Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Бизнес-процессов и экономической безопасности Академии ИМСИТ протокол № 1 от «29» августа 2016 г. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - student2.ru зав. кафедрой БП и ЭБ, доцент К.В. Писаренко     УТВЕРЖДЕНО   Научно-методическим советом Академии ИМСИТ протокол № 1 от «31» августа 2016 г. председатель НМС, профессор Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - student2.ru Н.Н. Павелко  

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности


для студентов очной и заочной форм обучения

направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

Направленность (профиль) образовательной программы

«Финансы и кредит»

квалификация (степень) выпускника

«БАКАЛАВР»

Краснодар

Рецензенты: Е.Д. Кухлев доктор экон. наук, проф. (профессор кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар);

А.С. Молчан доктор экон. наук, проф. (зав. кафедрой «Экономической безопасности» Кубанского государственного технологического университета)

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - student2.ru

Составитель: к.ф.н., доцент Кочубей Е.И.

 
  Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - student2.ru

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - student2.ru Сапунова Т.А., к.э.н., доцент

Щербинина А.Г., к.э.н., доцент

Программа практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 38.03.01 «Экономика» в разрезе всех профилей. – Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар), 2016. – 61 с.

Программа практики по получению первичных профессиональных умений и опыта определяет цели, задачи, формы проведения и место практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в структуре ОПОП; содержит требования к составу и содержанию, рекомендации по написанию отчета по практике. Особое внимание в программе уделено учебно-методическому и информационному обеспечению, а также представлению примерных планов отчетов, соответствующих месту прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования, основной профессиональной образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» в разрезе всех профилей подготовки (степень «бакалавр»), а также учебным планом, утвержденным Ученым советом Академии ИМСИТ.

Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности протокол заседания №1 от «29» августа 2016 г

Утверждена на заседании Научно-методического протокол
№ 1 от «31» августа 2016 г

© Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар)

© Кочубей Е.И., Сапунова Т.А., Щербинина А.Г.

СОДЕРЖАНИЕ  
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
МЕСТО ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОПОП, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ  
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
МЕСТО, ВРЕМЯ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
  4.1 Обязанности кафедры по организации практики
  4.2 Обязанности студента при прохождении практики
  4.3 Обязанности руководителя практики
  4.4 Обязанности руководителя практики от Академии ИМСИТ
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6.1 Этапы и содержание практики
  6.2 Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  6.3 План и задание на прохождение практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7.1 Общие требования, предъявляемые к содержанию отчета
  7.2 Примерные программы практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по местам ее прохождения
  7.3 Технические требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРАКТИКЕ
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
  12.1 Основная литература
  12.2 Дополнительная литература
  12.3 Интернет-ресурсы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
           
               

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является обязательным разделом ОПОП ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Важная роль и место практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является в учебном процессе подготовки бакалавра предопределяет ее цель и задачи.

Целью практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, подводящей определенный итог профессиональному образованию как целостной системы подготовки студентов по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», является овладение необходимыми общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, систематизация, обобщение и углубление теоретических знаний.

Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности выступают:

−обобщение, систематизация, конкретизация и закрепление теоретических знаний на основе изучения опыта работы конкретного предприятия (организации) по основным направлениям деятельности экономических, управленческих и экономических служб;

−приобретение опыта организационной работы на должностях в экономических, управленческих, службах организаций;

−изучение передового опыта по избранному профилю подготовки;

−овладение методами самостоятельной научно-исследовательской работы по изучению принципов деятельности и экономического функционирования организации;

−характеристика экономического субъекта и анализ динамики его работы за определенный период для выявления резервов и определения путей улучшения его деятельности;

−приобретение практических навыков, знаний и умений по профессиональной, организаторской работе в коллективах организаций;

−овладение необходимым набором общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В ходе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности происходит закрепление знаний по управленческим, правовым, экономическим дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», проверка умения студентов использовать полученные знания, ориентироваться в ситуациях, требующих принятия управленческих решений, грамотно и аргументировано излагать свои мысли и формулировать конкретные предложения по улучшению ведения учетно-аналитической работы в организациях.

Объектами прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются коммерческие и некоммерческие организации, предприятия, учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности.

2. МЕСТО ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ В СТРУКТУРЕ ОПОП, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности входит в Блок 2 «Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является обобщающим этапом в закреплении студентами тех теоретических знаний, которые получены ими в процессе изучения таких дисциплин учебного плана, как: Финансы; Деньги, кредит, банки; Бухгалтерский финансовый учет; Налоги и налоговая система; Корпоративные финансы.

