в VIII в. до н. э., в полной мере не сохранилось никаких изобразительных источников, но по деталям росписи, мозаике оснований стен, отдельным фрагментам можно воссоздать интерьер римских гостиниц. Это были одно- двух- этажные здания, без окон на первом этаже из-за соображений безопасности. Помещения предназначались для приема гостей и пре­доставления им пищи и отдыха. Сохранившийся пол первого этажа свидетельствует о том, что он был из утрамбованной земли, а на верхних этажах - глиняный. Использовались также шиферные и деревянные полы. Найдены фрагменты цветного вулканического стекла, вделанные в цементные полы наряду с плитками известняка.

В наиболее богатых гостиницах сохранилась мозаика стен, сводов. В I в. до н. э. особую популярность приобрели картины-мозаики, составленные из крохотных кусочков мрамора, камня или отшлифованной гальки, которую брали с речных берегов. Мозаики создавались вдавливанием этих кусочков во влажную штукатурку. Широкое распространение имели мозаичные черно-белые компо­зиции с геометрическим орнаментом. Часто изображались сцены из греческой мифологии, сельские пейзажи, декоративные натюрморты, животные.

Комнаты для богатых украшались статуями, расписанными яркими красками. Стены облагораживались станковыми произведениями (картинами) и фресками (росписью по влажной штукатурке). Двери внутри помещений были редкостью. Вместо них использовались шерстяные или суконные ткани, которыми завешивался дверной проем.

В гостиничных помещениях мебели было немного. Основной предмет - кровать или кушетка, в изголовье которых делалось возвышение. Перины и матрасы набивались пухом или шерстью. Покрывалом служило одеяло. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами.

Столы были мраморные или каменные. Для возлежания во время еды использовали ложе. Для сидения в гостиницах были кресла с подлокотниками, но без спинки, и табуреты. Табуретки имели три ножки и круглый деревянный верх или четыре ножки и квадратный верх, часто выполненный из бронзы. Для хранения утвари в гостиницах использовали массивные сундуки и буфеты, для освещения - масляные лампы и свечи, для обогрева помещений - небольшие бронзовые жаровни или закрытые обогреватели, напо­минающие современные печи.

Римский образ жизни получил широкое распространение и оказал большое влияние на культуру гостиничного дела последующих эпох. Раскопки, проводимые в Южном Ираке (V в. до н. э.) археологом Леонардо Вулли, показали, что для прибывавших в то время торговых людей строились ханны - скромные помещения для размещения и отдыха путешественников. В комнатах, предназначенных для постояльцев, стояли кровати, столы, лавки. Часть дома, как правило, занимал хозяин со своей семьей. На нижних этажах размещались стойла.

Раскопки в Древнем Египте и Греции показали, что уже тогда существовал внутренний двор, где находились вьючные животные: верблюды, лошади. Вокруг внутреннего двора располагались номера.

Притягательной силой обладала Мекка - центр мусульманского мира. Паломники, отправлявшиеся туда, останавливались в караван-сараях, отличительной чертой которых являлось то, что помещения для обслуживания украшались красивыми фресками, а для удобства путешественников, прибывавших пешком, находился бассейн для мытья ног.

В период Средневековья для внутреннего убранства жилых помещений и гостиниц характерен готический стиль. Основным источником, свидетельствующим об этом, является документ «Relatio de Zegatione Constantinopolitana» («Донесение о посольстве в Константинополь»).

В правление короля Карла Великого (768-814 гг.), а с 800 г. -императора Запада - образовалась обширная империя, простиравшаяся на территории Франции, Германии, Северной Италии, которая подвергалась ударам викингов. В целях безопасности знать стала возводить замки, крепости, а Карл Великий издал указ, по которому обязывал предоставлять ночлег, питание и помощь путешественникам в замках, принадлежащих церквям, аббатствам, монастырям. Такие замки назывались госпициями.

Первоначально замки строились из дерева на гребне вала, окру­женного рвом и частоколом. Затем основным строительным мате-

Исторические аспекты формирования дизайна гостиниц - student2.ru Исторические аспекты формирования дизайна гостиниц - student2.ru риалом стал кирпич. Замки, построенные в Константинополе - са­мом крупном средневековом городе, облицовывались мрамором. Одновременно они были и местом пребывания для путешествен­ников, и крепостью, которая могла выдержать осаду. На террито­рии замков находились постройки, оборонительные сооружения, конюшни.

