Анализ инвестиционной привлекательности предприятия
2.1 Анализ инвестиционной привлекательности предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
Инвестиционная привлекательность предприятия определяется каждым конкретным инвестором по-разному, так как каждый из них учитывает различные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность.
ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний, имеющая огромную сбытовую сеть (25 стран мира). В последние годы ЛУКОЙЛ являлся лидером в рейтинге долгосрочной инвестиционной привлекательности нефтегазовых компаний.
Инвестиционный потенциал предприятий России достаточно высокий. Но в последнее время активность российских инвесторов снижается, в то время как интерес иностранных инвесторов увеличивается, особенно к промышленным предприятиям.
Существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия. Первый из них, формальный, это анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Согласно проведенному во второй главе анализу финансовой деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ», можно выделить следующие моменты.
Выручка от реализации с каждым годом увеличивается (в 2008 г. она составила 107 680 млн. долл.). Чистая прибыль также возрастает; лишь в 2008 г. по сравнению с 2007 г. она незначительно сократилась и составила 9 144 млн. долл. Базовая прибыль на одну акцию имеет такую же тенденцию изменения, как и чистая прибыль, то есть наблюдался рост в 2007 г., а в 2008 г. произошло незначительное падение (10,88 долл. в 2008 г.).
Исходя из соотношения собственных средств предприятия и величины валюты баланса, можно сделать вывод о финансовой устойчивости предприятия. Это также подтверждают расчеты абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости.
Средства на предприятии используются эффективно, о чем свидетельствуют показатели оборачиваемости.
Рентабельность продукции, производства, продаж, собственного и заемного капитала, активов достаточно высокая. Только в 2008 г. наблюдается незначительное снижение данных показателей, что вызвано кризисной ситуацией на международном финансовом рынке.
Далее можно проанализировать движение денежных средств от инвестиционной деятельности предприятия (таблица 3.1.).
Из таблицы видно, что чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, увеличиваются с каждым годом и в 2008 г. составили 13 559 млн. долл. Большая доля денежных средств приходится на капитальные затраты.
Для анализа инвестиционной привлекательности необходимо определить доходность вложенных средств по следующей формуле:
К1 = П / И,
где К1 экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, в долях единицы;
И – объем инвестиций в основной капитал предприятия;
П – объем прибыли за анализируемый период.
В качестве показателя дохода в нашем случае возьмем чистую прибыль предприятия. Рассчитаем данный показатель за 2008 г.
К1 = 9 144 / 48 966 = 0,187,
Показывает, насколько эффективно используются инвестируемые в предприятие средства.
Также можно использовать вместо экономической составляющей инвестиционной привлекательности предприятия показатель рентабельности основного капитала, так как этот показатель отражает эффективность использования вложенных ранее средств в основной капитал.
Rк = ЧП / ср.вел. кап.,
Rк = 9 144 / 45 776,5 = 0,20.
Следовательно, показатель рентабельности основного капитала за 2008 г. равен 20%.
Во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основных факторов оценки выступает система управления.
Для обеспечения деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» созданы следующие органы управления и контроля:
· Органы управления:
-Собрание акционеров – высший орган управления Компании;
-Совет директоров;
-Единоличный исполнительный орган – Президент (Генеральный директор);
-Коллегиальный исполнительный орган – Правление.
· Орган контроля:
-Ревизионная комиссия.
Также высокую инвестиционную привлекательность ОАО «ЛУКОЙЛ» определяют следующие факторы:
-производственно-технологические (при добыче нефти и газа, а также при производстве продукции используется современное оборудование, постоянно внедряются научные разработки, позволяющие повышать эффективность проводимых работ);
-ресурсные;
-инфраструктурные;
-экспортный потенциал (в настоящее время налажена широкая сбытовая сеть – поставки в 25 стран мира, которая в дальнейшем будет расширяться);
-деловая репутация и некоторые другие.