Тема 5.Особенности правового регулирования рекламы отдельных видов товаров (деятельности)

Требования, установленные к рекламе алкогольной продукция, пива и напитков, изготовленных на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов.

Тема 6. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу.

Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса.

Тема 7. Интеллектуальные права на объекты рекламы.

Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.

Тема 8.Рекламный договор.

Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора.

Тематика семинарских (практических) занятий

Практическое занятие

Тема 1: Понятие рекламы. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Общие требования законодательства к рекламе. Ненадлежащая реклама.

1. Понятие и признаки рекламы. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе».

2. Субъекты рекламного процесса: особенности их правового положения. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

3. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования рекламы.Соотношение общего и специального правового регулирования рекламы.

4. Общие требования законодательства к рекламе.

5. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама.

6. Использование образа несовершеннолетних в рекламе.

1. Дополнительная литература:

1. Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе».- «Издательство Проспект», 2004г.

2. Кирюшина И.В. Правовое регулирование рекламы. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2007.- 198 с.

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», ЭЖ-юрист, № 24, июнь 2005г.

2. Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1.

2.Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. в редакции Федеральных законов от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

3. «Об информации, информатизации и защите информации»: Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1995 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1995.-№ 8.- Ст.609.

4. «О средствах массовой информации»: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета от 08.08.1992.- Ст.9.

5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года N 135-ФЗ. «Озащите прав потребителей»: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1, в редакции от 25.10.2007 N 234-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. – 1996. - № 3. – Ст. 140.

6. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Федеральный закон от 11.08.1995г. № 135-ФЗ.

7. Федеральный закон от 01.06.2005г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

8. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»: Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1995 года N 7-ФЗ.

9. «О лицензировании отдельных видов деятельности»: Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001г. № 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33. – Ст. 3430.

10. «Об утверждении правил размещения наружной рекламе в городе Барнауле»: Решение Барнаульской городской Думы от 23 декабря 2005г. № 257, в редакции от 09.06.2006 N 381, от 15.06.2007 № 592.

11.Постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» от 04.03.1997г. № 4-П.

12 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» от 25.12.1998 № 37 // Вестник ВАС РФ.- 1999.- №2.- С. 103.

Задача 1.Над входом в помещение кафе размещен щит «Блинная». Данный щит частично загораживает окно расположенной над помещением кафе квартиры. Жилец квартиры обратился в отдел архитектуры с просьбой обязать владельца кафе прекратить распространение рекламы, которая нарушает его права собственника помещения. В отделе архитектуры пояснили, что данный щит согласовывался как вывеска, а его размещение планировалось таких размеров, чтобы не мешать жильцам расположенных над кафе квартир. Владелец кафе – индивидуальный предприниматель Петров пояснил, что данный щит является не рекламой, а вывеской, а поэтому предъявлять к его размещению требования законодательства о рекламе нельзя. Является ли данный щит рекламой?

Задача 2.Над гостиницей «Турист» размещено световое табло с информацией об ООО «Путешествие». Является ли это рекламой? Измениться ли ситуации, если табло помещено над входом в здание с указанием номера офиса?

Задача 3. В витрине магазина размещена информация «Вино. Водка». Является ли это рекламой?

Задача 4.Рядом спроезжей частью размещен указатель «Шиномонтаж» и указано направление движения к нему. Является ли это рекламой?

Задача 5. В прессе размещена статья, анализирующая товарный рынок муки. При этом на протяжении всего аналитического материала несколько раз упоминается ООО «Мучник» как один из крупнейших производителей муки на Алтае. В качестве доказательства этого, внимание читателей обращается на многочисленные цифровые показатели. В том числе на сведения о видах реализуемой им продукции, количестве покупателей, объемах продаж. Является ли данная информация рекламой?

Задача 6. Туристическая фирма «Путешествие» изготовила буклеты о себе и прайсы на оказываемые услуги. Буклеты размещались в офисе фирмы, а прайсы были вывешены на доске объявлений. На второй странице буклета размещалась информация о том, что они предназначены для контрагентов фирмы. Являются ли буклеты и прайсы рекламой? Измениться ли квалификация, если буклет посылается конкретным гражданам по почте.

Задача 7. В торговой сети Мария-Ра распространяется Справочник для покупателей Мария-Ра, в котором распространяется информация о товарах и ценах на них, реализуемых в сети Мария-Ра. Является ли данная информация рекламной?

