Модель поведения человека в институциональной теории.
Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но, как справедливо отмечал Г. Саймон, усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «Неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты».
Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма.
В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM. Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:
• информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;
• человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;
• не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);
• желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи. Согласно Ф. фон Хайеку, рациональным можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При этом отмечается, что теория рационального выбора объясняет только нормальное поведение людей. Остается лишь определить, что является нормой в экономической действительности.
В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:
• рациональность как таковая;
• следование своим интересам.
Согласно О. Уильямсону, существуют три основные формы рациональности.
1. Максимизацияпредполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители — функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.
2. Ограниченная рациональность— познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Даже экономисты, считающие рациональность императивной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности, т. е. сторонники теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности, принятой в классической теории. Однако экономическая теория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации. Эта теория одной из важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс, как интеллект. Существует стремление сэкономить на нем, а для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации, опытом и т. д.), либо обращаются к помощи властных структур.
3. Органическая рациональность— слабая рациональность процесса. Ее используют в эволюционном подходе Р. Нельсон, С. Уинтер, А. Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Хайек, профессор Нью-Йоркского университета Исраэль Меир Кирцнер (IsraelMeirKirzner, род. 1930), связывая ее с процессами более общего характера — институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и т. д.
Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются порознь для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов австрийской школой тесно связаны.