При изучении данных дисциплин студент должен:

− знать теоретические основы финансовой деятельности организации;

− уметь самостоятельно анализировать особенности экономических процессов;

− владеть современными информационными технологиями в управлении современными экономическими процессами.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является основой для изучения последующих дисциплин: Финансовый менеджмент; Бухгалтерский управленческий учет; Налогообложение организаций.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности готовит студента к самостоятельной организации научно-исследовательской деятельности, а также участвует в формировании профессиональных компетенций расчетно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности.

В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студент должен:

а) знать:

− теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

− принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

−взаимосвязи экономических явлений, процессов и институтов на микро - и макроуровне;

−основы нормативного регулирования учета в Российской Федерации, теоретические аспекты основополагающих концепций экономики и уметь использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;

−проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

−типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей и действующие нормативно-правовые акты деятельности организаций;

−источники экономической, социальной и управленческой информации;

−содержание различных видов отчетности;

б) уметь:

−организовывать выполнение конкретного полученного этапа работы;

−организовывать работу малого коллектива, рабочей группы с учетом отраслевой особенности предприятия (организации);

−выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

−систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

−использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;

−на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

−разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;

−использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;

в) владеть:

−навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

−навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета, а также методов анализа экономической информации;

−современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей;

−навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

−методами управленческой деятельности;

−технологией использования современных информационных и инновационных систем для решения практических задач и осуществления профессиональных коммуникаций;

−способами представления результатов самостоятельного аналитического исследования.

3. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности определяются программой практики и осуществляются непрерывным циклом в определенные рабочим учебным планом сроки с учетом возможностей учебно-производственной базы в учреждениях и организациях.

При разработке программ бакалавриата Академия ИМСИТ выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Академия ИМСИТ вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности осуществляется в форме участия практиканта под руководством руководителя практики в деятельности экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических служб организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, а также в финансовых, кредитных и страховых учреждениях, органах государственной и муниципальной власти, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

Одной из форм прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности может являться научно-исследовательская работа обучающегося, которому предоставляется возможность: изучать литературу, достижения отечественной и зарубежной науки и другую необходимую научную информацию; участвовать в проведении научных исследований по плану соответствующей кафедры; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию полученной информации; регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях, семинарах.

Во время прохождения практики студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и иные нормативные акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующих органов и организаций, выполнять указания руководителя практики.

4. МЕСТО, ВРЕМЯ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Местом прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, а также финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, а также иные профильные учреждения и организации, с которыми заключены договоры о прохождении обучающимися практики.

Место прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности определяется с учетом пожелания обучающегося, но в рамках профиля подготовки и может быть выбрано студентом самостоятельно.

Виды практик Срок прохождения (семестр) Продолжительность Форма контроля  
         
ОФО   ЗФО  
ОФО   ЗФО  
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности шестой пятый 2 недели 2 недели дифференцированный зачет  

Рекомендуемые базы практик:

− производственно-экономические, финансовые, маркетинговые, аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

− финансовые, кредитные и страховые учреждения;

− органы государственной и муниципальной власти;

− академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

− общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

4.1 Обязанности кафедры по организации практики

Перед проведением практики кафедра проводит собрание студентов, на котором излагаются общие организационные вопросы. Студентам выдаются договоры, установленного образца (в 2 экземплярах) (Приложение А), которые заключаются с хозяйствующим субъектом, являющимся базой практики.

Сроки прохождения практики устанавливаются календарным учебным графиком, разрабатываемым Академией на учебный год.

На основании заключенных договоров, сданных в 1 экз. на кафедру (2 экз. остается в хозяйствующем субъекте), кафедра готовит приказ о прохождении студентами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Студенты знакомятся с приказом ректора о прохождении практики, местами ее прохождения, сроками проведения, руководителями практики от академии, порядком прохождения инструктажей по технике безопасности, перечнем документов, предоставляемых субъект хозяйствования, являющийся местом прохождения практики, перечнем отчетных документов, обязательных для сдачи на кафедру.

Студенты направляются на практику без оплаты расходов со стороны Академии ИМСИТ.

Студентам перед началом практики выдается задание/направление на практику установленного образца (Приложение Б). Данный документ служит основанием для отражения информации, связанной с характеристикой работы студента в период практики и отзывом на него руководителя практики от предприятия. Руководитель практики от Академии на данном бланке по итогам сдачи отчета оформляет краткий отзыв на работу и выставляет оценку.

При прохождении практики руководители от Академии ИМСИТ и субъекта хозяйствования контролируют:

- фактические сроки пребывания студентов на практике;

- наличие документов, определяющих порядок прохождения практики (приказы о зачислении на практику, планы-графики, документы, удостоверяющие проведение инструктаж по охране труда и технике безопасности и др.);

- соблюдение графиков выполнения работы по сбору материалов;

- условия труда, быта и отдыха студентов.