Задача 8. Иванов подал объявление о продаже частного дома и машины. Одновременно он подал объявление о том, что ООО «Алтай» приглашает на работу высококвалифицированных специалистов-маркетологов, в котором содержалась информация об ООО следующего характера: «ООО «Алтай» - 10 лет на рынке услуг, крупнейший поставщик товаров». Является ли это рекламой?

Задача 9. ЗАО «Торговый дом «Супермаркет» разместило свое наименование на английском языке на световом табло, установленном на крыше магазина. В ходе разбирательства дела установлено, что ЗАО зарегистрировало 2 фирменных наименования: на английском и на русском языке. Является ли данная информация рекламной? Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Тема 2: Отдельные способы рекламы и особенности их правового регулирования

1. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании.

2. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе.

3. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и на почтовых отправлениях.

4. Особенности распространения наружной рекламы.

5. Реклама на транспорте.

Задание для самостоятельной работы:

Составьте таблицу, отражающую требования к продолжительности рекламы и количеству перерывов рекламой различных теле- и радиопрограмм.

Теле- и радио- программы и передачи Продолжительность передачи Продолжительность рекламы Количество перерывов рекламой
       

Задача 1. В одном из районов города открылся новый супер-маркет. В телевизионном ролике, посвященном его открытию, был показан и вино-водочный отдел, с широким ассортиментом французских вин и элитных коньяков и проходившая дегустация. Имеются ли признаки нарушения рекламного законодательства?

Задача 2. В одном из глянцевых журналов, распространяемых в крупных торговых предприятиях размещена реклама водки «Смирнофф», «Алтай», 2 марок сигарет и конфет «Сибирячка», пива «Белый медведь». Концепция и оформление рекламного макета конфет полностью совпадает с рекламой одноименной водки. Какие нарушения рекламного законодательства допущены? Каковы требования законодательства к размещению данной продукции в СМИ?

Задача 3.Спонсоромрадиопередач «дорожный патруль» является ООО «Готика». Объявление о том, что данное общество является спонсором рубрики производится каждые десять минут перед началом радиопередачи и после её завершения и длится 45 секунд. Допущены ли нарушения рекламного законодательства? В каких радиопередачах и какой продолжительности может быть такая реклама? Каковы условия прерывания радиопередач и радиопрограмм рекламой?

Задача 5.В одной из религиозных телепередач, длящейся 20 минут размещена реклама магазина ритуальных принадлежностей. При этом каких-либо пометок о том, что это реклама не сделано. Трансляция телепередачи прерывается 3 раза: в начале, в середине и в конце, продолжительность ролика 1.5 минуты. Допущены ли нарушения рекламного законодательства? В каких телепередачах и какой продолжительности может быть такая реклама? Каковы условия прерывания телепередач и телепрограмм рекламой?

Задача 6.По одной из центральных улиц Барнаула проезжает красочно раскрашенный автомобиль с рекламой детского парка «Солнышко». Из динамика разносится приглашение принять участи в акции, победитель которой получит право на бесплатной посещение парка. Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Задача 7.ООО «Фортуна» осуществляет продажу товаров по почте. В целях стимулирования продаж ООО разослало своим клиентам приглашение принять участи в розыгрыше призов «Большая удача». В адрес бывших и потенциальных клиентов рассылались конверты с каталогами товаров, купон на пробный заказ, персональное удостоверение участника розыгрыша призов. Является ли данная акция рекламной? Какие требования предъявляет законодатель к такой информации?

Практическое занятие 2.

Тема 1: Особенности правового регулирования рекламы отдельных видов товаров (деятельности)

1. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукция, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

2. Требования, установленные к рекламе пива и напитков, изготовленных на его основе.

3. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания.

4. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия.

5. Требования к рекламе финансовых услуг и ценных бумаг.

6. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари.

7. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.

1. Литература (см. литературу к практическому занятию 1):

2. Нормативные акты (см. нормативные акты к практическому занятию 1):

Заданиедля самостоятельной работы: поиск ненадлежащей рекламы на телевидении и радио, в прессе, в наружной рекламе в г. Барнауле. Анализ и обсуждение нарушенных норм Федерального закона «О рекламе».

Решение задач

Задача 1. На обложках журнала «Компания» размещена реклама с использованием товарного знака «Nemiroff», присутствует предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя и реклама с использованием товарного знака «Бастион»: изображение меча, надписи «Владей» и утверждения «соответствие изготовленного купажа подтверждено Сертификатом Министерства экономики и Агропромышленности Франции», а так же указанием на номер сертификата, выданного на конфеты «Бастион с коньяком». Допущены ли нарушения законодательства о рекламе?

