Особенности оборота отдельных видов товаров.

Государственное регулирование торговых операций с отдельными видами товаров. Цели регулирования: защита национальной экономики, интересы безопасности, охрана здоровья населения, экологические требования и другие. Основные способы государственного регулирования обращения товаров.
Государственное лицензирование деятельности по производству и торговле отдельными видами товаров. Порядок выдачи лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.
Законодательное установление перечней вещей, изъятых из оборота. Ограничение оборота отдельных видов товаров; правовые основания, условия и порядок ограничения продажи отдельных видов товаров. Возможности административного ограничения операций с отдельными видами товаров.
Защита коммерческих организаций от введения необоснованных ограничений на перемещение и реализацию товаров. Основные способы и порядок такой защиты.

Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет три режима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограниченные в обращении и изъятые из оборота.

Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов Указом Президента РФ от 22.02.92 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте.

Полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и ряд других. На практике это имущество может продаваться и продается, но в специальном порядке. Постановлением Правительства РФ от 10.12.92 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», установлен порядок поставок таких изделий на основании разрешений на использование и квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов Российской Федерации.
Установление режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовые режимы деятельности с определенными товарами.

Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Они предусмотрены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Так, согласно ст. 23 и 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифными способами регулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицензирование деятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Выдача лицензий и распределение квот, в том числе в порядке проведения конкурса или аукциона, производится по решению федерального органа, определяемого Правительством РФ.

Некоторыми федеральными законами предусмотрены количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также на внутреннем рынке. Так, закупки этилового спирта для производства алкогольной продукции осуществляются по устанавливаемым для организаций-покупателей квотам.

Воздействие на процесс реализации товаров может оказываться путем изменения статуса, т. е. путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Вместе с тем торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров. Так, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.

Коммерческая правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться также иными способами. Инструментом регулирования правоспособности, прежде всего, служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельности, регламентирующие статус организации, следует отличать от лицензий на экспорт или закупку по импорту конкретных видов и количеств товара.
Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает, в частности, необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 УК.

Законодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы продаж, другие условия договоров, т. е. на правовой режим товаров.

В интересах обеспечения здоровья граждан введена государственная регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Минздрав России (ныне Минздравсоцразвития России). Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядок установлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению.

Законом могут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.

Различия в правовом режиме обращения товаров могут создаваться и в связи с регулированием порядка розничной торговли. Правительство РФ постановлением от 19.01.98 № 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров. Издаются также правила розничной торговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен маркировкой с указанием на ней необходимых сведений о товаре, инструкцией по применению, техническим паспортом.
Меры по регулированию производства, оптовой и розничной торговли непосредственно влияют на установление торговых связей, на обращение товаров. Изготовители и приобретатели обязаны учитывать правила, действующие по всей цепочке прохождения товара, чтобы не столкнуться с затруднениями при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар или подыскивать другого покупателя.

В целях защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и обеспечения экологической безопасности общественные отношения в сфере оборота отдельных видов товаров подверглись специальному правовому регулированию. Нормативное правовое регули-рование данных отношений осуществляется федеральными законами, в которых содержится значительное количество обязывающих норм и норм-запретов. Государством устанавливаются особые требования к товарам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья населения. В Постановлении от 19 декабря 2005 г. Ne П-12 Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный 'законодатель для защиты общественных интересов вправе применить публич- но-правовой тип регулирования рыночных отношений. Государст-венные требования распространяются не только на оптовый и розничный оборот, но и на производство и другие виды деятельности (упаковку, перевозку, хранение, утилизацию и др.) с товарами. Фе-деральные законы имеют преимущественно комплексный характер и регулируют отношения как в сфере законного оборота товаров, так и устанавливают основания признания нахождения товаров в незаконном обороте. Принцип системности права обусловливает взаимопроникновение отдельных норм и институтов разных отраслей права. Для разработки критериев применения тех или иных способов и методов государственного регулирования оборота различных видов товаров, решения вопроса о соразмерности государственного воздействия необходимо проведение мониторинга и оценки эффективности действующего законодательства.

Источники правового регулирования. Охрана здоровья является одной из основных гарантий, провозглашенных Конституцией РФ (п. 2 ст. 7). Среди принимаемых государством мер по сохранению здоровья населения важное место занимают меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов. Право каждого человека на получение безопасного для здоровья и качественного продо-вольствия предусмотрено Римской декларацией о Всемирной продовольственной безопасности 1966 г.

