Характеристика внешнеэкономической деятельности как одного из направлений функционирования организации

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это совокупность специальных экономических, производственных, коммерческих и управленческих функцийфирмы, направленных на осуществление ее деятельности на мировом рынкес учетом заранее выбранного направления.

И.Н. Иванов определяет понятие внешнеэкономической деятельности,как коммерческую деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанную с их участием в международных экономических отношениях.Автором отмечено, что внешнеэкономическая деятельность какэкономическая категория представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

По Е.Ю. Трифоновой внешнеэкономическая деятельность – это совокупность внешнеторговых, валютно-финансовых, производственных, научно-технических, инвестиционных отношений, осуществляемых хозяйствующими субъектами на основе хозяйственнойи финансовой самостоятельности и самоокупаемости и с учетом собственныхвалютно-финансовых и материально-технических возможностей. Автортесно связывает понятие внешнеэкономической деятельности с внешнеэкономическими связями.

По мнению А.П. Бархатова, под внешнеэкономической деятельностьюстоит понимать экономические связи между организациями разных стран,основанные на взаимовыгодных интересах, предусмотренных контрактами(договорами) по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных,информационных и других потоков через границу с использованием в расчетах иностранной валюты по международным правилам.

Согласно Н.И. Диденко, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровнепроизводственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полнойсамостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки иявляется частью их производственно-коммерческой деятельности. Следовательно,внешнеэкономическая деятельность предприятий – одна из сфер их хозяйственнойдеятельности, связанная с международными экономическими отношениями, экспортом-импортом товаров и услуг, ввозом-вывозом капитала, финансово-кредитными отношениями[1].

Субъектами ВЭД являются специализированные внешнеторговые организации, промышленные предприятия, организации, учреждения и т. п., а также организации, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность и содействующие ее развитию (банки,торгово-промышленные палаты и т. п.).

ВЭД предприятия представляет собой один из видов предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами (услугами), перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

В составе ВЭД выделяют торговые и неторговые операции. К первым относят операции, связанные с экспортом и импортомтоваров и услуг, ко вторым — операции с капитальными и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой деятельностью.

Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность; международное разделение труда; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции; отношения смеждународными организациями[2].

Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельностьв области международного обмена товарами, услугами и результатамиинтеллектуальной деятельности. Формами внешнеторговой деятельностиявляются:экспорт;импорт;реэкспорт и реимпорт.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется на основе Конституции РФ в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Экспорт — продажа и вывоз товаров (услуг) на территорию других стран. Экспорт капитала — перемещение капитала за границу (например, в форме приобретения акций местных компаний), предоставление займов и т. д. Экспорт является наиболее сложным способом выхода на рынок, так как экспортеру необходимопредложить иностранному потребителю такой продукт, который долженбыть лучше в соотношении цена-качество аналогичного продукта местногопроизводителя. Это требует оптимизации и модернизации производствафирмы-экспортера. Но огромным преимуществом экспортера является то,что, чаще всего, если продукт востребован за пределами государства, то онбудет востребован и в самом государстве. Это правило, обычно, не касается товаров, которые заменить достаточно сложно, например экспортприродных ресурсов (нефть, газ,различные металлы и пр.).

Мироваяпрактика показала, что если фирманамеревается выйти на мировойрынок, то лучше всего ей выйти нес одним товаром, а с определеннымассортиментом схожего товара.

Одним из самых главных отличийреализации товаров на внутреннем рынке и на зарубежном рынке является фактор риска. Фактор рискавключает в себя экономические иполитические риски. Политическиериски определяются политикой конкретного государства и включают всебя введение запретов на импорттоваров (эмбарго), наложение санкций на определенные фирмы либона целые сегменты (что особенно актуально в наше время), ограничение на конвертацию валют и пр.Экономические риски связаны спроцессом доставки и реализациитовара на зарубежном рынке, с приемкой товара покупателем и надлежащим оформлением требуемыхдокументов, с платежеспособностьюпокупателя, а также с колебанием валютных курсов, что также является достаточно актуальным в нашевремя. Как известно, чем слабеенациональная валюта, тем выгоднеефирме экспортировать собственныйтовар за рубеж.

