Организационная коммуникация.
Преграды организационных коммуникаций:
1. Искажение сообщений.
2. Повышенное внимание к информации сверху.
3. Сознательное искажение информации.
4. Искажение информации вследствие фильтрации.
5. Информационные перегрузки.
6. Неудовлетворительная структура организации
Совершенствование коммуникаций в организации.
1. Регулирование информационных потоков, т.е. количество информации зависит от цели и принимаемых решений, того или иного руководителя.
2. Управленческие действия по совершенствованию коммуникаций, т.е. руководитель может проводить совещания со своими подчинёнными, назначать определённое время для встречи со своими подчинёнными для обсуждения различных вопросов.
3. Совершенствование систем обратной связи в организациях.
4. Система сбора предложений. Это делается для того, чтобы совершенствовать коммуникации, которые идут от рабочих коллективов -топ- менеджменту предприятия.
5. Могут создаваться группы работников (менеджеров предприятия), которые периодически встречаются для обсуждения проблем предприятия, как в плане непосредственного производства, так и в плане социальной обстановки предприятия.
6. Информационные бюллетени. Например: стенгазеты, видеоматериалы, подробно освещающие жизнь этого предприятия.
Вопрос 23
Принятие решений.
Организационные решения – это выбор, который должен делать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные его должностью
Цель любого организационного решения- это движение к выполнению целей организации, поэтому наиболее эффективное управленческое решение, это такое, которое в конечном счёте реализуется и вносит существенный вклад в достижение целей организации.
Управленческие решения подразделяются на запрограммированные решения и незапрограммированные .
1. Это результат реализации определённой последовательности шагов, аналогичных тем, которые принимаются для решения математического уравнения. Выбор определённой альтернативы должен быть сделан в направлении реализации целей организации. При запрограммированных решениях значительно экономится время, поскольку снова не приходится разрабатывать процедуру реализации управленческого решения, т. е. данный тип решений характерен для повторяющихся ситуаций.
Решения, типичные для функций управления.
1. В области планирования:
А) каковы должны быть цели организации?
Б) какие изменения происходят во внешнем окружении фирмы и как эти изменения могут отразиться в будущем на деятельности организации?
В) Какую стратегию и тактику оптимально выбрать для достижения поставленных целей?
2. В области организации деятельности:
А) Как лучше сконцентрировать работу организации?
Б) Как скоординировать работу основных блоков деятельности организации?
В) Принятие каких решений можно доверить подчинённым и каким именно?
Г) Следует ли изменить структуру организации из за изменений во внешней среде фирмы?
3. В области мотиваций:
А) В чём нуждаются работники фирмы?
Б) В какой мере потребности работников удовлетворяются в ходе деятельности, направленные на достижение целей организации?
В) Что можно сделать, чтобы повысить удовлетворённость работников?
4. В области контроля:
А) Как следует измерять результаты работы?
Б) Как часто нужно оценивать работу сотрудников?
В) На сколько коллектив преуспел в достижении целей организации?
Г) Какие коррективы следует внести , если фирма недостаточно продвинулась к своей цели?
Незапрограммированные решения:
1. Какие решения необходимо принимать в новых ситуациях, в которых существуют неизвестные факторы, т. е. руководитель предприятия с помощью менеджеров должен разработать процедуру принятия такого решения.
Примеры: Совершенствование структуры предприятия, повышение качества продукции и т.д.
Вопрос 24
Рациональное решение.
Оно отличается от решения , основанного на суждениях , тем, что оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта. Оно используется в том случае, если для принятия управленческого решения требуется довольно много времени.
Этапы рационального решения проблемы.
Рациональное решение состоит из определённой последовательности шагов.
1. Диагностика проблемы.
Существует 2 способа диагностики.
А) Если организация запланировала какие то показатели , а они не достигнуты, что обнаружилось в результате контроля ( промежуточные финансовые показатели)
Все подразделения связаны между собой и 1 ошибку трудно найти у любого подразделения.
Б) Этот способ заключается в том, что менеджер поступает как предприниматель, т.е. несмотря на то, что предприятие хорошо работает и выполняются промежуточные показатели, менеджеры могут поставить вопрос о возможности улучшения работы какого либо подразделения , и т.д. совершенствовании технологий, что приведёт к увеличению прибыли предприятия.