Задача 2. ООО осуществляет оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции. В витринах и на стенах помещения, где располагается ООО, размещены щиты с изображением ассортимента продукции, реализуемой ООО. Является ли данная информация рекламой алкогольной продукции? Какие требования и ограничения установлены при рекламе такой продукции?

Задача 3.На бортах маршрутного такси размещена реклама настойки «Перчик» и пива «Пивная бочка». Маршрут такси пролегает по проспекту Ленина. Допущены ли нарушения законодательства о рекламе? Изменится ли ситуация, если реклама размещена на газели, принадлежащей организации, осуществляющей оптовую реализацию алкогольной продукции? Каковы требования к способам и месту размещения рекламы алкоголя и пива?

Задача 4. В магазине «Хорошее настроение», расположенном вблизи университета, проводится рекламная акция: молодые люди, одетые в униформу с символикой табачной продукции и производителя предлагают попробовать или обменять пачки с табачной продукцией на продукцию рекламируемого производителя. Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Задача 5. На одной из центральных площадей размещен летний торговый павильон при, оформлении которого на тентах размещен товарный знак пива Балтика. Аналогичное оформление применено для сувенирной продукции, фирменной одежде продавцов, на утвари (бокалы, скатерти, салфетки, холодильники и т.п.), используемой в местах продажи. Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Задача 6. Под торговой маркой «Флагман» зарегистрирован ряд товаров: конфеты, водка. При этом в рекламном модуле содержится информация следующего характера: «ООО «Северный» - производитель продукции под товарным знаком Флагман» и помещено изображение данного товарного знака. Допущены ли нарушения законодательства о рекламе?

Задача 7.На средстве стабильного территориального размещения распространена реклама с изображением товарного знака, зарегистрированного для табака, выполненного на элементе упаковки и зажигалки с аналогичным товарным знаком. Соответствует ли данная реклама законодательству?

Задача 8.В киоске, осуществляющем реализацию продуктов питания, выставлена алкогольная и пивная продукция, сопровождающаяся надписью «Всегда свежее, всегда в наличии» и указанием цены. Является ли это рекламой?

Задача 9.В супермаркете проходит акция с раздачей листовок, рекламирующих продукты питания и вина на розлив, реализуемые в данной торговой сети. В торговом зале девушки предлагают посетителям попробовать образцы продукции. Соответствует ли данная акция требованиям законодательства?

Задача 10.Одной из крупных торговых сетей по реализации бытовой техники размещена реклама о реализации товаров в кредит без переплаты: срок – 3 месяца, процентная ставка по кредиту – 21% годовых, первоначальный взнос – 30%, плата за кредит – 0% от стоимости товара. При этом в самом магазине размещена информация об условиях предоставления кредитов, согласно которой, кредит «бесплатный» предоставляется на 3 месяца с переплатой – 1,3 %. Какие нарушения допущены при размещении данной рекламы?

Тема 2: Ответственность за ненадлежащую рекламу. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса.

1. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Контрреклама: понятие и порядок осуществления.

2. Государственный контроль и саморегулирование в сфере рекламы. 3

3. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса.

Нормативные акты (см. нормативные акты к практическому занятию 1):

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1,2, 4.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. «О коммерческой тайне»: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004г. № 98-ФЗ.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. N 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

5. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2006 г. N 243 « Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».

Решение задач

Задача 1.Предприниматель Е, оказывающая в салоне услуги пирсинга, все виды массажа, депиляции разместила в журнале «Теле-парк» рекламу услуг. Данная деятельность подлежит лицензированию, однако предприниматель имеет только сертификаты о прохождении обучения, лицензии нет. При рассмотрении дела предприниматель пояснила, что в таком виде рекламное объявление было оформлено менеджером газеты и с нею пере публикацией не согласовано. Оплата данной рекламы произведена Е. своевременно перед выходом журнала. Сотрудник журнала пояснила, что не располагала сведениями о том, что данная деятельность подлежит лицензированию, в связи с чем, не затребовала лицензию при приеме рекламного объявления. По вопросу изготовления рекламы она пояснила, что только оформила макет рекламы, а указанные в ней виды деятельности ей сообщила Е., однако письменной заявки нет. Какие нарушения рекламного законодательства допущены? Как следует разрешить спор?

