Игры двух лиц с нулевой суммой
Игра двух лиц с нулевой суммой в матричной форме занимает центральное место в современной теории игр, так как теория таких игр разработана практически до конца.
Итак, пусть имеется два игрока. В распоряжении первого игрока имеется всего n возможных ходов i=1,2,3,...,n; в распоряжении второго игрока имеется m возможных ходов j=1,2,3,...,m. Эти возможные ходы называются чистыми стратегиями игроков.Оба игрока делают одновременно по одному ходу, после чего партия считается законченной. Если первый игрок делает ход i, а второй ход j, то первый игрок получает выигрыш, равный .Очевидно, что выигрыш второго игрока равен .Эти данные можно записать в виде матрицы ,в которой строки соответствуют ходу первого игрока, а столбцы ходу второго игрока. Эта матрица носит название платёжной матрицы игры.
Смешанные стратегии. Седловая точка в матричных играх всё-таки скорее исключение, чем правило. А что же может гарантировать себе игрок, если седловой точки нет?
Давайте снова рассмотрим игру с платёжной матрицей .Здесь , и между и образуется “дыра” Как можно её заполнить и чем? Представим себя в позиции первого игрока. Он имеет гарантированный выигрыш (скорее, проигрыш), равный (-1). Как он может его повысить?
Конечно, если игра повторяется много раз, то он может изучить своего партнёра, придумывать всякие схемы игры и т.д. и т.п., но вряд ли это даст какие-то гарантии, если число партий невелико. Тут никакие схемы не помогут.В такой ситуации единственный выход выбирать свой ход случайным образом. Например, взять и подбросить монету. Упадёт она кверху орлом делать ход i=1, выпадет решка делать ход i=2. Что же это даст?Выигрыш станет случайной величиной и оценивать его надо по математическому ожиданию. Пусть второй игрок делает ход j=1. Тогда математическое ожидание выигрыша первого игрока будет .Если второй игрок делает ход j=2, то математическое ожидание выигрыша первого игрока равно .Таким образом, выбирая свой ход случайно, первый игрок гарантирует себе (правда, в среднем, а не в каждой партии), выигрыш, равный нулю. А это всё-таки лучше, чем гарантированный выигрыш, равный (-1).Аналогично, второй игрок, бросая монету и выбирая ход в соответствии с её “указанием”, гарантирует себе в среднем проигрыш, равный 0. Это тоже лучше, чем проигрыш, равный 1.Таким образом, оказывается, что случайный выбор хода повышает наши шансы на успех, хотя бы в среднем. И это является одной из основных идей теории игр выбирать свой ход случайно. Подобный случайный выбор хода получил название смешанной стратегии.
Таблица межотраслевого баланса. Основные балансовые соотношения.
Межотраслевой баланс (МОБ, метод «затраты-выпуск») — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Межотраслевой баланс представлен в виде системы линейных уравнений. Межотраслевой баланс (МОБ) представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостный состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли. В Модели МОБ выделяются четыре квадранта. В первом отражается промежуточное потребление и система производственных связей, во втором — структура конечного использования ВВП, в третьем — стоимостная структура ВВП, а в четвёртом - перераспределение национального дохода.
Потребление | ВНП | ||||||
Отрасль | … | n | |||||
Y1 | X1 | ||||||
Y2 | X2 | ||||||
Y3 | X3 | ||||||
… | |||||||
n | Yn | Xn | |||||
V1 | V2 | V3 | Vn | ||||
X1 | X2 | X3 | Xn |