Разведка - нерв экономической войны
Экономическая война
Утверждения о разрушении и захвате японцами целых отраслей промышленности превратились уже в банальный штамп. Так, если взять производство фотооборудования, то во Франции и в Великобритании уже не осталось ни одного производителя любительских фотоаппаратов, а в ФРГ еще остающиеся на плаву доживают свои последние дни. В области производства мотоциклов в Западной Европе и в США осталось только несколько фирм, занимающихся производством машин специального назначения. Что касается бытовых электронных товаров широкого потребления, то уже сейчас крайне трудно купить высококачественный магнитофон или проигрыватель не японского производства. В ближайшее время наступит, по-видимому, черед средств информатики и автоматизации, телевидения высокой четкости и автомобилестроения. Но на этот раз японцы были столь любезны, что предупредили нас: "В области автомобилестроения выживут только пять крупных концернов: три японских и два западноевропейских", заявил недавно президент фирмы "Nissan" (Япония). Следует отметить, что наступление уже идет полным ходом, так как периферийные рынки (Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия) уже захвачены японцами. Именно поэтому Эдит Крессон, бывший министр внешней торговли, а сейчас премьер-министр Франции, заявила:
"Я констатирую, что в ряде областей промышленности мы находимся на грани национальной катастрофы и при этом по-прежнему ничего не предпринимаем. Как же мы до этого дошли? "
После Второй мировой войны США, а вслед за ними и Западная Европа, безраздельно господствовали в мировой экономике. Затем пробил час де колонизации и быстрого роста мощи новых стран - Японии и четырех азиатских драконов (Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга). Нефтяной кризис 1973 г. на некоторое время замаскировал этот новый расклад сил. Кризис роста валового национального продукта в западных странах был отнесен на счет ОПЕК, то есть вместо объективного анализа ситуация объяснялось стремлением ОПЕК к получению сверхприбыли. Однако азиатские страны, энергетика которых находится еще в большей зависимости от внешних поставок, очень быстро оправились от кризиса. И только тогда Запад осознал, что ситуация в чем-то изменилась. Следует однако, отметить, что сигналов - предвестников было вполне достаточно. Так, начиная а 60-х годов, японские товары начали захватывать американский рынок. Вначале крупные американские компании с презрением и пренебрежением наблюдали за этим процессом, считая, что потребители быстро пресытятся этими дешевыми недоброкачественными товарами - побрякушками. В этом и заключалась их ошибка! Технико-экономический анализ позволил японцам определить наиболее выгодные виды товаров, а их до сих пор непревзойденное владение процессами производства позволило в конце концов разгромить конкурентов.
Однако и после этого мы продолжаем оставаться слепыми вплоть до настоящего времени, ярким доказательством чего является недавнее установление японской фирмой "Fujitsu" контроля над фирмой "ICL", которая являлась главным производителем компьютеров в Великобритании.
Статья о японской настольной игре Го, опубликованная во внутренней газете фирмы "Fujitsu", позволяет понять причины этого ее поступка, который, по всей видимости, подготавливался на протяжении долгого времени. В отличие от шахмат, цель игры Го заключается не в поражении пешек и фигур противника, а в захвате территории. Иными словами, в настоящее время мы находимся на основном и решающем этапе глобализации японской промышленности средств информатики. Японская точка зрения была ясно изложена в одной из ведущих экономических газет Японии "Nihon Keizai Shimbun": Национальная промышленность против фирмы "IBM". Отныне вопрос заключается в следующем - сможет ли кто-нибудь еще, кроме фирмы "IBM" и японских компаний, выжить на мировом рынке?
Десять лет назад дефицит внешнеторгового баланса Западной Европы в области средств информатики составлял 20 млрд. французских франков. В настоящее время он достиг 70 млрд. франков, а в 1993 г. превысит 100 млрд. франков. Приведенные цифры, а также многочисленные неудачные попытки объединения усилий западноевропейских фирм, имевшие место за последние 10 лет, ясно показывают, что японская стратегия основана на глубоком знании рынка, действующих на нем лиц, конкурентов и тенденций развития. Это является результатом долговременного использования всех возможностей экономической разведки во всех ее видах и проявлениях.
