Финансовый результат деятельности предприятий.

Хозяйственную деятельность предприятия обеспечивают доходыот различных видов деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Потоки денежных средств от различных видов деятельности представлены на рис.3.9.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.9. Общая характеристика потоков денежных средств.

Связь между затратами, валовым доходом и прибылью предприятия представлена на рис. 3.10.

Выручка от реализации продукции (услуг) находится в прямой зависимости от ценовой политики предприятия.

Цена– количество денег (иногда – других товаров или услуг), уплачиваемое покупателем (получаемое продавцом) за единицу товара или услуги.

Наибольшую значимость в формировании валового дохода, а, в конечном итоге, и финансового результата деятельности туристского предприятия имеет основная деятельность, связанная с производством, реализацией (для товаропроизводителей) и продвижением (для посредников) продукта.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис.3.10. Связь между основными экономическими категориями, характеризующими результаты производства, продвижения и реализации продукции.

Функции цены:

Ø учетная:цена отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оценивает затраты и результаты производства;

Ø стимулирующая: цена стимулирует развитие процесса ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшение качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.;

Ø распределительная: цена предусматривает в своём составе учет акциза на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы чистого дохода, поступающего в бюджет соответствующего уровня;

Ø баланса спроса и предложения;

Ø рационального распределения производства.

Сущность ценыопределяется денежным выражениемстоимости товара(услуги): цена показывает во что обходится обществу удовлетворение той или иной его потребности. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержекпроизводства и обращения товаров (услуг), но и размер прибыли,получаемой предпринимателем (собственником) от их реализации.

Цена является инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта.

Основные схемы формирования цены товаропроизводителем представлены на рис. 11, 12.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.11. Схема затратного подхода к формированию цены

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.12. Схема ценностного подхода к формированию цены

Пределы цены:

· нижний: определяется себестоимостью произведённого товара (услуги);

· верхний: определяется спросом на товары определённой товарной группы в целом и на отдельный товар в частности.

Общая характеристика ценообразующих факторов представлена на рис.3.13.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.13. Общая характеристика ценообразующих факторов.

Установление цен на продукцию опирается на агрегатные или параметрические приёмы ценообразования.

Суть агрегатного приёма ценообразования заключается в том, что цена определяется путём суммирования цен на отдельные части (конструктивные элементы) товара. Частным случаем агрегатного можно считать затратный подход в ценообразовании, использующий для определения ценового предложения полные (стандартные, прямые) издержки на производство и реализацию продукции.

Суть параметрического подходасостоит в определении цены из оценки и соотношения качественных параметров оцениваемого изделия в сравнении с наиболее успешными рыночными аналогами.

Основные рыночные методы ценообразования рассмотрены на рис. 3.14.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.14. Характеристика основных методов рыночного ценообразования

Ценовая стратегияпредприятия – это обоснованный выбор методов ценовой работы из набора возможных вариантов, направленный на достижение плановых целевых установок в заданном интервале времени. Обобщенная характеристика основных ценовых стратегий представлена на рис. 3.15.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.15. Стратегии ценообразования.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения производителю транспортных расходов (расходов по доставке товара от производителя к потребителю):

Ø цены с указанием базиса поставки - места (пункта), в котором право собственности на товар переходит от продавца к покупателю (цена «франко»);

Ø единые цены (вне зависимости от удалённости места реализации от места производства товаров);

Ø зональные цены (постоянные в пределах территориальной зоны);

Ø базисные цены (корректируемые с помощью системы переходных коэффициентов в зависимости от удаления от базисного пункта реализации).

В международной классификации применяются так называемые цены ФОБ, ФОР, КАФиСИФ. При применении этих цен покупатель оплачивает все расходы после погрузки на транспортное средство. Различия касаются географии потребителей и вида транспортных средств.

Цена ФОБ – это цена товара в месте его производства.

Цена ФОР – цена, при которой покупатель несёт все расходы после погрузки товара на борт судна или погрузки в вагон как полноправный собственник товара, а товар передаётся перевозчику на условиях франко-вагон/судно в определённом порту страны-производителя. При применении цен ФОБ и ФОР любой покупатель товара у производителя оплачивает одинаковую цену.

Цена КАФ включает расходы на транспорт до обусловленного разгрузочного порта или определённого места внутри страны-покупателя.

В цену СИФ кроме оптовой цены включается страховка и фрахт до обозначенного разгрузочного пункта (ответственность за качество товара остаётся за поставщиком до получения покупателем товара в оговорённом пункте).

Виды цен исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения:

Ø оптовые цены на продукцию промышленности;

Ø цены на строительную продукцию;

Ø закупочные цены;

Ø тарифы грузового и пассажирского транспорта;

Ø розничные цены;

Ø тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

Ø цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, выявленный за отчетный период, слагается из дохода (убытка) от продажи продукции, дохода от продажи имущества предприятия (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.), а также финансового результата, выявленного на основании других хозяйственных операций предприятия и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, установленным нормативными документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Прибыль (убыток) от продажи продукции (Пр) определяется как разница между соответствующей выручкой (без НДС и акцизов) и себестоимостью реализации продукции.

