Неформальные правила и формальные институты, их взаимодействие и классификация.
В институциональной экономике институты делятся на формальные и неформальные.
Формальные институты -- это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты -- могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты -- это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества» [4].
К формальным социальным институтам относятся:
экономические институты - банки, производственные учреждения;
политические институты - парламент, милиция, правительство;
воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.
Формальными называются такие институты, которые зафиксированы в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т.д.).
Даже в самых развитых обществах формальные экономические правила составляют небольшую часть ограничений, которые определяют экономический выбор. Одни и те же формальные правила в разных обществах имеют разные проявления. Революции, войны и оккупации могут полностью изменить систему формальных правил (Япония, Россия).
Классификация формальных правил:
(1) позиционные - набор статусных позиций и число людей, которые могут занимать их,
(2) ограничительные - как люди занимают и оставляют позиции,
(3) правила сферы влияния - на что может оказывать влияние действие человека, каковы выгоды и издержки определенных действий,
(4) правила управления - набор действий, которые индивид может осуществлять на определенном посту,
(5) правила агрегирования - каким образом действия человека на определенном посту преобразуются в деятельность фирмы или общества,
(6) информационные правила - как должностные лица общаются и обмениваются информацией.
Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения, то есть регулировать более сложные обмены. Наконец, формальные правила могут вводиться для того, чтобы пересмотреть неформальные ограничения.
Формальные правила включают политические (юридические) правила, экономические правила и непосредственные контракты. Политические и юридические правила определяют структуру общества и принятия решений в нем, а также способы контроля за соблюдением этих правил. Экономические правила определяют права собственности (включая использование собственности, получение остаточного дохода и ограничение постороннего доступа к собственности). Контракты устанавливают конкретный факт обмена правами собственности и его условия.
Функция правил состоит в том, чтобы облегчать политический или экономический обмен в интересах некоторых его участников (которые и стремятся установить эти правила). Иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на преобразование существующих формальных институтов, чтобы изменить имеющиеся у них права.
Формальные правила обычно предусматривают механизм их защиты, позволяющие установить факт нарушения, измерить степень нарушения и его последствия для сторон, а также наказать нарушителя. Но если издержки оценки свойств обмениваемых благ и поведения индивидов превышают выигрыш, то нет смысла соблюдать правила и уточнять права собственности. Одна из причин соблюдения и поддержания норм - вмешательство закона. Нормы часто предшествуют законам, но затем поддерживаются, управляются и расширяются законами. Закон поддерживает норму несколькими путями. Самый очевидный из них заключается в том, что закон силой государства поддерживает механизмы частного принуждения к исполнению норм. Под действием закона проблема принуждения к исполнению нормы как коллективного блага исчезает, так как специальные индивиды (судьи, полицейские, инспекторы) получают селективные возможности находить и наказывать нарушения.
Неформальные институты
Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.
Неформальные институты - спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.
Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.
Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам
- рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.
Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.
Неформальные ограничения возникают из информации, передаваемой через социальные механизмы, и являются частью культуры. Путем обучения или имитации культура передает от одного поколения к другому знания и ценности, влияющие на поведение. Путем коммуникации культура задает концептуальные рамки для познания и обучения (включающих кодирование и интерпретацию информации). Культура обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрерывности в ходе длительных социальных изменений.
Неформальные нормы являются:
(1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил (как в политических институтах),
(2) социально санкционированными нормами поведения (под угрозой остракизма),
(3) внутренне обязательными для человека нормами поведения (включая альтруизм и идеологию).
Часть неформальных норм имеет самоподдерживающийся характер, другая часть - более сложна, так как им должны сопутствовать дополнительные нормы, снижающие издержки наблюдения, контроля и исполнения условий обмена.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе [2].
Институциональные взаимодействия можно рассматривать как:
– взаимодействие одного или нескольких формальных институтов с другими формальными институтами;
– взаимодействие одного или нескольких формальных институтов с неформальными институтами;
– взаимодействие одного или нескольких неформальных институтов с другими неформальными институтами.
Например, координация действий между налоговыми и банковскими структурами характеризует процесс взаимодействия формальных институтов. Во взаимодействии формальных и неформальных институтов оба типа институтов являются равноправными «участниками» процесса, это не управляемая (неформальные институты) и управляющая системы (формальные институты).
четыре ситуации демонстрируют диалектический характер данного взаимодействия:
1) формальные правила вводятся на базе позитивно проявившего себя неформального
правила;
2) формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным
нормам;
3) неформальные правила вытесняют формальные, если последние порождают не-
оправданные издержки у их субъектов;
4) возникающие неформальные правила способствуют реализации введенных формальных правил.
Положительные и отрицательные эффекты институционального взаимодействия фиксирует три основных типа институционального взаимодействия, для характеристики которых использует критерий издержек общественного контроля над формальными институтами: гармония, не согласованное взаимодействие, конфликт.
К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).
Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.
Преимущества формальных институтов. Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.
Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают.