Свет и цвет в интерьере предприятий индустрии гостеприимства

Тема цвета включает множество вопросов, она чрезвычайно многоплановая и рассматривается не одной специальностью. Хо­рошо известно, что можно говорить о цвете как о категории физи­ки. Изучается цвет и в таких науках, как медицина, культура, пси­хология, физиология.

Дизайнера тема цвета касается непосредственно, какую бы ар­хитектурно-планировочную, интерьерную, конструкторскую или графическую задачу он не решал.

Цвет - одно из эффективных средств оформления. В композиции интерьеров предприятий индустрии гостеприимства цвет участвует непосредственно. Он помогает создать благоприятные условия для работы и отдыха.

В каждой стране существует национально-культурная специфика восприятия цвета, свое отношение к нему. Излюбленным цветом в России всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. Не случайно ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются белый, синий и красный. В Америке красный цвет также ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, зеленый - с надеждой, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, черный -символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии - темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, в Голландии - оранжевый и голубой.

Чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. На Востоке и Западе цвета имеют иногда совершенно иную, противоположную символику. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, считается благоприятным, приносящим счастье, особенно на новый год, черный - честность, а белый, в от­личие от общепринятого европейцами символа чистоты и святос­ти, ассоциируется с подлостью и лживостью и является цветом тра­ура. Желтый цвет на Востоке символизирует долголетие, синий -воплощает небо, зеленый - служит символом роста и бодрости. Оформляя интерьер гостиницы, следует подумать о том, как связать эти качества в картинах, образах или символах, которыми он украшается.

Определенные цвета и их сочетания могут вызвать у человека различные эмоции. Сочетание нескольких цветов вызывает у людей более сложную реакцию. Цвета подразделяют на теплые и холодные, успокаивающие и возбуждающие. Цвет может вызвать ощущения легкости, веселья, концентрировать внимание человека на каком-то предмете, а может и рассеивать его.

В соответствии с западными традициями восприятия цвета, зеленый, синий, голубой, белый и их сочетания успокаивающе действуют на человека, создают ощущение свежести, прохлады, пространства. Красные и желтые тона возбуждающе действуют на психику, но создают впечатление тепла. Не случайно обилие дневного света в помещении благодаря двустороннему размещению окон в сочетании с рациональным цветовым оформлением придает торжественность и праздничность интерьеру.

Красный цвет способствует приподнятому настроению, но и раздражает, утомляет нервную систему, снижает трудоспособ­ность. Под его влиянием повышается кровяное давление, учащает­ся дыхание.

Оранжевый - создает хорошее настроение, праздничную атмос­феру, вызывает непроизвольное внимание.

Желтый - стимулирует зрение и нервную систему.

Зеленый - это цвет листьев, травы. Он склоняет к отдыху, под его влиянием снижается кровяное давление, обостряется слух.

Голубой цвет и его оттенки успокаивают нервную систему, повышают трудоспособность, снижают тонус мышц, кровяное давление. Благоприятно воздействуют на людей с повышенной возбудимостью.

Фиолетовый - не столько успокаивает, сколько расслабляет психику, а потому быстро утомляет человека.

Психологи считают, что использование многих ярких цветов может создавать у человека чувство беспокойства, а присутствие лишь одного цвета порождает скуку.

Помещения, обращенные к северной или восточной стороне, обычно бывают сумрачными. Для того чтобы «оживить и утеплить» их интерьер, применяют теплые цвета: оранжевый, желтый, красноватый.

Как известно из физики, цвет - это разложенный луч света, который состоит из лучей с различной длиной волны. Если недалеко от белой стены поставить призму из прозрачного стекла и пропустить через нее узкий пучок белого света, то на стене появится цветная полоса. Это белый луч света разложен на составляющие его части и образует солнечный спектр.

Спектральная полоса начинается с красных цветов, которые постепенно переходят в оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые. В спектре множество цветовых оттенков и переходов, которые не всегда видны простым глазом. Иные из них не имеют даже точного названия.

Из всех цветов спектра можно выделить четыре главных - красный, желтый, зеленый и синий. Они называются главными потому, что во всех остальных цветах содержатся их оттенки.

