Основные методы анализа макросреды
Политико-правовые факторы:
u Политическая стабильность;
u Позиция государства по отношению к иностранному капиталу;
u Направленность политических действий государства;
u Внешнеэкономическая политика и законодательство;
u Налоговая политика;
u Антимонопольное законодательство;
u Законы по охране окружающей среды;
u Регулирование занятости населения;
u Наличие профсоюзов и других групп давления.
Экономические факторы
u Динамика ВВП/ВНП;
u Стадия делового цикла экономики;
u Уровень процентной ставки и курс национальной валюты;
u Количество денег в обращении, общий уровень цен;
u Уровень инфляции;
u Уровень безработицы;
u Отраслевая структура экономики;
u Контроль над ценами заработной платой;
u Цены на энергоресурсы;
u Истощение природных запасов.
Социо-культурные факторы
Реакция среды на деятельность организации
u Уровень жизни;
u Демографическая структура населения;
u Стиль жизни, привычки, обычаи, менталитет;
u Социальная мобильность населения;
u Активность потребителей.
Реакция организации на деятельность среды
u Популяризация здорового образа жизни;
u Увеличение доли образованного населения;
u Увеличение продолжительности жизни людей;
u Повышения общего уровня знаний населения.
Технологические факторы
Вопрос 23. Факторы внешней среды: социально-демографический, технологический, экономический, экологический, политический, правовой и этнические
Внешняя среда – это внешнее окружение организации, способное оказать влияние на ее деятельность.
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности, способствующие достижению организационных целей, и избежать угроз, препятствий для их достижения
Основные факторы, воздействующие на поведение организации: социально-демографический, технологический, экономический, экологический, политический, правовой и этнические.
Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут ограничивать деятельность организации и влиять на уровень существующих возможностей и угроз.
Политические и правовые факторы, воздействующие на организацию, включают:
Изменения в налогом законодательстве, расстановку политических сил, отношения между деловыми кругами и правительством, патентное законодательство, законодательство об охране окр.среды, правительственные расходы, государственное регулирование, антимонопольное законодательство, денежно-кредитную политику, федеральные выборы, политические условия в иностранных государствах, размеры государственных бюджетов, отношения правительства с иностранными государствами.
Некоторые из них воздействуют на все коммерческие организации (напр. Изменения в налоговом законодательстве), другие – только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, напр. Антимонопольное законодательство. Третьи – существенны прежде всего для политических организаций (расстановка политических сил и выборы в Госдуму).
Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Напр. Доступен ли кредит, влияние курса валют, налоги. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывают общее здоровье и благополучие экономики, страдии развития экономического цикла, Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плозие экономические условия окажут влияние на спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятиные могут обеспечить простор для роста.
В состав основных экономических факторов, воздействующих на организацию, входят:
Инфляция
Структурапотребления и ее динамика
Ставки денежного рынка
Экономические условия в иностранных государствах
Показатели торгового баланса
Изменение спроса
Денежно-0кредитная политика
Тенденции на рынке ценных бумаг
Уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста
Динамика ВНП
Ставки налогов
Социальные и культурные факторы. Социальные, культурные, демографические и географические факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и вызывают потребность в других товарах и услугах, других стратегиях организации. (напр., обеспокоенность западных потребителей состоянием окр. Среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве некоторых веществ).
Социально-культурные факторы: рождаемость, смертность, коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход, стиль жизни, образовательные стандарты, покупательские привычки, отношение к качеству товаров и услуг, отношение к труду и отдыху, требование контроля качества окр.среды, экономия энергии, отношение к правительству, проблемы межэтнических отношений, социальная ответственность и благосостояние.
Технологические факторы. Влияние этих факторов настолько очевидно что их считают основным двигателем производственного и социального прогрессе. Революционные технологические перемены и открытия представляют серьезные возможности и угрозы, воздействие которых необходимо осознавать и оценивать. Некоторые новшества могут как создавать новые отрасли промышленности, так и закрывать старые (напр. Изобретение аудиодиском – следовательно заводы, выпускавшие виниловые грампластинки закрылись или перепрофилировались). Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность ЖЦ продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии (также возможно воздействие на карды (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы).
Вопрос 24. Динамика и неопределённость факторов, их влияние на детятельность организации.
Существует множество факторов среды, которые влияют на организацию и эффект воздействия которых на организацию может быть не совсем явны.
