Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Выбор темы осуществляется по согласованию с руководителем в зависимости от места прохождения практики.
Примерные темы индивидуальных заданий:
-Учет расчетов с персоналом по оплате труда в организации.
-Учет материально-производственных запасов в организации.
-Учет материалов в организации.
-Учет основных средств в организации.
-Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в организации.
-Учет товаров торговой организации в организации.
-Учет дебиторской и кредиторской задолженности в организации.
-Учет финансовых результатов организации в организации.
Отчет по данному виду практики содержит в соответствии с индивидуальным заданием по индивидуальным темам следующие данные в строго определенной последовательности:
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
1.1. Краткая характеристика организации.
При описании объекта исследования следует придерживаться следующей схемы:
– обозначить краткое и полное название объекта исследования;
– дать характеристику основным видам деятельности (если их несколько, привести график, демонстрирующий долю каждого из них);
– дать характеристику основным видам продукции (услуг, работ), которые производит (выполняет) объект исследований (если их несколько, можно привести график, демонстрирующий долю каждого из них);
– коротко (2-3 абзаца) охарактеризовать порядок работы (технологию производства), при необходимости показать сезонность производства и реализации на предприятии;
– привести структуру подразделений объекта исследований (схему), можно дать краткую характеристику каждого из них;
– охарактеризовать основных поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, схему взаимоотношений с ними;
– привести основные экономические показатели деятельности объекта исследования. Здесь необходимо отметить следующие моменты: рассматриваемые показатели должны быть минимум за 3 периода.
К основным показателям, которые необходимо указать в обязательном порядке, относятся:
– выручка от реализации продукции (работ, услуг);
– себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
– стоимость основных производственных фондов;
– численность персонала;
– производительность труда;
– система налогообложения.
Студент на свое усмотрение может добавить и другие показатели, если считает, что они дополнительно охарактеризуют объект исследования и особенности его деятельности.
Основные показатели заносятся в табличную форму, аналогичной таблице 1.
1.2. Анализ баланса организации.
Включает вертикальный и горизонтальный анализ баланса организации и его описание:
– горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом (анализ динамики);
– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей и выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом (анализ структуры).
Каждый вид анализа следует проводить по следующей схеме:
1) цель исследования (следует пояснить, зачем проводится, какая цель при этом преследуется);
2) привести данные и результаты горизонтального и вертикального анализов (не менее чем за 3 последних года!) приложение 4.
Обращаем внимание! В таблицах приведены три последних года на момент составления методических указаний. В работе студенту необходимо отразить три последних календарных года.
3) описание результатов анализа;
4) выводы по каждому анализу;
5) привести график, иллюстрирующий результаты анализа.
6) описание графика.
Выводы по изучению динамики активов необходимо начинать с установления тенденции в изменении стоимости имущества организации (т.е её валюты баланса). Затем определяют тенденции в изменении основных статей стоимости имущества, таких как внеоборотные и оборотные активы. После этого изучают тенденции в изменении отдельных статей внеоборотных и оборотных активов.
Кроме того, необходимо давать оценку произошедшим изменениям соответствующих статей, а так же оценку сложившейся тенденции.
При анализе структуры актива (имущества) предприятия каждую статью имущества в долях лучше рассчитывать по отношению к итогу той группы активов, в состав которой она входит, а итог по группам активов относить к валюте баланса.
Активы предприятия и их структура исследуются с точки зрения участия в производстве, а также оборачиваемости и ликвидности. Аналитические выводы по структуре имущества предприятия необходимо начинать с оценки рациональности или нерациональности структуры имущества и источников его формирования. Для этого изучают соотношения статей активов в валюте баланса и их изменение за период (по уровню удельного веса). У капиталоёмких предприятий значительно преобладает доля внеоборотных активов, тогда как у предприятий с низкой капиталоёмкостью должна преобладать доля оборотных активов. Основные изменения происходят в двух направлениях:
1. Увеличивается доля внеоборотных активов за счет снижения доли оборотных средств.
2. Увеличивается доля оборотных активов за счет снижения доли внеоборотных.
Изменения структуры активов предприятия в пользу увеличения доли внеоборотных активов свидетельствуют о следующем:
1. О наращивании производственного потенциала предприятия, если в течение отчетного периода было куплено новое оборудование.
2. О стремлении руководства предприятия путем вложений в основные средства сохранить денежные средства от инфляционного обесценивания. Отрицательная сторона таких операций заключается в том, что вложенные средства не участвуют в обороте предприятия, а могли бы приносить дополнительные доходы.
3. Кроме того, в составе внеоборотных активов высокая доля нематериальных активов и их рост в динамике свидетельствует о том, что предприятие занимается инновационной деятельностью, приобретает патенты, лицензии, товарные знаки для освоения и выпуска новых видов продукции по новым технологиям.