Объем и содержание отчета должен соответствовать данной программе. Отчет проверяется и подписывается руководителем практики от субъекта хозяйствования, после чего им дается отзыв о прохождении студентом практики (Приложение В).

Подписи руководителей от субъекта хозяйствования в отчете (на титульном листе отчета (Приложение Г) и отзыве должны быть заверены печатью субъекта хозяйствования.

По возвращению с практики студент сдает руководителю практики от Академии ИМСИТ отчет для проверки полноты, правильности и качества их выполнения.

Защита отчетов по практике организуется кафедрой не позднее 7 дней после завершения практики или начала учебного года.

Защита отчета практики оценивается на основании Методики применения 100-балльной шкалы оценок знаний при промежуточной аттестации студентов по образовательным программам, реализуемым на основе ФГОС ВО.

Баллы фиксируются в ведомости промежуточной аттестации по производственной практике наряду с пятибалльной оценкой в соответствии со следующей шкалой:

Балл по дисциплине Традиционная система оценок Соотнесение с системой оценок ECTS*
Экзамен Зачет
90-100 «Отлично» Зачтено А – отлично
80-89 «Хорошо» B – очень хорошо
70-79 С – хорошо
60-69 «Удовлетворительно» D - удовлетворительно
50-59 Е – посредственно
30-49 «Неудовлетворительно» Не зачтено FX – условно неудовлетворительно
0-29 F - неудовлетворительно

* - European.Credil Transfer System (Европейская система перевода зачётных единиц)

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите, считается не выполнившим учебный план.

4.2 Обязанности студента при прохождении практики

При прохождении практики студент обязан:

− пройти практику в организации в установленные сроки, соответствующие календарному учебному графику;

− своевременно и полностью выполнить программу практики и план-задание;

− ежедневно отмечать выполнение работ в дневнике практики;

− проявлять высокую организованность, строго выполнять правила внутреннего распорядка, установленного в организации, а также соблюдать трудовую дисциплину; выполнять правила охраны труда и техники безопасности;

− в течение недели после окончания практики предоставить руководителю практики от Академии ИМСИТ отчетные документы по итогам прохождения практики (дневник, отзыв-характеристику, отчет);

− явиться на защиту отчета по практике в сроки, установленные кафедрой (кроме студентов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий).

Студент имеет право:

− самостоятельно осуществлять поиск места практики;

− ходатайствовать о предоставлении места для прохождения практики от Академии ИМСИТ;

- консультироваться по вопросам практики у руководителей практики от Академии ИМСИТ.

Не позднее чем за один день до начала практики студентам вручается направление на практику.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда.

При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики Академия ИМСИТ согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практики могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда.

Продолжительность рабочего времени для студентов при прохождении практики в организациях, учреждениях и на предприятиях составляет не более 40 часов в неделю.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Изучив программу практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и собрав необходимый материал, студент должен обобщить и отразить результаты работы в отчете о практике. Объем и содержание отчета должно соответствовать данной программе.

Отчет по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проверяется и подписывается руководителем практики (от банка, инспекции, организации и др.), после чего им дается отзыв о прохождении студентом практики.

Подписи руководителей от банка (инспекции, организации) на титульном листе отчета и бланке направления на практику должны быть заверены печатью данного учреждения или предприятия.

4.3 Обязанности руководителя практики от предприятия

Ответственность за проведение практики в организации возлагается приказом руководителя организации на одного из руководящих работников или высококвалифицированных работников этой организации, который:

− подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики студентов в цехе, отделе, лаборатории, школе и т.д.;

− совместно с руководителем практики от Академии ИМСИТ организует и контролирует организацию практики студентов в соответствии с программой и утвержденным графиком прохождения практики;

− обеспечивает качественное проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности;

− организует совместно с руководителем практики от Академии чтение лекций, докладов, проведение семинаров и консультаций ведущими специалистами организации по новым направлениям науки, техники и культуры, проводит экскурсию внутри предприятия;

− контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в Академию обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;

− осуществляет учет работы студентов-практикантов;

− организует совместно с руководителем практики от Академии перемещение студентов по рабочим местам;

− отчитывается перед руководством организации за проведение практики;

− дает краткую характеристику работы студента.

4.4 Обязанности руководителя практики от Академии ИМСИТ

При организации практики на руководителя практики от Академии ИМСИТ возлагаются следующие обязанности:

− устанавливает связь с руководителем практики от организации и совместно с ним составляет план-задание прохождения практики;

− разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

− несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

− осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

− оценивает результаты выполнения студентами программы практики;

− оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов;

− представляет интересы студента перед руководством организации – места прохождения практики;

на основании наблюдений за работой практиканта, качества выполнения им индивидуальных заданий, содержания отзыва-характеристики организации и отчета по практике оценивает ее результаты и, не позднее десяти дней по ее окончании, организовывает защиту отчета по практике;

− в течение трех дней после приема зачетов по практике представляет заведующему кафедрой отчет об итогах прохождения студентами практики;

представляет заведующему кафедрой замечания и предложения по совершенствованию практического обучения студентов Академии ИМСИТ.