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности, способствующие достижению организационных целей, и избежать угроз, препятствий для их достижения
Внешняя среда – это внешнее окружение организации, способное оказать влияние на ее деятельность.
Основные факторы, воздействующие на поведение организации: социально-демографический, технологический, экономический, экологический, политический, правовой и этнические.
Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут ограничивать деятельность организации и влиять на уровень существующих возможностей и угроз.
Политические и правовые факторы, воздействующие на организацию, включают:
Изменения в налоговом законодательстве, расстановку политических сил, отношения между деловыми кругами и правительством, патентное законодательство, законодательство об охране окр.среды, правительственные расходы, государственное регулирование, антимонопольное законодательство, денежно-кредитную политику, федеральные выборы, политические условия в иностранных государствах, размеры государственных бюджетов, отношения правительства с иностранными государствами.
Некоторые из них воздействуют на все коммерческие организации (напр. Изменения в налоговом законодательстве), другие – только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, напр. Антимонопольное законодательство. Третьи – существенны прежде всего для политических организаций (расстановка политических сил и выборы в Госдуму).
Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. В состав основных экономических факторов, воздействующих на организацию, входят:
Инфляция
Структура потребления и ее динамика
Ставки денежного рынка
Экономические условия в иностранных государствах
Показатели торгового баланса
Изменение спроса
Денежно-0кредитная политика
Тенденции на рынке ценных бумаг
Уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста
Динамика ВНП
Ставки налогов
Социальные и культурные факторы. Социальные, культурные, демографические и географические факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и вызывают потребность в других товарах и услугах, других стратегиях организации. (напр., обеспокоенность западных потребителей состоянием окр. Среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве некоторых веществ).
Социально-культурные факторы: рождаемость, смертность, коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход, стиль жизни, образовательные стандарты, покупательские привычки, отношение к качеству товаров и услуг, отношение к труду и отдыху, требование контроля качества окр.среды, экономия энергии, отношение к правительству, проблемы межэтнических отношений, социальная ответственность и благосостояние.
Технологические факторы. Влияние этих факторов настолько очевидно, что их считают основным двигателем производственного и социального прогрессе. Революционные технологические перемены и открытия представляют серьезные возможности и угрозы, воздействие которых необходимо осознавать и оценивать. Некоторые новшества могут как создавать новые отрасли промышленности, так и закрывать старые (напр. Изобретение аудиодиском – следовательно заводы, выпускавшие виниловые грампластинки закрылись или перепрофилировались). Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность ЖЦ продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии (также возможно воздействие на карды (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы).
Для того чтобы оставаться прибыльными, организации должны противостоять неопределенности обстановки. Под неопределённостьюподразумевается то, что зачастую решение приходиться принимать без достаточной информации о факторах среды и руководителя, принимающим решения, трудно предсказать внешние изменения.Неопределенность обстановки повышает риск провала старетгии организации и затрудняет расчет затрат вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическими направлениями.
Очевидно, что обстановка, с которой сталкиваются организации, неодинакова. Конкретной обстановке соответствуют различные уровни неопределенности.
Вопрос 25. Ситуационный анализ: принципы организации и этапы проведения.
Ситуационный анализ позволяет получить представление о положение объекта управления исходя из установления основных факторов, влияющих на развитие управленческой ситуации и характера оказываемого ими влияние. Результаты ситуационного анализа требуются при разработке сценарием развития объекта управления, позволяющих получить целостное видение положения объекта управления и путей его развития, которое предшествует разработке сценариев развития объекта управления и путей его развития, которое предшествует разработке стратегии. Ситуационный анализ дает глубокое понимание сложившейся управленской ситуации, основных тенденций ее развития. Выделяя и оценивая ситуационные переменные, получаем возможность точнее определять ожидаемую динамику разбития управленческой ситуации с тем, чтобы выработать решения, учитывающие тенденции ее развития, реальные возможности о соотношение.
Этап 1 (подготовка к с.анализу) – ее щелесообразно начить с четного определения ситуации принятия решения. Необходимо, чтобы специалисты и эксперты однозначно и одинаково понимали цели проводимого анализа и стоящие перед ним задачи.