Светский интерьер IX в. характеризуется большими, простор­ными залами. Применялись светлые краски и побелка. Такие залы были главными помещениями, где путешественники ели, спали, обсуждали дела. Для отдыха использовались набитые соломой тюфяки, покрытые вышитыми покрывалами, которые служили постелью. Стены залов украшались геральдическими щитами, знаменами, оружием, охотничьими трофеями, арбалетами, мечами.

В кирпичных замках очаг (позже камин) был расположен у окна. В деревянных - помещался в центре. Дым поднимался по желобу, находящемуся внутри стены, и выходил через отверстие крыши, не скапливаясь в помещениях госпиций. На окнах были витражи, закрывающиеся ставнями.

Ковры, привозимые с Востока, считались роскошью - их вешали как шпалеры на стены, а не клали на пол. Фигуративные ковры вошли в моду в конце средних веков. Украшали стены также ковра­ми из тонкого шелка, а пол - ковриками, сплетенными из тростни­ка. Стены расписывались цветными красителями - свинцовыми глазурями, что являлось предметом роскоши. Наиболее распрост­раненными цветами были желтый, черный. Темами являлись изоб­ражения зверей, птиц, человека.

Из предметов мебели в госпициях использовали лавки, стулья: знать усаживали на стулья, большинство гостей сидело на лавках. Только для богатых людей накрывали скатерть и только у этого стола ножки были прикреплены к столешнице. Незнатным путешественникам эль и вино слуги подавали в грубых глиняных кувшинах. Простая и серебряная посуда хранилась в буфетах, посудных шкафах, которые часто делались в нише и закрывались засовами и щеколдами.

В госпициях кухни строили отдельно от замка, а чтобы по доро­ге к столу блюда не остывали, обеденный зал соединяли с кухней переходом. В кухне располагались жаровни и встроенные в стену печи. Рядом находились кладовая (для съестных припасов) и погреб (для бочек и бутылок).

В госпициях, расположенных в замках монастырей и аббатств, готический стиль выражен наиболее ярко: высокие стрельчатые своды, кессонные потолки, украшенные сложным орнаментом, узкие залы с вытянутыми вверх окнами. Позже в комнатах для отдыха прибывших путешественников появились деревянные кровати с балдахином, тяжелые готические кресла, буфеты. В эпоху средних веков балдахины украшались такими тканями, как парча, тафта и дамаси (по названию города Дамаси в Сирии, где она производилась) - желтого, красного, синего цветов, также характерных для готики.

Часто полы роскошных замков и аббатств были выложены изразцами, изображавшими сцены из рыцарского романа о Тристане и Изольде. Замки освещались бронзовыми подвесными лампами, свечами на подсвечниках в виде фигурок животных или растений.

Замок «Куси-ле-Шато», построенный в середине XIII в. герцогом Ангерраном III на р. Эна (во Франции), также имеет отпечаток готического стиля.

Постепенно замки превращались в руины, их стены разбирались на камни для других построек. С конца XV в. замки-госпиции теряют свое значение. Утихли междоусобные войны, и людям захотелось роскоши и удобств. На смену готическому стилю приходит ренессансный - обращение к культурному наследию античности (XIV-XVI вв.).

Интерьер гостиниц эпохи Ренессанса представлен в живопи­си, где религиозные сюжеты помещены художниками в бытовое окружение. Существенные изменения в этот период претерпела ар­хитектура гостиниц: они росли вверх, принимали форму башен; маленькие окошки уступали место большим застекленным плоскостям, пропускавшим потоки света, что было характерно для французских шато и отелей. Появились двери, богато декорированные растительными мотивами (листьями жимолости, грифонами), камины, окна, а также новые принципы взаимосвязи комнат. Большая часть помещений имела гладкие беленые стены, украшенные фресками и декорированные в нижней части, важным элементом декора были ковры.

Потолки также отделывались богатой лепниной, ленточным орнаментом или стилизованными языками пламени.