Прибыль от реализации основных средств (Пос) определяется как разница между соответствующей выручкой и затратами, связанными с реализацией имущества (реклама, транспортировка, предпродажная подготовка), и его остаточной (не прошедшей амортизацию) стоимостью. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, как правило, не связанный с основной деятельностью предприятия.

Прибыль от внереализационных операций (Пво)– это прибыль от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.

Общая величина балансовой прибыли предприятия (П) определяется по формуле (3.10):

П = Пр + Пос + Пво (3.10)

Таким образом, выручка, поступившая на расчетный счет, лишь частично участвуют в формировании финансовых результатов предприятия (см. рис. 3.16).

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.16. Взаимосвязь выручки и финансовых ресурсов предприятия.

Величина прибыли характеризует экономический результат деятельности предприятия: её наличие свидетельствует о том, что доходы предприятия превышают все его расходы.

Прибыль одновременно является не только финансовым результатом деятельности предприятия, но и основным элементом его финансовых ресурсов: хозяйствующие субъекты рынка, как правило, заинтересованы в максимизации своей прибыли (стимулирующая функция прибыли).

Общая характеристика факторов, влияющих на величину прибыли организации (предприятия), представлена на рис. 3.17.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.17. Общая характеристика факторов, влияющих на величину прибыли организации (предприятия).

Виды прибыли в зависимости от метода её исчисления:

- экономическая прибыль: разность между полученной выручкой и экономическими издержками предприятия;

- бухгалтерская прибыль: разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками;

- прибыль от реализации:разность между доходом от реализации и издержками производства;

- номинальная прибыль: фактически полученная прибыль;

- реальная прибыль: номинальная прибыль, скорректированная с учетом уровня инфляции;

- целевая прибыль: остаётся после уплаты налогов в распоряжении предприятия и соответствует его потребностям;

- недополученная прибыль(упущенная выгода): денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов;

- нераспределённая(накопленная) прибыль:часть чистой прибыли за вычетом включенных дивидендов и резервного фонда; в дальнейших хозяйственных операциях накопленная прибыль реинвестируется;

- налогооблагаемая прибыль:часть прибыли, которая в соответствии с действующим законодательством облагается налогом;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: чистая прибыль, за вычетом налогов и отчислений, производимых из чистой прибыли;

- балансовая прибыль:сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с её производством и реализацией.

Принципыраспределения прибыли:

Ø полученная прибыль распределяется между государством и предприятием;

Ø прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых устанавливаются законодательно;

Ø величина прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, должна стимулировать его хозяйственную деятельность;

Ø прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся её часть – на потребление (в соответствии с уставом предприятия и положением о расходовании прибыли).

Схема распределения прибыли представлена на рис. 3.18.

Финансовый результат деятельности предприятий. - student2.ru

Рис. 3.18. Схема распределения прибыли предприятия.

Величина прибыли от основной деятельности предприятия зависит от:

Ø себестоимости продукции;

Ø объёма реализации продукции;

Ø уровня действующих цен на аналогичную продукцию.

Основные пути увеличения прибыли предприятия (организации):

· увеличение объёма продаж;

· расширение номенклатуры выпускаемой товарной продукции;

· снижение себестоимости продукции по элементам затрат;

· расширение рынка сбыта;

· улучшение качества обслуживания потребителей;

· совершенствование менеджмента предприятия;

· продажа излишнего имущества и др.

Показателем, характеризующим эффективность работы предприятия (организации), является рентабельность.

Рентабельность продукции(Рп) определяется по формулам (3.11) или (3.12):

Рп = Пр / Зп (3.11)

Рп = Пбал (ч) / Вр (3.12), где

Пр- прибыль от реализации продукции;

Пбал (ч) – балансовая (чистая) прибыль;

Зп – затраты на производство;

Вр – выручка от реализации.

Рентабельность основных фондов (Роф) определяется по формуле (3.13):

Роф = Пбал (ч) / Сср.год (3.13), где

Сср.год – среднегодовая стоимость основных фондов.

Рентабельность собственных средств(Рсс) определяется по формуле (3.14):

Рсс - Пбал (ч) / ССср.год (3.14), где

ССср.год – среднегодовая величина собственных средств предприятия.

Вопросы для самопроверки

1. Дать общую характеристику финансовых потоков предприятия.

2. Охарактеризовать систему ценообразования на предприятиях с различными видами деятельности

3. Охарактеризовать прибыль предприятий (организаций), пути её формирования и направления расходования.


Наши рекомендации