Для проведения ситуационного анализа может быть сформирована рабочая группа, способная обеспечить его организационное сопровождение. Может быть также сформирована аналитическая группа. Одной из основных задач аналитическоей группы – четкое определение и постановка задач перед специалистами и экспертами, приглашенными к участию в его проведении.
Этап 2 (анализ информации). Начинается с поиска возможных аналогов. Ингформация об аналогах может представлять собойэталонные ситуации, возникавшие ранее, поскольку резальтаты реализации принятых в ни х решений уже известны. При достаточно большом объеме информции о ситуации принятия решения проводится экспертиза в целях отсева недостаточно содержательной или недостоверной информации. Этап может завершаться подготовкой аналитического обзора информации о ситуации принятия решения и содержать такую информацию, как: решения, принимавшиеся рнанее в анализируемой ситуации и аналогичных ей; механизны их реализации; организация контроля за исполнением решений; сопровождение хода их реализации; результаты оценки эффективности принятых решений.
Этап 3. (анализ ситуации). После того как установлены основные факторы равитяи ситуации и их сравнительная весомось, могут быть сформулированы правила оценки альтернативны вариантов развития ситуации. Решающие правила характеризуют ситуации, нуждающиеся в тех или иных управляющих воздействиях. Одна из основных задач данного этапа – проведение анализа ключевых профильных проблем ситуации, в том числе оценка существующих опасностей и рисков, а также перспектив развития ситуации. Результат этапа – более четкое представление проблем, которые предстоит решать организации в связи со сложившейся управленческой ситуацией. Задача этапа считается выполненной, если посте его проведения управленец имеет достаточно полное представление о ситуации для возможности принятия важный стратегических решений и путях достижения стоящих перед организацией задач. Завершает этап анализа оценка устойчивости ситуации к верояным изменениям внешенй и внутренней среды, а также показателей, характеризующих динамику развития ситуации.
Этап 4. Разработка сценариев возможного развития ситуации. Используется метод мозговой атаки. Сначала составляется перечень наиболее вероятных сценариев развития ситуации. На основании ключевых факторов, влияющих на ее развитие, формируются сценарии. В первую очередь должны рассматриваться изменения значений факторов, признанные экспертами наиболее вероятными и значимыми. Ожидаемые изменения основных факторов служат для разработки прогноза развития ситуации для чего может использоваться метод экспертных кривых. Согласно этому методу эксперты последовательно выделяют критические моменты времени, в которые возможны изменения тенденций развития ситуации, скачки значений факторов. Этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации при реализации разработанных альтернативных сценариев ее развития.
Этап 5. Оценка ситуации. Дается оценка наиболее вероятным сценария развития ситуации экспертами с точки зрения возможности достижения целей, стоящих перед организацией. В зависимости от предусмотренной процедуры оценка может осуществляться экспертами индивидуально или в процессе коллективной работы экспертной комиссии.
Основная цель проведение экспертиз на этом этапе – выработка обоснованных управленческих решений и управляющих воздействий для достижения целей, стоящих перед объектом управления.
Этап 6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы.Для разработки сценарием вероятного развития ситуации необходима соответствующая обработка данных, в том числе математическая. В частности, при проведении коллективной экспертизы обязательна обработка результатов коллективного мнения экспертов: при структуризации информации, отсеве и систематизации информации, формировании оценочной системы, разработке экспертных прогнозов развития ситуации, разработке альтернативных сценариев развития ситуации, генерированииальтернативныхвариантов стратегических и тактических решений, сравнительной оценке альтернативных вариантов управленческих решений. Обработка данных требуется при определении факторов и установлении зависимостей, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития. С учетом обработанных данных готовятся материалы отчетов для руководителя.
Этап 7. Подготовка аналитичских материалов по результатам ситуационного анализа. Этот этап – заключительный. Подводится итог проделанной работы. Основныя задача – подготовить аналитические материалы, содержащие рекомендации:
- по принятию управлченческих решений в анализуруемой ситуации;
- способах их выполнения;
-контроля за исполнением решений;
Сопровождению хода реализации принимаемые решений;
-анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и эффективности их выполнений.
Вопрос 26. Методика проведения. Расширенные модели PEST анализа.
PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (см. рисунок) или в табличной форме.
Расширенные варианты PEST анализа
PEST анализ — это всего лишь инструмент, с помощью которого компания может оценить влияние внешних факторов и риски для бизнеса. И как любой инструмент, он легко поддается изменению и приобретает все новые вариации.