Характерными были белые и слабо тонированные оштукатуренные стены с рельефными членениями из серого камня, четкая скульптура, богатое убранство парадной лестницы. Выступающие части камина отделывались резьбой, фруктовыми гирляндами. Пол из тер­ракотовых плиток выкладывался разнообразными узорами или гла­зурованными изразцами ярких расцветок.

Из мебельной обстановки получают распространение стол-касапанка, или сочетание сундука со скамьей, кровати на сундукообразном постаменте с балдахином и занавесями, буфеты, шкафы. Появились кресла с сиденьем и спинкой, обитые кожей или материей с бахромой (мягкая мебель).

В XVII в. архитектура и дизайн гостиниц Европы плавно переходят от ренессансного к стилю барокко. Впервые мастерами изготавливались целые ансамбли обстановки, гармонично вписыва­ющейся в интерьер. Все комнаты гостиницы украшались с роско­шью и пышностью - подогнанные по размеру зеркала и картины в деревянных рамах, позолоченные панели, канделябры, кресла, угловые столы.

Потолки комнат расписывались в виде планет - Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, а также украшались лепниной в фантастиче­ских вариациях. Дверные проемы делали из мрамора. Большое раз­витие во Франции получило декорирование каминов резьбой по дереву, золочением, лепниной.

Во второй половине XVII в. лепнина на стенах стала заменяться живописью, выполненной крупнейшими художниками из разных стран. Для гостиниц Франции характерно строительство галерей, с которых открывался вид на р. Сену. В гранд-апартаментах Версаля, которые декорировались художником Шарлем Лебреном (1671-1681 гг.), комнаты обтягивались буты л очно-зеленым или алым бархатом и являлись прекрасным фоном для богатой картин­ной коллекции в роскошных золотых рамах. Причем картины раз­вешивались так, что составляли узор на стене. Потолки отделыва­лись обильной лепниной, в росписи на сюжеты подвигов Геракла преобладали белый и золотой тона.

Аристократизм и сложность - типичная черта в стиле рококо -выражены в дизайне гостиниц XVIII в. Представителями великолепных французских мебельных мастеров являются Крессан, Годро, Дюбуа, Деланно, Мартен Кармен. Рококо как стиль возник на итальянской почве. Характерными архитектурными линиями здания гостиницы являются полуокружность, овал, асимметричный причудливый выпукло-вогнутый рисунок; в интерьере преобладают сильно выраженные вертикали - камины, высокие зеркала, бронзовые канделябры.

В стенных росписях, тканях появились драконы, экзотические птицы, фигуры китайцев, арабески-узоры, отличающиеся изяществом (гирлянды с птицами, маленькие девочки, стрелы), роскошные накладки из позолоченной бронзы.

Из мебели появились сиденье, диван-канапе, шезлонг, глубокое кресло-бернер, кровать в виде шатра с четырьмя колоннами и разноцветными драпировками. Преобладающими цветами были красный, розовый, голубой с желтым акцентом.

В конце XVIII в. в дизайне гостиниц на смену стилю рококо приходят классицизм и неоклассицизм.

Франция унаследовала от эпохи классицизма много гостиниц в стиле Луи XIII, Луи XIV. Комнаты отелей украшались кессонными сводами, прямоугольными проемами окон и дверей, часто без лепнины. В декоре каминов появились этрусские и египетские детали. Потолок был плоский, простой. Двери, зеркала увенчивались ограниченным набором декоративных элементов - венками, гирляндами, простой филенкой.

Для гостиничных интерьеров эпохи неоклассицизма характерны строгость, простота линий, четкость форм, наличие сдержанного декора.

В гостиничных номерах появились облегченная кровать с балдахином и тонкими стойками, шезлонг, кресло, шкаф в виде горки, бюро. Преобладающими цветами были зеленый, розовый, пурпурный с золотистым акцентом, небесно-голубой.

Характерными признаками этого стиля были свобода и динамичность. В архитектуре зданий гостиниц Европы появились алюминиевые винтовые легкие детали. Конструкции окон, дверей отличались особым устройством, они были раздвижными, вращающимися. Преобладающими цветами стали серебристый (металлик), перламутровый, флуоресцентный.

С концентрацией производства начал бурно развиваться капитализм. Появляются новые города, прокладываются новые пути сообщения, железные дороги. Капитализм совершил решающий переворот и в дизайне гостиничного хозяйства.