В постановлении Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 917 «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» ука-зывалось на низкое качество пищевых продуктов, употребляемых населением, отсутствие надлежащего контроля за производством и реализацией безопасных продуктов питания и эффективной системы защиты от недоброкачественных и опасных для здоровья про-дуктов питания. На продовольственном рынке страны продается немало фальсифицированных продуктов питания, не соответствующих предоставляемой информации о них.

Основными принципами государственной политики, провозглашенными в Концепции, являются не только удовлетворение продуктами питания физиологических потребностей человеческого организма в пищевых веществах и энергии, но и выполнение профи-лактических и лечебных заданий, обеспечение защиты организма человека от неблагоприятной окружающей среды1. Для устранения существующих негативных тенденций государством разработана система мер и способов обеспечения качества и безопасности пище-вых продуктов, предусмотренных в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N? 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон о пищевых продуктах)2.

Помимо данного закона правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами

дукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения пищевых продуктов. Биологические активные добавки (так называемые БАДы) также считаются пишевыми продуктами. Ими являются природные (идентичные природным) биологически активные вешества, предназначенные для употребления одновременно с пишей или введения в состав пищевых продуктов.

Продовольственное сырье определяется названным законом как сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

В необходимых случаях данный закон устанавливает специальные требования к продуктам детского питания — продуктам питания, предназначенным для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающим физиологическим потребностям детского организма, продуктам диетического питания — пищевым продуктам, предназначенным для лечебного и профилактического питания.

Пищевые продукты должны быть в первую очередь безопасными для жизни и здоровья людей. Безопасность пищевых продуктов определяется данным законом как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. В Законе о техническом регулировании, как было уже сказано, содержится общее определение безо-пасности продукции, в соответствии с которым безопасность определяется как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.Однако продукты питания должны быть не только безопасными, как большинство товаров, но и удовлетворять потребностям человеческого организма в питательных веществах и энергии, поэтому Закон о пищевых продуктах регулирует отношения по обеспечению не только безопасности, но и качества пищевых продуктов, которое определяется законом как совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Связанным с понятием качества продуктов является понятие пищевой ценности продук-

Государство возлагает обязанность по организации и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов на лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов (ст. 22 Закона о пищевых продуктах). Производственный контроль должен проводиться в соответствии с программой производственного контроля, в которой определяются порядок его осуществления, методика контроля и методика проверки условий изготовления пищевых продуктов и их оборота.

Основания признания нахождения пищевых продуктов в незаконном обороте. Закон о пищевых продуктах устанавливает, что в обороте не могут находиться продукты, материалы и изделия, которые:

— не соответствуют требованиям нормативных документов;

— имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный контроль и надзор при проверке таких продуктов и изделий;

— не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика продуктов, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов;

— не соответствуют представленной информации и в отношении ко-торых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

— не имеют установленных сроков годности или сроки годности ко-торых истекли;

— не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются не-качественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (ст. 3).

Некачественными являются продукты, не способные удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Опасными признаются вредные пищевые продукты и представляющие опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений, не соответствующие требованиям технических регламентов. Взаимосвязанным с указанными понятиями следует считать понятие фальсифицированных пищевых продуктов, которыми признаются умышленно измененные (поддельные) и имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной, или имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на требования Закона о защите прав потребителей, на товарных рынках обращается много фальсифицированных пищевых продуктов, ин-формация о которых не соответствует их свойствам и качеству. Так,

Алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Требования к образцам фе-деральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»1 утверждены Правила маркировки и правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.

Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осушествляюшими импорт алкогольной продукции2. Акцизные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими ввоз (импорт) на таможенную территорию алкогольной продукции. Организации должны использовать акцизные марки по назначению и представлять отчет об использовании выданных акцизных марок.

Маркировка региональными специальными марками упразднена. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения федеральных и акцизных марок, установлен Законом об алкогольной продукции.

Федеральные специальные марки и акцизные марки являются до-кументами государственной отчетности. Их значение заключается в удостоверении законности производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции и осуществлении контроля зауплатой налогов. Они также являются носителями информации единой государственной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в единой государственной информационной системе.

Оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется только при наличии определенных документов, удостоверяющих ле-гальность их производства и оборота.


Наши рекомендации