Наиболее распространенной вариацией PEST анализа является PEST+EL анализ. В PESTEL анализ входят еще два показателя: факторы правового характера (L — Legal) и факторы экологического характера (E — Environmental or Ecological). Факторы правового характера представляют юридическую среду функционирования бизнеса и более детально рассматривают возможное изменение правовых актов, которые могут повлиять на прибыльность существования в отрасли. Факторы экологического характера определяют степень влияния компании на экологическую ситуацию в регионе; а также факторы экологического характера, которые могут отразиться на эффективности бизнеса компании.
Другие вариации и расширенные варианты PEST анализа:
Варианты PEST анализа | Расшифровка |
PEST | Political + Economical + Social + Technological (политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы) |
PESTEL | PEST + Environmental / Ecological + Legal (PEST + природные (экологические) + правовые факторы) |
PESTELI | PESTEL + Industry analysis (PESTEL анализ, дополненный отраслевым анализом рынка) |
STEEP | PEST + Ethical (PEST + факторы этического характера) |
LONGPEST | PEST + Local + National + Global factors (PEST анализ с оценкой факторов на местном, национальном и глобальном уровне) |
Рекомендации по проведению PEST анализа
Проводя PEST анализ, стремитесь описывать не просто текущее состояние каждого фактора, а прогнозировать его изменение на ближайшее 3-5 лет. Именно оценка влияния фактора в долгосрочной перспективе на прибыль компании позволяет применять полученные данные для формирования стратегии.
Подойдите к процессу составления PEST анализа досконально. Не жалейте времени и подробно опишите по каждому фактору ключевые тенденции на 3-5 лет. Затем, посмотрите на все факторы и оставьте только те, которые могут повлиять на прибыль компании в будущем. После того, как значимые факторы, способные повлиять на прибыль компании определены, начинается самый сложный этап анализа: разработка тактических действий, которые могут снизить отрицательное влияние фактора на деятельность компании и максимизируют прибыль.
Если компания реализует свои товары на разных географических рынках и функционирует в разных отраслях — рекомендуется проводить PEST анализ для каждой отрасли, для каждого рынка.
PEST-АНАЛИЗ STEP-АНАЛИЗ
РАЗЛИЧИЯ
Основные этапы проведения
STEP-АНАЛИЗА
1. Разработка перечня внешних факторов, имеющих высокую степень воздействия на организацию;
2. Оценка значимости каждого фактора (по шкале от 0 до 1);
3. Оценка уровня учета каждого фактора в стратегии (по 5-ти балльной шкале);
4. Расчет взвешенных оценок.
Анализ внешней обстановки на основе модели PESTEL
- Политический (Риск военного вмешательства Правовая основа контроля над исполнением контрактных обязательств Защита интеллектуальной собственности Правила торговли и тарифы Привилегированные торговые партнеры )
- Социологический (Демография Классовая структура Образование Культура (тендерные роли и т. д.) Дух предпринимательства Социальные установки (здоровье, экологическое сознание, питание) Интересы в свободное время)
- Экологический (Выбросы парниковых газов Твердые отходы производства Сброс сточных вод Энергопотребление Использование вторичных ресурсов Потребление чистой воды Масштаб воздействия на окружающую среду )
- Экономический (Тип экономической системы в странах операций Вмешательство правительства в свободный рынок Сравнительные преимущества принимающей страны Обменные курсы и стабильность валюты принимающей страны Эффективность финансовых рынков Качество инфраструктуры Квалификация рабочей силы)
- Технологический (Последние технологические разработки Влияние технологий на товарное предложение Влияние на структуру затрат Влияние на структуру стоимостной цепочки Скорость распространения новой техники)
- Юридический (Антимонопольное законодательство Ценовое регулирование Налогообложение — налоговые ставки и налоговые льготы Законодательство о заработной плате — минимальная зарплата и оплата сверхурочных Рабочая неделя Обязательные пособия работникам Отраслевые правила безопасности Требования к маркировке изделий Затраты на оплату труда Стадия бизнес-цикла (например, экономический подъем, спад, оздоровление экономики) Темп экономического роста Дискреционный доход Уровень безработицы, Рост инфляции, Процентные ставки)
Вопрос 27. Отрасль и рынок в стратегическом анализе.
Вопрос 28. Конкурентные силы. Модель пяти сил Портера.