Импорт — покупка и ввоз товаров и услуг иностранного происхождения на территорию страны-покупателя с территории страны-производителя (или страны-посредника)для личного потребления, использования промышленными, строительными и другимипредприятиями; для переработки с целью потребления внутри страны, последующей продажи на внутреннем рынке или же вывоза из страны.

Импорт является, пожалуй, самым популярным способом выходана мировой рынок. Существуют товары, замену которым национальные производителипредложить не могут либо могутпредложить по существенно болеевысокой цене. В такой ситуациифирмы вынуждены импортироватьтовар и реализовывать его на национальном рынке.

Импортявляется не менее рисковым способом ведения внешнеэкономической деятельности. Но, если в случае экспорта, риски связаны с политикой иностранного государства, на которуюдостаточно сложно повлиять, то импорт связан с политикой собственного государства, на которую реальнееповлиять каким-нибудь способом.

Общей чертой реэкспорта и реимпорта является то, что товары пересекают границу дважды, только вслучае реимпорта товары остаются встране, а в случае реэкспорта товарывывозятся из страны. Также общейчертой является то, что при реимпорте и реэкспорте товары не должныбыть подвергнуты обработки илиизменены каким-либо способом.

Реэкспорт – это вывоз из государства товаров, которые ранее были ввезены в нее. Под таможенный режим реэкспорта помещаютсяиностранные товары, в том числе ввезенные на территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФо государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз. Товары, выпущенныедля свободного обращения, могутбыть помещены под таможенныйрежим реэкспорта с соблюдением следующих условий:1. Товары не использовались ине ремонтировались в РФ, за исключением случаев, когда использование товаровбыло необходимо для обнаружениядефектов или иных обстоятельств,повлекших возврат товаров; 2. Товары могут быть идентифицированы таможенными органами;3. Товары вывозятся в течениешести месяцев со дня их выпускадля свободного обращения.

Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, реализуемые на международных аукционах и товарных биржах. К реэкспортным операциям относятся операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну, а также операции по вывозутоваров с территории свободных зон и приписных складов. Они учитываются таможенной статистикой как экспортные операции.

Различают вынужденный, спекулятивный, технологический реэкспорт.

Вынужденный реэкспорт — ранее импортированный товар не может быть проданна внутреннем рынке предприятия-экспортера.Спекулятивный реэкспорт — закупка биржевых товаров с целью дальнейшей их перепродажи при условии роста цен на них.Технологический реэкспорт — характерен для предприятий-производителей комплектного оборудования, в состав которого входят ранее импортированные товары.

Реимпорт – это ввоз ранее экспортированных товаров, которыене были реализованы за границей.Товары, вывозимые на время (например, на выставку), к реимпортуне относятся. К реимпортируемымтоварам применяются следующиетребования:1) при вывозе с таможеннойтерритории РФтовары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении,либо были продуктами переработкииностранных товаров;2) товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течениетрех лет со дня, следующего за днемпересечения указанными товарамитаможенной границы при их вывозес таможенной территории РФ; 3) товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территорииРФ, за исключением изменений, происшедшихвследствие естественной убыли принормальных условиях перевозки(транспортировки) и хранения;4) уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.

В соответствии с российскимзаконодательством, а также законодательством большинства стран, ввозимые обратнов страну при реимпорте товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами,к ним также не применяются такие меры, как квотирование, лицензирование и т. д.

Таким образом, реимпорт и реэкспорт является составной частьюэкспорта и импорта соответственно.

Четко сформулированные цели экспорта, а также выработанная стратегия их достижения определяют экспортную политику предприятия, которая может быть направлена на:увеличение потенциального спроса, что связано с расширением объема производстваи повышением эффективности за счет увеличения масштаба деятельности;снижение коммерческого риска, определяемое мерами по распределению риска, рассредоточениюего между покупателями, поиском благоприятных для предприятияконкурентных условий, конъюнктуры;продление жизненного цикла товара (посредством внедрения на рынки, характеризующиесярасширением глобального спроса, в то время как на других рынках спросдостиг зрелости или стагнации);повышение конкурентных преимуществ и защиту от конкуренции благодаря диверсификациидеятельности предприятия на рынке и активной маркетинговой разведке;снижение затрат на производство и материально-техническое обеспечение за счет использованияинформации о преимуществах фирм-конкурентов и их товаров на зарубежныхрынках.