Белый, серый и черный цвета называют ахроматическими, т. е. бесцветными, а спектральные цвета - хроматическими, т. е. окрашенными. Все хроматические цвета можно расположить в виде круга в такой же последовательности, как в спектре, но с добавлением пурпурного цвета, который является переходным от фиолетового к красному (рис. 2.1). В такой цветовой круг можно было бы ввести и оттенки красно-фиолетовые, красно-оранжевые и др.

Свет и цвет в интерьере предприятий индустрии гостеприимства - student2.ru

Рис. 2.1. Цветовой круг

Цвета этого круга нетрудно разделить на две группы. В одну из них войдут красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую - зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые. Цвета первой группы называют теплыми, потому что они связаны с представлением о солнце, расплавленном металле, тепле; цвета второй группы относятся к холодным,так как они связаны с представлением о воде, холоде.

В обособленную группу входят цвета серый, коричневый, белый и черный. Их называют нейтральными, т. е. ни холодными, ни теплыми.

Чтобы получить хорошее сочетание, нужно знать некоторые свойства гармонирующих цветов.

Гармония - это согласованность, стройность в сочетании цветов. Существуют гармонии родственных и контрастных цветов. Гармонии родственных цветов бывают трех видов: одноцветная, преобладающая и аналогичная.

При одноцветной гармонии сочетаются цвета и оттенки, отличающиеся степенью насыщенности и светлотой одного и того же цвета. Цвета, составляющие такую гармонию, расположены в пределах сектора цветового круга. Удачно сочетаются, к примеру, синий цвет средней насыщенности и синий цвет малой насыщенности.

Могут сочетаться несколько оттенков одного цвета - это так называемая преобладающая гармония. Так сочетаются коричневый и песочный цвета с цветом «кофе с молоком», взятые в одной цветовой гамме.

Из смежных или родственных цветов, расположенных в цветовом круге рядом, составляется аналогичная гармония. Например, желтый и желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый, голубой и зелено-голубой цвета.

Красивы и оригинальны сочетания, составленные из контрастных цветов, лежащих в цветовом круге друг против друга, под углом более 90°. Комбинации контрастных цветов могут быть очень разнообразными. Особенность их состоит в том, что каждый из цветов подчеркивает другой. Благодаря этому они сохраняют свою яркость и насыщенность.

Гармонируют также и оттенки противолежащих в круге цветов. Эти оттенки могут быть более или менее насыщенными или светлыми. Например, вишневый цвет и перванш (темно-голубой с сероватым отливом), вишневый и бирюзовый.

Другой разновидностью сочетания контрастных цветов является сочетание смежно-дополнительных цветов, например, желтый с фиолетовым, желто-зеленый с красно-фиолетовым. При этом насыщенность и светлота цветов могут быть самыми разнообразными.

Наиболее интересное и вместе с тем наиболее часто встречающееся - это контрастное сочетание трех цветов. Такая гармония

(гармония триады) может быть составлена из основных цветов и их оттенков, причем последние выглядят наиболее живописно. Из основных цветов могут сочетаться желтый, красный и синий или оранжевый, зеленый и фиолетовый. В таких сочетаниях преобладать может любой из них.

Однако следует учитывать, что сочетание цветов в интерьере, тканях, используемых для портьер, мебели, подвержено влиянию моды (многие дизайнеры с мировым именем узнаваемы именно по цветовой гамме) и что сочетание цветов, классически считающееся негармонирующим, порой создает неповторимый эффект.

Переходы и оттенки цветов, имеющих общие свойства, составляют гаммы цветов. В качестве примеров ниже приведены основные гаммы с входящими в них оттенками.

Красная гамма: цвет красной смородины, малиновый, розовый (цвет полевой гвоздики), гранатовый (темно-красный), вишневый, амарант (цвет древесины красного дерева), лафитный (цвет красного виноградного вина), бордо, пунцовый (ярко-красный), клубничный, земляничный, цикламен (темно-красный с розоватым), брусничный, нежно-розовый, цвет розовой пудры, клюквенный, малиново-красный, рубиновый, кумачовый, алый, томатный, рябиновый, само (телесный с розовым отливом), коралловый, желто-розовый.