4. Наличие сумм по статьям «Финансовые вложения» и рост их удельной величины указывает на инвестиционную деятельность предприятия. Как правило, это вложения средств в долгосрочные ценные бумаги.
5. Изменение структуры активов в пользу увеличения доли оборотных средств свидетельствует о формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению их оборачиваемости и усилению платежеспособности предприятия.
Далее необходимо обратить внимание на соотношение между группами оборотных активов. В их составе наибольший удельный вес (до 60 %) обычно занимает группа запасов. Однако следует помнить о том, что все статьи этой группы нормируются в зависимости от производственных потребностей, поэтому не должны превышать рассчитанных нормативов.
На втором месте по удельному весу в составе оборотных активов должны находиться денежные средства. Критерием достаточности денежных средств на счетах и в кассе предприятия является коэффициент срочной платежеспособности, по нормативам которого установлено, что денежных средств на счетах предприятия должно быть не менее 20 % от краткосрочных обязательств, а это значит, что примерная их доля в составе оборотных активов составят 25 %.
И на последнем месте в составе оборотных активов по удельному весу должна находиться задолженность дебиторов. Таким образом, нормальный ее уровень не должен превышать 15 % от оборотных средств. Наличие высокой доли дебиторской задолженности в составе оборотных средств предприятия свидетельствует о том, что в дебиторской задолженности есть просроченные, а может быть и безнадежные долги.
Рост дебиторской задолженности в динамике имеет двойственный характер, с одной стороны он свидетельствует о расширении продаж, но с другой (если высокие темпы роста) о несвоевременной оплате счетов дебиторов. Такая ситуация приводит к иммобилизации средств из оборота организации, а это, в свою очередь приводит к возникновению дефицита денежной наличности, к недополучению доходов и утрате платежеспособности на неопределенный срок.
Незначительный рост дебиторской задолженности допустим лишь в том случае, если предприятие расширяет объемы производства и реализации продукции.
Если же темп роста дебиторской задолженности высок, то это говорит о том, что предприятие предоставляет «товарные ссуды» другим предприятиям, при этом само несет потери. Кроме того, у таких предприятий возникает дефицит источников пополнения оборотных средств, что ведет к дополнительному заимствованию их на платной основе, снижает рентабельность работы и ухудшает финансовое состояние предприятия.
Основные причины неудовлетворительного финансового состояния, определяемые по активу баланса:
1. Наличие сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей всего и по статьям запасов.
2. Высокая доля задолженности дебиторов предприятию, вызывающая проблемы с платежеспособностью, снижение оборачиваемости текущих активов и рентабельности работы предприятия.
3. Низкая доля денежных средств на счетах предприятия, не обеспечивающая погашение ежемесячных платежей.
4. Высокая доля готовой продукции в составе запасов и ее рост в динамике, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности продукции предприятия и о проблемах с ее реализацией.
5. Наличие долгостроя в незавершенном строительстве.
6. Наличие в составе внеоборотных активов неиспользуемого оборудования.
7. Наличие в составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений неликвидных ценных бумаг и рост их стоимости в динамике.
При обосновании выводов по структуре пассива необходимо знать, что положительно оценивается значительная доля собственного капитала (не менее 50 %) в составе источников формирования имущества предприятия и ее рост в динамике. Предприятия с высокой долей собственного капитала считаются наиболее состоятельными и надежными с точки зрения финансовой устойчивости.
Однако высокая доля собственного капитала не всегда свидетельствует о стабильной устойчивости предприятия. Ее необходимо анализировать в зависимости от структуры собственных источников. Если структура собственного капитала рациональна, то высокая доля собственного капитала в валюте баланса действительно показатель финансовой устойчивости. Если же структура собственного капитала нерациональна, то высокая доля его в валюте баланса не означает стабильности финансового состояния предприятия.
Структура собственного капитала считается рациональной в том случае, если в составе собственных источников наибольший удельный вес занимают статьи, характеризующие распределение чистой прибыли предприятия, т. е. эффективность его работы. Это следующие статьи:
- резервный капитал;
- добавочный капитал (без переоценки);
- нераспределенная прибыль.
Если в структуре собственного капитала наибольшая доля принадлежит добавочному капиталу, то это означает, что предприятие испытывает серьезный недостаток собственных источников для формирования своего имущества, особенно оборотных активов, дефицит собственного оборотного капитала, а следовательно, вынуждено прибегать к значительному заимствованию или накоплению долгов. Такая структура собственного капитала является нерациональной.
Затем необходимо более подробно изучить статьи собственного капитала, используя при этом данные синтетического и аналитического учета по счетам учета капитала и резервов.