Экспортная политика предполагает, кроме того, формирование ассортимента экспортнойпродукции, цен, определение уровня качества, возможностей сервисного обслуживания,выбора форм конкурентной борьбы и др.

За пределами таможенной территории в границах данного государства могут находитьсяоффшорные зоны и зоны свободного предпринимательства, а также экономическиесоюзы, территория которых может охватывать территорию двух и более суверенныхгосударств.

Момент пересечения товаром государственной границы является основой учета операций,связанных с внешнеэкономической деятельностью. Предприятие, находящееся на территории данной страны, несетрасходы по производству и транспортировке товара до государственной границы, какправило, в валюте этой страны, дальнейшие расходы (оплата ввозных пошлин, транспортныхтарифов, страхования в свободно конвертируемой валюте или в валюте страны,на территории которой находится покупатель), в зависимости от условий договора, вынужденоплачивать либо поставщик, либо покупатель товаров и услуг.

Для экспорта товаров стратегического назначения предприятию необходимо получитьлицензию на право осуществления внешнеэкономической деятельности и, кроме того,осуществлять вывоз товаров в объемах, не превышающих установленных квот.

Обязанности по учету и контролю за экспортными и импортными операциями, проверкусоответствия импортируемых товаров требованиям законодательства и санитарно-гигиеническимусловиям, взимание таможенных пошлин и своевременное перечислениеих в бюджет осуществляют таможенные органы.

Таможенная система государства - совокупность нормативных документов, определяющихразмеры и порядок уплаты таможенных пошлин, ставку налога на добавленнуюстоимость, размер акцизов на импортируемые товары, а также порядок предоставления таможенных льгот (преференций).

Таможенная пошлина — вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров или вывозе из страны. Таможенные пошлины создают стоимостной барьер, повышающий цену импортируемого товара и защищающий отдельные отрасли экономики от иностранных конкурентов.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа. Таможенный тариф — систематизированный по определенному признаку (признакам) перечень подлежащих таможенному обложению товаров, на каждый из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Импорт товаров в Россию свободен от квотирования, а лицензированию подлежитввоз ограниченного круга продукции: промышленные отходы, химические средства защиты растений, а также товары, импорт которых осуществляется в особом порядке.

Международное инвестиционное сотрудничество – взаимодействие с иностранными контрагентами с целью объединения капиталаи финансов для последующих инвестиций. Целью сотрудничества заключается в расширении производства экспортируемой продукции, повышении ее конкурентоспособности иоблегчении процессов, связанных сее реализацией на внешних рынках.Международное инвестиционноесотрудничество реализуется форме международного финансового лизинга и в форме фирмы с участиеминостранных инвесторов.

Международная производственная кооперация заключаетсяв том, что производственные фирмы разных стран совместно и на договорной основе производят отдельные виды промежуточной продукции (комплектующих, материалови пр.), предназначенных в качествесоставляющих компонентов дляизготовления конечного продукта.Формами международной производственной кооперации являются:предоставление лицензий соплатой продукцией, выпущеннойпо этой лицензии;поставка производственныхлиний и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;совместное производство наоснове специализации;подрядная кооперация.

Валютно-финансовые и кредитные операции заключаются впредоставлении и получении займови кредитов у зарубежных компанийили кредитных учреждений. Такжевалютно-финансовые операции неизменно сопровождают абсолютно любую внешнеэкономическуюсделку.

В таблице 1.1 отражены основные виды внешнеэкономической деятельности предприятия[3].