В архитектуре начала XIX в. появляются стальные, железобетонные конструкции с широкими прямоугольными окнами, балконами, лоджиями и верандами. Для мебели остается характерным пластичность форм, индивидуальность решений, орнаментальность.

Развитие капитализма в Европе дало толчок для строительства отелей дворцового типа. Происходит смешение предыдущих стилей с конструктивистским, для которого характерны стремление к максимальной выразительности и экономичности форм, обнажение их технической основы.

Конструктивизм получил широкое распространение и оказал влияние на формирование нового стиля - постмодернизма (1918 г.). Для этого стиля свойственно отсутствие элементов декора. В мебели использование пружин для кресел способствовало улучшению эксплуатационных качеств.

В 1919 г. в небольшом городе Веймаре (Германия) было создано первое учебное заведение - «Баухауз» (буквально «Строительныйдом»), призванное готовить художников для работы в промышлен­ности. Школа, по мнению ее организаторов, должна была выпус­кать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе ху­дожественные, духовные и творческие возможности. Прежние ху­дожественные школы не выходили за пределы ремесленного про­изводства. Во главе «Баухауза» стал его организатор - прогрессив­ный немецкий архитектор Вальтер Гропиус. В короткое время «Ба­ухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры на­чала XX столетия: архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер; художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Ли­онель Фенингер, Пит Мондриан.

Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием уто­пических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику.

Студенты уже с первого курса занимались по специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную (Kunstleehre). Занятие ремеслом в мастерской школы считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредствен­ное общение с предметом, будущий художник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разоб­щенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предме­том, а над его эталоном для промышленного производства.

Не приходится говорить о том, что изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отлича­ет энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. «Баухауз» искал конструктивность вещи, подчеркивал ее, выявлял, а иногда и утрировал там, где, казалось бы, ее нелегко было найти (в посуде, например). Напряженные поиски новых конструктивных решений, подчас неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве: в «Баухаузе» родились многие схемы, сделавшие подлинную революцию (деревянные кресла Ритфельда, сиденья на металлической основе Марселя Брейера и многое другое).

Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища из тихого патриархального Веймара в промышленный город Дессау. Здесь по проекту Гропиуса было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой архитектуры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой архитектуры - разумной и функциональной.

В последние годы существования «Баухауза», когда во главе его стал Ганнес Майер, особенно повысилась теоретическая подготов­ка студентов. Для изучения запросов массового потребителя, для того чтобы знать его нужды, постичь его вкусы, изучалась социо­логия и экономика. Чтобы понять процесс производства, студенты должны были пройти непосредственно все его этапы. Такой метод изучения позволял им всесторонне освоить воздействие внешней формы предмета, особенности восприятия формы, фактуры, цвета, познакомиться с оптикой, цветоведением, физиологией. Время, когда художник мог рассчитывать только на интуицию и личный опыт, как считали руководители «Баухауза», ушло безвозвратно: студент формировался как всесторонне развитая творческая личность.

Прогрессивность «Баухауза», передовые взгляды его профессу­ры вызывали недовольство местных властей. В 1930 г. Майер отстраняется от руководства институтом. Во главе «Баухауза» стано­вится замечательный архитектор Мис ван дер Роэ, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, навсегда уезжают из страны.

Значение «Баухауза» трудно переоценить. Он не только был при­мером организации обучения дизайнеров, но и подлинной науч­ной лабораторией архитектуры и художественного конструиро­вания. Методические разработки в области художественного вос­приятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности.

Впервые за всю историю архитектуры был поставлен на пер­вое место вопрос об организации внутреннего пространства гос­тиниц. Методы дизайна предъявили революционные требования к стилевым решениям в меблировке и организации гостиничного пространства. Дизайн как вид художественного конструирования воплотился в нескольких направлениях: в архитектурном, промышленном (дизайн техники, мебели), интерьерном, фитодизайне.

Было введено 5 качественных показателей: функциональность, совершенство, удобство, красота, качество.

Выдающиеся европейские дизайнеры стремились создавать неповторимые интерьеры холлов, номеров гостиниц в разных стилевых решениях. Таким образом, постепенно происходило становление дизайнерских стилей.