Задача 2. В 2000г. было создано ОАО «Алтис», осуществляющее производство и продажу металотрубной мебели. В 2001г. акционерное общество зарегистрировало свой товарный знак «Altis» в латинском написании. В 2004г. произошло разделение общества и один из учредителей, являвшийся одновременно генеральным директором, вышел из его состава. Одновременно на рынке появилось ООО «Алтис», которое развернуло массированную рекламную компанию в печатных СМИ, в сети Интернет, размещая каталоги с товарами фирмы, аналогичными товарам ОАО, ссылаясь на сертификат, выданный акционерному обществу на производство металотрубной мебели и используя товарный знак «Altis». Нарушены ли права ОАО «Алтис

Задача 3.В антимонопольный орган обратилось предприятие с жалобой на действия производителя минеральной воды, аналогичной производимой заявителем (предприятия осуществляют розлив мин. воды «Серебряный ключик» на основании договоров с владельцем скважины), указывающего на упаковке и в рекламе воды информацию о получении данной водой диплома абсолютного победителя ярмарки «Лучший товар года». Согласно документа, предоставленным заявителем, в 2000г. году на ярмарке выставлялась минеральная вода, разливаемая заявителем и получившая диплом абсолютного победителя. Заявитель не давал разрешения на использования знака диплома победителя, полученного им, каким-либо иным производителям, в том числе и осуществляющим розлив аналогичной воды.

По мнению ответчика, он правомерно использует знак диплома, поскольку он был выдан на воду «Серебряный ключ», разливаемую, в том числе и ответчиком, кроме того, данный знак используется на этикетках еще ряда производителей данной минеральной воды. Нарушены ли права заявителя?

Задача 4.Салон «Аспект-моторс», осуществляющий реализацию автомобилей различных марок, в том числе и автомобилей «Фольксваген» разместил наружную рекламу, где крупным планом изображен автомобиль «Фольксваген» и соответствующий товарный знак, указав свое наименование, адрес и телефоны.

В антимонопольный орган обратился концерн «Фольксваген», производитель одноименных автомобилей и правообладатель товарного знака с требованием прекратить незаконное использование в рекламе «Аспект-моторс» товарного знака без согласия его обладателя, ссылаясь на законодательство РФ о товарных знаках. Как следует разрешить спор?

Литература ко всем темам дисциплины

Основная

1. Бадалов Д.С., Василенкова И.И. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе» - Москва, 2011.

2. Кирюшина И.В.Правовое регулирование рекламной деятельности. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та – 2012- 191 с.

3. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-[ДАНА]; М.: Закон и право, 2010.

Дополнительная

1. Эриашвили Н. Д. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности : учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-[ДАНА]; М.: Закон и право, 2009.

2. Баранова М.В.Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.–

Журнал российского права.- 2009.- N 5

3.Маркович А.М. Гражданско-правовые аспекты соотношения понятий "реклама" и "рекламная деятельность" – Право и политика.- 2010.- N 10.

4.Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Подготовлен для системы КонсультантПлюс – 2012.

5.Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе № 37 от 25.12.98г: Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ – Хозяйство и право 1999.- N 3.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и признаки рекламы в соответствии с ФЗ «О рекламе».

2. Виды информации, на которые действие ФЗ «О рекламе» не распространяется.

3. Социальная реклама и спонсорская реклама.

4. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования.

5. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения.

6. Международный кодекс рекламной практики.

7. Общие требования законодательства к рекламе.

8. Товары, реклама которых не допускается

9. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

10. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

11. Реклама информация и реклама – оферта. Срок действия рекламы, признаваемой офертой

12. Понятие ненадлежащей рекламы. Формы ненадлежащей рекламы.

13. Недобросовестная и недостоверная реклама.

14. Использование образа несовершеннолетних в рекламе.

15. Общая характеристика способов распространения рекламы.

16. Реклама в телепрограммах и телепередачах.

17. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах

18. Реклама в периодических печатных изданиях и печатной продукции.

19. Реклама, распространяемая при кино- и видео-обслуживании.

20. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи.

21. Наружная реклама.

22. Реклама на транспортных средствах и с их использованием.

23. Требования к рекламе алкогольной продукция,

24. Требования к рекламе пива и напитков, изготовленных на его основе.

25. Требования к рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

26. Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.

27. Реклама биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания.

28. Реклама продукции военного назначения и оружия.

29. Требования к рекламе финансовых услуг.

30. Реклама ценных бумаг.

31. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Соотношение с рекламой стимулирующих мероприятий.

32. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.

33. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

34. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Контрреклама.

35. Государственный контроль в сфере рекламы. Полномочия антимонопольного органа в сфере рекламы.

36. Саморегулирование в сфере рекламы.

37. Принадлежность прав на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности.

38. Авторские права на объекты рекламы.

39. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе.

40. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.

41. Рекламный договор: понятие, содержание.

42. Понятие и формы недобросовестной конкуренции в рекламе.


Наши рекомендации