Анализ состава и структуры заемных и привлеченных средств необходимо начинать с выявления доли долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов в поддержании и обеспечении производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Наличие в составе источников долгосрочных кредитов и займов (дебиторской и кредиторской задолженности) и увеличение их доли в динамике считается положительным, так как предприятие может располагать ими значительное время, постепенно погашая незначительными частями в соответствии с заключенными договорами, что практически не отвлекает заработанный капитал из оборота предприятия. Минимальная доля дебиторской и кредиторской задолженности в валюте баланса должна быть не менее 10 %.
Анализ краткосрочных обязательств проводят по двум основным направлениям:
1. Изучение их структуры.
2. Изучение возможности их погашения за счет текущих активов предприятия.
При проведении анализа финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешнего финансирования необходимо учитывать, что доля краткосрочных обязательств в валюте баланса не должна превышать 40 %. Нерационально высокая доля заемных средств в источниках может являться одной из причин финансовой неустойчивости, она свидетельствует об усилении финансовых рисков предприятия. С другой стороны, высокая доля краткосрочных обязательств свидетельствует об активном перераспределении доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
Для анализа величины собственного оборотного капитала предприятия необходимо установить, может ли предприятие расплатиться по своим обязательствам, для чего необходимо рассчитать величину собственного оборотного капитала.
СОК = ТА – ТО,
где ТА – оборотные активы предприятия, тыс. р.; ТО – краткосрочные обязательства предприятия (текущие обязательства).
Положительная величина оборотного капитала говорит о том, что предприятие способно погасить свои текущие обязательства и у него еще останутся деньги для осуществления процесса производства и воспроизводства.
Отрицательная величина свидетельствует о том, что у предприятия нет оборотного капитала, а следовательно, оно не способно погасить свои краткосрочные обязательства. Дефицит оборотного капитала вызывает потребность в дополнительных займах, что усиливает зависимость от внешнего финансирования и ведет к снижению финансовой устойчивости предприятия.
Таким образом, рациональной является такая структура капитала предприятия, в составе которой присутствуют все виды финансовых ресурсов, но в определенном соотношении:
- собственного капитала не менее 50 %;
- долгосрочных кредитов и займов не менее 15 %;
- краткосрочных кредитов и займов до 25 %;
- кредиторская задолженность должна составлять не более 15 % в валюте баланса и соответствовать дебиторской задолженности.
2. Анализ учетной политики и бухгалтерского учета организации
2.1. Анализ учетной политики организации.
В этом разделе необходимо рассмотреть требования к составлению и содержанию приказа об учетной политике организации на основе требований нормативных документов.
2.2. Характеристика бухгалтерского учета заданного раздела по индивидуальному заданию руководителя практики от университета.
В данном разделе необходимо описать отражение заданного раздела бухгалтерского учета в учетной политике предприятия с отражением типовых проводок.
Заключение по типам практик должно содержать краткие выводы по результатам прохождения производственной практики, обобщенное изложение основных проблем бухгалтерского учета исследуемой организации.
После заключения дается список использованных источников. Источниками могут быть нормативно-правовые акты, специальная, научная и учебная литература, другие материалы.
В приложениях помещаются вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: инструкции, методики, положения, таблицы промежуточных расчетов, материалы финансовой отчетности и т. п.
Оформление отчета по практике
Общие требования.Оформление отчета по производственной практике рекомендуется производить с помощью компьютерной программы Microsoft Word с использованием непечатаемых символов (¶).
Отчет должен быть отпечатан на принтере на одной стороне листа бумаги формата А4 (210×297 мм). Текст следует набирать
с соблюдением следующих параметров:
- размеры полей: левое – 20 мм; правое – 10 мм; верхнее –
20 мм; нижнее – 20 мм;
- шрифт – Times New Roman;
- размер шрифта – 14 пунктов (пт.);
- выравнивание текста – по ширине листа;
- межстрочный интервал – полуторный;
- абзацный отступ –1,25 см.
Каждый лист отчета должен быть заполнен текстом не менее чем на 2/3 листа.
Страницы отчета должны иметь сквозную нумерацию. Номер страницы ставится внизу и выравнивается по центру.
Номер страницы не ставится:
- на титульном листе отчета, задании, содержании;
- на первых страницах введения, заключения, списка использованных источников;
- на страницах с названиями глав.
Данные страницы учитываются в общей сквозной нумерации.
1. Отчет оформляется в соответствии с методическими указаниями: Нормоконтроль: метод. указания по оформлению курсовых и контрольных работ студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» всех форм обучения / сост. С.В. Еремеева, В.Э. Кауп; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. – 47 с. Электрон. текстовые дан. - Загл. с экрана. Режим доступа: https://disk.sibsau.ru/index.php/s/egNaORDxmIjvb0e
Дневник прохождения производственной практики оформляется в соответствии с Положением «Об организации практик обучающихся». Пример оформления дневника по технологической практике представлен в приложении 5.
Дневник прохождения практики прикладывается в прозрачном файле поверх отчета по практике таким образом, чтобы его можно было легко извлечь из отчета, не расшивая сам отчет.