Послужат ли эти поражения уроком для Западной Европы? В этом можно усомниться, читая следующую заметку, опубликованную в "Financial Times" 14 августа 1990 г.: один из лондонских университетов, столкнувшись с сокращением финансовых средств, выделяемых британской электронной промышленностью на научно-исследовательские работы, принял решение о создании специального бюро по связям с японскими промышленными кругами и об организации междисциплинарного научно-исследовательского центра по полупроводникам, рассчитывая при этом на поддержку государства! Зная, что один из японских подходов для бесплатного получения результатов научно-исследовательских работ заключается в частичном финансировании научной кафедры или лаборатории, несложно прийти к выводу, что такой поступок сводится к предложению японцам купить того самого коня с помощью которого они возьмут приступом новую Трою.
Для правильного понимания ситуации необходимо учитывать, что экономическая война, о которой идет речь, ведется неравноценным оружием. Ведь речь идет не о борьбе между фирмами, а о сражении, в котором с одной стороны выступает нация, имеющая достаточно воли и средств для экономических завоеваний, а с другой - разрозненные фирмы. Так, когда в 60-е годы Министерство внешней торговли и промышленности Японии приняло решение о повороте японской промышленности в сторону развития информатики, то есть отрасли, которая была признана стратегической, то при этом министерство выделило определенное количество фирм, которые и должны выполнять эту задачу ("Fujitsu", "Hitachi", "NEC", "Toshiba", "Mitsubishi Electric" и "Oki Electric"), и оказывало им финансовую поддержку вплоть до того момента, когда они наконец превратились в доходные предприятия, т.е. примерно до 1980 г.! Следует добавить, что за право сохранить присутствие на японском рынке это министерство потребовало от фирмы "IBM" поделиться многими важными технологиями. А что сейчас осталось американского в японском филиале фирмы "IBM"?
Этот пример прекрасно иллюстрирует японские приемы ведения экономической войны. Прежде всего японцы точно определяют те отрасли, которые им необходимо развивать. Затем они анализируют наличные силы и слабые места своих противников. И, наконец, они умеют терпеливо выжидать и не жалеют времени для достижения успеха. Третий пункт заключается в необходимости наличия достаточной воли к победе. Первые два пункта связаны, несомненно, со способностью и умением собирать и анализировать информацию. В настоящее время, как, впрочем, и в былые времена, стратегия тесно связана с информацией.
В IV веке до нашей эры великий китайский стратег Сун Цзе сформулировал следующий совет: "Самое важное в войне - это борьба со стратегией врага". Его стратегия выражает его намерения, которые могут быть выяснены только с помощью разведки. Поэтому разведка является подлинным нервом войны. В военной области большинство крупных поражений было связано с несостоятельностью разведки. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить о том, как генеральный штаб гитлеровской Германии отказался принять во внимание планы союзников о высадке на северном побережье Франции или об операции американцев в Иране, что привело к катастрофе. Точно так же, в экономической войне японские победы над Западом были одержаны благодаря глубокому знанию рынка, экономики, социальных факторов и технологий. А если все это сопоставить со странами, занимающимися, в основном, продажей сырья или сельскохозяйственной продукции, единственной стратегией которых является стратегия картеля, то становится очевидным то, насколько важную роль играет разведка.
Говорят, что нервом войны является золото. Однако в экономической войне вознаграждение своих войск не производится за счет ограбления поверженного противника. Ведь цель заключается не в однократной продаже своих товаров, а в долгосрочном закреплении своих позиций на завоеванном рынке. Классические навыки и умения фирм и предприятий (маркетинг, производственная деятельность, финансовая деятельность, работа с кадрами и т.п.) оказываются недостаточными для ведения борьбы в этой ситуации. Для обеспечения гарантированного принятия правильных решений необходимо также научиться работать с информацией, поступающей с поля экономической битвы.