Оранжевая гамма: мандариновый, морковный, апельсиновый, золотистый, цвет ржавчины, экрю (цвет старой слоновой кости с бронзовым оттенком), беж, цвет кофе с молоком, цвет молока с кофе, цвет загара, гаванна (цвет сигары), терракотовый (красновато-коричневый), каштановый, кофейный, цвет осеннего листа, коричневый, шоколадный, мускат (цвет мускатного ореха), цвет сандалового дерева, бронзовый.

Желтая гамма: жемчужный, кремовый, лимонный, соломен­ный, канареечный, палевый (бледно-желтый с розоватым оттен­ком), цвет сухой горчицы, табачный, латунный, янтарный, шафран (желто-коричневый), желтоватый с серым отливом, банановый, песочный.

Желто-зеленая гамма: яблочный, гороховый, оливковый (жел­то-зеленый), фисташковый (зеленоватый), травянистый, цвет резе­ды, хаки (коричневато-зеленый), изумрудный.

Голубовато-зеленая гамма: цвет льда, цвет морской воды, цвет морской волны, бирюзовый, павлиновый, миртовый, цвет кипари­са, полынный (синий с лиловым оттенком), зелено-голубоватый, голубовато-серый с зеленым отливом (цвет эвкалипта), бледно-зеленый.

Голубая гамма: пепельный, пепельно-голубой, небесно-голубой, цвет незабудки, сапфирно-голубой, сумрачно-голубой, электрик, цвет гортензии.

Синяя гамма: перванш, васильковый, ультрамарин, индиго (темно-синий), кубовый (синий густого яркого оттенка), лазурный.

Фиолетовая гамма: сиреневый, цвет лесной орхидеи, цвет лесной фиалки, аметистовый, гелиотроп (темно-лиловый), цвет садовой фиалки, лиловый, ирис, сливовый, свекольный, цвет примулы, цвет персидской сирени, цвет фуксии.

Серая гамма: суровый, грифельный, дымчатый, свинцовый, графитный, пыльный, стальной, светло-серый с небольшой голубизной, цвет зимней беличьей шкурки, цвет темного свинца, светло-серый с голубым отливом.

Когда цвета соприкасаются между собой, они взаимно влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Так, черная отделка на однообразном красном фоне кажется зеленоватой, а на фиолетовом - зеленовато-желтой. Синий рисунок на красном фоне выглядит зеленоватым, а красный узор на синем фоне имеет оранжевый оттенок. Вообще, темный цвет возле светлого кажется темнее, и наоборот, светлый возле темного становится как бы более светлым. Полоска нейтрального цвета может изменить «плохое влияние» цветов друг на друга.

Во всех случаях на сочетание большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета. Иногда основной цвет можно подчеркнуть дополнением контрастного цвета.

Освещение.

Известно, что на цвета влияет освещение. При искусственном освещении (электрическом) все цвета, в зависимости от яркости источника света, принимают более или менее желтоватый оттенок. Так, все желтые цвета и их оттенки кажутся менее яркими, а иногда даже выглядят почти белыми. Оранжевый цвет светлеет и переходит в желтовато-оранжевый. Ярко-красный цвет становится ярче, а некоторые оттенки его желтеют. Синий цвет (особенно его светлые тона) принимает зеленоватый оттенок, а порой кажется сероватым или беловатым. Синий цвете красноватым оттенком приближается к сиреневому. Цвет электрик (ярко-синий) теряет яркость и становится темнее. Голубой цвет зеленеет, светло-синий — темнеет, темно-синие кажутся почти черными. Синевато-зеленый делается более зеленым, а чисто-зеленый - ярче и желтее. Ярко-зеленый цвет становится менее резким. Фиолетовый заметнее других цветов теряет яркость и чистоту тона, он становится краснее, темнее и тусклее, а некоторые его оттенки выглядят грязноватыми.

Свет обладает также большим психологическим воздействием. Он способен сделать помещение просторным или уютным, широ­ким или высоким, может возбуждать или успокаивать.