В Москве гостиницы первоначально существовали в виде постоялых дворов и монастырских подворий. Первые гостиницы открылись в середине XVIII в. В конце XVIII — начале XIX в. специальные здания для гостиниц были выстроены по проекту архитектора В. П. Стасова на Бульварном кольце, у Пречистенских, Никитских, Сретенских и Покровских ворот (здание этой гостиницы сохранилось - ул. Покровка, 17). В начале XIX в. в Москве было семь гостиниц, к его середине - уже несколько десятков. В начале XX в. - около 40 гостиниц (среди них «Националь», «Метрополь», «Савой» и др.). Крупнейшими были «Гранд-отель», «Боярский двор», «Новомосковская», «Европа», «Славянский базар». Большин­ство гостиниц находилось в пределах Бульварного кольца.

После Октябрьской революции все гостиницы были национа­лизированы, а некоторые из них - закрыты. В 1920-1930 гг. нача­лось строительство первых советских гостиниц («Северной», «Мос­квы», «Киевской» и др.). В середине 50-х годов были сооружены гостиницы: «Алтай», «Восток», «Заря», «Золотой колос», «Остан­кино», «Турист», «Ярославская». В высотных зданиях были от­крыты гостиницы «Украина» и «Ленинградская». В 60-80-х годах гостиницы строились как в центре Москвы - «Россия» (в Зарядье), так и вне его - «Южная» и «Салют» (Ленинский проспект), «Юность» (Фрунзенский вал), «Аэрофлот» (Ленинградский про­спект); гостиничный комплекс в Измайлове, Дом туриста на Ле­нинском проспекте. В настоящее время среди крупнейших и наи­более комфортабельных гостиниц Москвы - «Балчуг-Кемпински», «Президент-отель», «Рэдиссон-Славянская», «Космос», «Белград», «Мариотт».

В современной архитектуре наметились тенденции создания крупных высотных зданий: жилых домов, гостиниц, бизнес-центров, общественно-культурных комплексов. Практически ни одно здание не обходится без светопрозрачных конструкций из алюминия. Окна, двери, входные группы, витражи, фасады и зимние сады из алюминиевого профиля являются обязательным элементом эстетики здания, определяют его внешний вид и функциональные возможности. Современная дизайнерская мысль в архитектуре пре­дусматривает многообразие форм, сложную геометрию светопроз- рачных конструкций. Благодаря легкости, прочности, долговечности и устойчивости к циклическим нагрузкам алюминий - оптимальный материал для изготовления окон, дверей, фасадов, атриумных конструкций и зимних садов.

В настоящее время в Европе и в нашей стране самым распространенным в интерьере гостиниц является европейский стиль, в котором широко применяются металл, обивка мебели под кожу. В последнее десятилетие к мебели для отдыха предъявляются особые требования. Настроение, энергия, здоровье во многом зависят от того, насколько эффективным и полноценным оказывается отдых. В соответствии с запросами клиентов во всем мире наблюдается тенденция к оснащению гостиничных номеров ортопедическими пружинными матрасами, изготовленными по экологически чистой технологии.

Европейский стиль оптимален для современных холлов, номеров гостиниц и рассчитан на класс гостиниц 2-4 звезд. Это самый экономичный стиль с использованием модных технологий, элементов высокой моды, последних достижений мебельной технологии, эргономичности и функциональности.

Контрольные вопросы

1. Как достигается единство стиля в интерьере?

2. Какие стили и жанры используют дизайнеры для отражения тематики ресторана в интерьере?

3. Какая атмосфера может быть создана в ресторане?

4. Назовите наиболее характерные стили, используемые дизайнерами при оформлении интерьеров залов ресторанов.

5. Приведите примеры смешения различных стилей - фьюжн.

6. На какие группы можно условно разделить все виды интерьеров?

7. Какими способами можно создавать в зале ресторана эффект расширенного пространства?

8. Назовите основные исторические стили, в соответствии с которыми развивался дизайн гостиничных предприятий.

9. Назовите основные черты и элементы внутреннего убранства и дизайна гостиниц, соответствующих историческим стилям.

10. Каким образом с точки зрения глубины и достоверности могут быть использованы исторические стили при создании интерьеров?

11. Какой стиль является в настоящее время самым распространенным в интерьере гостиниц европейских стран?


Наши рекомендации