Таблица 1.1 –Разновидности виды внешнеэкономической деятельности организации

Виды Предмет
Внешняя торговля Товары Услуги Информация Интеллектуальная собственность и др.
Международное научно-производственное сотрудничество Продажа технологий, результатов НИОКР, лицензий на использование прав Совместное проведение НИОКР Продажа комплектующих, передача технологического оборудования Подрядная кооперация Создание совместных предприятий и др.
Международное инвестиционное сотрудничество Инвестиции Кредитование Акции, облигации Авторские права и др.
Международное перемещение трудовых ресурсов Иностранные рабочие, специалисты
Международная специализация и кооперирование Лицензионное производство Управление по контракту Подрядное производство (производствопо контракту) Совместное предприятие и др.
Валютные финансово-кредитные операции Кредитные векселя Депозитные сертификаты Еврокредитные и еврооблигационные заимствования Ноты правительственных агентств Иностранные банковские кредиты Приобретение прав собственности (долгосрочное,краткосрочное)

Фирма, стремящаяся к выходуна внешние рынки, должна быть готова к совершению ряда внешнеэкономических операций. Данныеоперации отличаются от операций,совершаемых фирмой на внутреннем рынке. С позиции фирмы, внешнеэкономическая операция – этосредство достижения поставленныхцелей в своей внешнеэкономическойдеятельности.То есть, внешнеэкономическаяоперация – это комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению международной торговой,производственной, финансовой или инвестиционной сделки. При осуществлении операции передаетсяправо собственности на материальные или финансовые активы илиоказываются услуги зарубежномуконтрагенту.

Основными этапами выхода предприятия на внешний рынок являются:маркетинговые исследования внешних рынков (изучение спроса и предложения, позиций конкурентов, условий работы на конкретном рынке; выбор способов проникновения на внешний рынок; оценка возможных страновых рисков, связанных с проведением коммерческих операций и др.);изучение правовых вопросов;анализ потенциала предприятия (результаты хозяйственной деятельности; оценкаконкурентоспособности товара, планируемого на экспорт);выбор товаров (работ, услуг) для реализации на зарубежных рынках;переговоры, установление делового контакта;составление внешнеторгового контракта.

Результаты, полученные в ходе маркетинговых исследований внешних рынков, позволяют определить целевые рынки и установить наиболее эффективные формы внедренияна них: лицензирование, прямой экспорт, создание товарного склада с коммерческим персоналом для проведения прямых продаж местным потребителям, организация предприятия по комплектованию и упаковке продукции или сборочного завода и др.[4]

Основными мотивами участия предприятий во внешнеэкономической деятельности являются:расширение рынка сбыта своей продукции на внешнеторговом рынке с целью максимизации прибыли;закупка необходимого сырья, комплектующих изделий, новых технологий на внешнеторговом рынке;привлечение инжиниринговых и других услуг для нужд производства, с учетом их уникальности, более высокого качества и низких цен по сравнению с внутренним рынком;привлечение иностранных инвестиций с целью модернизации производства, укрепления экспортного потенциала и конкурентных позиций на внешнеторговых рынках;участие в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства с целью успешного развития экономики;зависимость от бартерной торговли, особенно с точки зрения качества, цены, и расширение производства;нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране (ухудшение инвестиционного климата, низкие темпы экономического роста);конкуренция со стороны иностранных компаний, работающих на отечественном рынке;возможность снижения риска потери дохода в связи с сокращением зависимости от внутреннего рынка и завоевания внешних рынков;поиск уникальных ресурсов, которые не доступны в своей собственной стране;поиск наиболее выгодного географического положения для осуществления своей деятельности;возможность получения большей прибыли от лучшего использования производственных мощностей;доступ к новейшим технологиям в рамках деятельности с иностранными партнерами;увеличение спроса на потенциальных иностранных клиентов;возможность приобретения на внешних рынках более дешевых ресурсов, диверсификации источников поставок.

Внешнеэкономической деятельности сегодня благоприятствует: глобализация мировой экономики, постоянное расширение и развитие политических и хозяйственных связей между государствами; создание единой всемирной и региональных финансово-кредитных систем – основы международной экономики; тенденция к формированию многополярного мира, снятию дискриминационных ограничений в торговле по отношению к некоторым странам; протекционистская (поощрительная) политика ряда государств по отношению к внешней торговле, налаживанию хозяйственных связей между странами;быстрое развитие всех видов транспорта, облегчающее организацию межгосударственных перевозок и перевалок грузов; сверхбыстрое развитие средств связи и систем коммуникаций (от телефакса до Интернета), существенно упрощающее переговорно-договорной процесс[5].

Наши рекомендации