Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Олигополия. Модели олигополии.
Монополистическая конкуренция.
Моноконкуренция – это рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов схожей, но не одинаковой продукцией. В отличии от совершенного конкурента монополистический конкурент:
1. Имеет избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства.
2. Получает сверхприбыль, т. к. его предельные издержки не равны MC P.
Максимизацию прибыли монополистический конкурент осуществляет в рамках общего правила: MC=MR<P.
С той особенностью, что цены на свой товар он устанавливает, плавающие в определенном диапазоне, между ценой совершенной конкуренции и ценой монополии.
Имея ограниченные возможности ценовой конкуренции, монополистические конкуренты очень чувствительны к маркетингу, т. е. между ними разворачивается не ценовая конкуренция.
Не ценовая конкуренция
конкуренция по качеству конкуренция по условиям
продукции продажи
реклама льготные сервисные
обслуживания
В целом монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная конкуренция, т. к. цена выше предельных издержек.
Олигополия.
Олигополия – это рыночная структура, в которой несколько продавцов предлагают потребителям одинаковые или схожие товары. Олигополист считает, что повышение им цены на свою продукцию скорее всего вызовет ответную реакцию конкурентов, которые не станут повышать цены вслед за ним, а перехватят его покупателей. С другой стороны олигополист считает, что снижение им цены с целью увеличения продаж скорее всего повлечет за собой аналогичные действия со стороны конкурентов, которые не захотят упустить своих покупателей.
При олигополии у фирм возникают не совместимые стремления:
1. Объединившись с другими олигополистами можно получить дополнительный доход.
2. Устроить ценовую войну и, победив конкурентов, получить еще больший доход стать монополистом.
Поведение олигополиста описывается несколькими моделями:
1. График ломанной кривой спроса, характеризует поведение олигополистов при отсутствии сговора, когда каждый выступает сам за себя.
2. Модель сговора. Типичной моделью сговора является картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой. Создание картеля приводит к ситуации аналогичной монополии, но с одной особенностью: олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодно, выйти из картеля.
3. Ценообразование вслед за лидером. Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Наиболее крупная или наиболее эффективная прибыль устанавливает цены на рынке, а остальные олигополисты подстраиваются под нее.
4. Принцип «Издержки плюс» или накидку в цене широко применяют олигополисты из-за простоты совмещения, как с моделью картеля так и с лидерством в ценах. Применение этого принципа наиболее целисобразно для фирм, производящих не один продукт, а большое кол-во разных товаров. При целеобразовании по данному принципу вычисляют издержки на единицу продукции для некоторого желательного объема производства и добавляют накидку в виде процентов, в результате получается рыночная цена.
23. Сущность предпринимательства. Предпринимательство как экономический ресурс. Предпринимательские способности. Предпринимательский доход.
Предпринимательство – самостоятельная инициативная хозяйственная деятельность, связанная с риском, который ведется с целью получения прибыли.
Предпринимательство классифицируют по следующим признакам:
1. По масштабам (индивидуальное, когда предпринимательскую деятельность занимает один человек, либо предприниматель вместе с членами семьи:
Коллективное –предпринимательской деятельностью совместно занято несколько и более человек, как правило в этом случае создается юридическое лицо – предприниматель.
2. По характеру деятельности выделяют:
- коммерческие предприниматели – это те, кто преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности.
- не коммерческие – это те, которые не являются получение прибыли и которые не распределяют прибыль между участниками, такие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондах.
Существенное личное значение имеет предприниматель.
Предприниматель – это человек, берущий на себя риск и ответственность за организацию и управление коммерческой деятельностью.
Он должен обладать такими качествами: инициативность, готовность к риску, целеустремленность, способность убеждать, устанавливать деловые и личные контакты.
Методом хозяйствования ориентировано на свободную, инициативную и предпринимательскую деятельностью является: коммерческий расчет.
Его основные принципы:
1. Предпринимательская самостоятельность.
2. Самоокупаемость и прибыльность.
3. Самофинансирование.
4. Материальная заинтересованность предполагает, что в эффективности деятельности и результата труда заинтересован не только предприниматель, но и его наемные работники.
5. Экономическая ответственность означает, что предприниматель отвечает за возникшие в ходе предпринимательской деятельности обязательства, а работники несут ответственность за неэффективный труд.
Предприниматель в результате выполнения своих функций в праве претендовать на определенный доход – прибыль.
Прибыль – это разность между валовым (общим) доходом и валовыми издержками (затратами).
24. Фирма - цели и функции. Организационные формы предпринимательства.
Фирма- это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию. Целью деятельности любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, т.е. возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции.
К основным функциям предприятия можно отнести следующие:
- изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом на рынке;
- продажа и поставка продукции потребителю;
- послепродажное обслуживание продукции;
- материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;
- управление и организацию труда персонала на предприятии;
- повышение качества продукции;
- снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;
- уплата налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет;
- соблюдение действующих стандартов, нормативов.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Правильно выбранная организационно-правовая форма предприятия может дать учредителям дополнительные инструменты для осуществления своих планов по развитию и защите бизнеса.
25. Средства производства. Средства труда. Предметы труда.Средства производства - , совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи и информации. Всеобщим средством труда является земля. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (напр., уголь, руда, нефть) или же являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т. д.).