5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, студент должен приобрести практические умения и навыки работы с документами, характеризующие предприятие (Устав, свидетельства, лицензии, Положения об отделах и инструкции, регламентирующие деятельность предприятия и его работников); изучить структуру управления предприятия (организации), состав и взаимосвязь основных его (ее) структурных подразделений.

Практика выполняется в тесном учебном и социальном общении студентов между собой, с преподавателями, сотрудниками, что обеспечивает формирование их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

− способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

− способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

− способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

− способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

− способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);

− способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).

− способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

− способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

−способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

− способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

− способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

− способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

− способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

− способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).

Прохождение производственной практики заканчивается аттестацией в форме дифференцированного зачета.

6 ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1 Этапы и содержание практики

Таблица 2 − Этапы и содержание практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
Подготовительный этап. 1.1. Ознакомление с целями и задачами практики. 1.2. Составление индивидуального задания. 1.3. Знакомство с руководителем практики от организации. 1.4. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка предприятия (организации). 1.5. Ознакомление с направлениями деятельности предприятия (организации). 1.6. Инструктаж по технике безопасности на предприятии.
Адаптивно-производственный этап. 2.1. Изучение документации, в том числе знакомство с учредительными документами предприятия, Положением о подразделении. 2.2. Беседы с руководством практики от предприятия.
Основной этап практики (работа студентов в соответствии с планом-заданием) 3.1. Наблюдение, сбор информации. 3.2. Изучение нормативно-правовых документов, организационной структуры организации и т.п. 3.3. Анализ полученной информации. 3.4. Систематизация информации. 3.5. Выполнение индивидуального задания.
Заключительный этап. 4.1.Оформление дневника практики. 4.2. Анализ материала. 4.3. Подготовка отчета по практике. 4.4. Получение отзыва о прохождении практики. 4.5.Оформление отчета и предоставление его руководителю.
Дифференцированный зачет (зачет с оценкой) -

6.2 Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета – 1993. – 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ // КонсультантПлюс, – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // КонсультантПлюс, – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // КонсультантПлюс, – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // КонсультантПлюс, – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. От 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013) // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ (ред. От 12.12.2011) // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Основная литература:

1. Косолапова М. В., Свободин В. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 247с. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/52353/.

2. Смелик Р.Г., Левицкая Л.А. Экономика предприятия (организации): [Электронный ресурс]: учебник. – Омск: Омский государственный университет, 2014. – 296 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238085

3. Тришкина Н. А. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]. – Библиотека МУ имени С. Ю. Витте, 2010. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/media/lib/books/ekonomika-organizatsii-predpriyatiya/xbook010/book/index/index.html.

4. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М., ЮНИТИ, 2012. – 350 с.

Дополнительная литература:

1. Ефимова Г.А. Пономарtва Ю.В. Экономика предприятия (организации): Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» [Электронный ресурс]: учебник. – СПбГАУ, 2014, 49 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364310

2. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. – М., Новое знание, 2010. – 668 с.

3. Кукушкин С. Н. Финансово-экономический анализ. Конспект лекций. [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2010. – 183 с. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/lib/books/134/.

4. Наумов В. В. Ценообразование [Электронный ресурс]. – Библиотека МУ имени С.Ю. Витте, 2013. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/media/lib/books/ tsenoobrazovanie/ xbook098/book/index/index.html .

5. Савелов В. П. Хозяйственное право [Электронный ресурс]. – Библиотека МУ имени С.Ю. Витте, 2013. – Режим доступа: https://online.muiv.ru/media/lib/ books/ hozyajstvennoe-pravo/xbook020/book/index/index.html.

6. Экономика промышленного предприятия. / Под ред. Е.Л. Кантори. – М., Март, 2010. – 328 с.

Информационное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

Журнал «Банковское дело» официальный сайт – www.bankdelo.ru

Журнал «Эксперт»: официальный сайт - http://www.expert.ru/

Журнал «Финансы»: официальный сайт – http://www.finansmag.ru/

Еженедельник «Финансовая газета»: официальный сайт - http://www.fingazeta.ru/

Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

Информационный портал делового журнала Банковское обозрение «Ипотека» http://bo.bdc.ru/ipoteka.htm

Портал Городское хозяйство и ЖКХ – http://www.gkh.ru/

Наши рекомендации