Освещение залов ресторанов имеет свои законы. В рестора­нах применяют рассеянное освещение в плоскости потолка с уси­лением освещенности групп столов, а также местное освещение на столиках при помощи стилизованных ламп, освещение от подвес­ных и настенных светильников. Яркое искусственное освещение потолка зрительно увеличивает высоту помещения. Размещение све­тильников рядами позволяет расчленить интерьер на отдельные зоны. При обслуживании участников съезда, форума, фестиваля в зале включают полный свет. Если нужно создать атмосферу от­дыха, используется частичное освещение.

Во время проведения шоу-программ могут быть включены цветные прожекторы и различные иллюзионные приборы осве­щения (снег, дождь и т. п.). Светофильтры вставляются в све­тильники для получения цветного светового потока. Наиболее распространены светофильтры двух типов: стеклянные из цвет­ного стекла и пластиковые из цветной пленки. Стеклянные свето­фильтры лучше, так как они долго сохраняют свою цветность, пластиковые - со временем выгорают и теряют первоначаль­ный цвет. Стеклянные светофильтры перед тем, как вставить в прожектор, разрезают на полоски шириной 2,5-3 см и вставляют в специальную рамку, которая продается в комплекте с прожектором.

Особенно важна система вечернего освещения залов в рестора­не. В залах с высокими потолками обычно вешают легкие красивые люстры, при низких потолках используют изящные плафоны (потолочные светильники) с лампами дневного света. Дополнительно к люстрам или плафонам на стенах могут быть бра, а на столах у стен зала - настольные лампы с художественно оформленными абажурами или около столов - торшеры.

Светящиеся потолки создают эффект естественного освещения и зрительно увеличивают объемы залов. Для этой цели используют люминесцентные лампы с различными рассеивающими устройствами - перфорированными, решетчатыми, ребристыми, сферическими, зеркальными полосками.

Декоративное освещение потолка (светящиеся полосы или отдельные плоскости) достигается при использовании подвесных коробов или светящихся панелей, которые размещают по потолку с учетом расстановки оборудования, мебели и других предметов интерьера и декора.

В декоративных целях также широко применяются точечные светильники в плоскости подвесного потолка, чем достигают равномерного рассеянного освещения залов. Точечное освещение в виде светящихся точек с использованием ламп накаливания целесообразно применять в больших залах. В этом случае светильники устанавливают либо наравне с плоскостью потолка, либо за ее пределами. Для пространственной выразительности интерьера также применяют точечное освещение, устраиваемое над отдель­ными столами и на танцевальной площадке, в оркестре, за барной стойкой.

Залы ресторанов должны освещаться как естественным, так и искусственным светом (зал ресторана имеет достаточное днев­ное освещение, если площадь окон по отношению к площади пола составляет не менее 1/6 части). В зале должно быть предусмотрено дежурное (в нерабочие, ночные часы), нормальное (при обычной работе) и усиленное (при обслуживании банкетов, приемов, вече­ров и т. д.) освещение.

Различают системы общего, местного (направленного) и смешанного освещения. К общему освещению относят систему светильников, расположенных под потолком или на стенах и равномерно освещающих все помещение.

К местному освещению относят систему освещения отдельных столов, участков зала, условно ограниченных или выделенных зон, а также элементов оборудования и декоративного оформления.

Смешанное освещение представляет собой сочетание общего и местного освещения. Например, зал освещается общим светом, а отдельные участки или элементы его выделяются дополнительным, направленным светом. Такая система позволяет регулировать освещение, создавать декоративные световые эффекты.

При проведении шоу-программ используют компьютер для управления световой аппаратурой.

Художественные, оформительские и световые эффекты прямо в воздухе дает использование голографии. Голография позволяет получать трехмерные изображения. Средствами голографии можно создать любые декорации.

Контрольные вопросы

1. Какова роль цвета в композиции интерьеров предприятий индустрии гостеприимства?

2. Охарактеризуйте национально-культурную специфику восприятия цвета.

3. Какой цвет в России исторически считается наиболее излюбленным?

4. Что такое гармония цветов?

5. Какие типы освещения применяются в залах предприятий питания?

6. Охарактеризуйте системы освещения, применяемые в ресторанах.

Наши рекомендации