При диагностики проблем предприятия прежде всего нужно установить симптомы затруднений работы, имеющуюся вероятность по улучшению работы, т.е. необходимо при диагностике проблемы работы предприятия , подробно проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию, т.е. внутреннюю финансовую отчётность, исследовать рынок своей продукции и т.д.
Для того, чтобы сделать это, необходимо собрать так называемую релевантную информацию( т.е. информацию, относящуюся непременно к данному вопросу)
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
Нужно рассматривать только реалистичные решения.
Бывают, как правило, следующие ограничения в работе организации:
1. недостаточные ресурсы
2. конкуренция
3. недостаточное эффективное управление, связано может быть с нехваткой нужных кадров.
4. сужение полномочий менеджеров.
3. Определение альтернатив.
Своими словами.
4. Оценка альтернатив.
Количество и качество альтернативных идей значительно растёт в том случае, если начальная генерация идей отделена во времени от оценки идей.
Для оценки идей необходимо обладать определёнными стандартами в оценке тех или иных областей знаний, к которым относятся эти идеи, т.е. критерии оценки.
Трудно сравнивать идеи, которые направлены на совершенно различные ,по своему типу, показатели, т.е. идеи , направленные на улучшение качественных показателей.
Гораздо легче сравнивать между собой, чем идеи, которые направлены на улучшение всего комплекса показателей, т.е. если нужно сравнить идеи, направленные на улучшение качества с показателями, например, финансовыми, то может использоваться система баллов, т.е. определённое количество баллов присваивается, например, в зависимости от влияния той или иной идеи на прибыль предприятия.
Ещё один важный момент состоит в том, чтобы, как правило, принятие управленческого решения должно быть в зависимости от анализа от будущей ситуации, многие параметры которой могут быть не известны.
5. Выбор альтернативы.
Реализация решений.
Для того, чтобы руководителю не приходилось убеждать своих подчинённых,…, руководителей других подразделений в том, что этим руководителем было принято оптимальное решение….. принятию управленческого решения других людей организации, которые, например, будут иметь отношение к этому решению. После принятия управленческого решения необходима обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило в организации до и после принятия управленческого решения. Это позволяет руководству предприятия скорректировать управленческое решение, пока организации ещё не нанесено значительного ущерба в том случае, если это решение содержало ошибку.
На принятие управленческого решения также влияет… оценки руководителей, которые, например, содержат субъективное ранжирование важности тех или иных событий, т.е. каждый человек может выстроить свои последовательные шаги в работе организации.
Управленческие решения зависят от системы ценности руководителей.
На принятие управленческих решений влияют культурные различия.
Вопрос 25
Модель- это представление объекта системой или идеей, в некоторой форме, отличной от самой целостности. Главной характеристикой модели-является упрощение реальной жизненной ситуации, в которой эта модель применяется.Поскольку модель менее сложна, то руководитель может более ясно представить проблемы организации в будущем и пути их решения. Модель также позволяет учесть опыт руководителя и суждения экспертов. Необходимость моделирования является следствием сложности многих организационных ситуаций, невозможностью проведения экспериментов в реальной жизни и ориентацией руководства на будущее.
Типы моделей управления
1. Физическая модель. Представляет то , что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. 2Аналоговая модель. Ведёт себя как реальный объект, но не выглядит как этот реальный объект. Например: график какого либо процесса.3. Математическая модель. В ней используются символы для описания свойств объекта или системы.
процесс построение модели.Основные этапы процесса построение модели: 1Постановка задачи2.Построение модели3.Проверка её на достоверность4. Применение модели5. Обновление модели
На этапе построения модели, разработчик должен определить главную цель модели; какие выходные нормативы или информацию следует получить, используя данную модель, а также какая информация требуется для построения модели.
Вопрос 26
Обзор моделей управления.
1. Теория игр. Разработана для того, чтобы оценить действия конкурентов , в том случае если фирма предпринимает какие то шаги по изменению рыночной ситуации. Например: Увеличивает сбыт тех или иных видов товара, меняет ассортиментную политику, разрабатывает новые товары, внедряет новые формы продвижения товаров, и т.д.
7. Модель теории очередей. Модель теории очередей или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. К ситуациям, в которых модели теории очередей могут быть полезны, можно отнести звонки людей в авиакомпанию для резервирования места и получения информации, ожидание в очереди на машинную обработку данных, мастеров по ремонту оборудования, очередь грузовиков под разгрузку на склад, ожидание клиентами банка свободного кассира. Если, например, клиентам приходится слишком долго ждать кассира, они могут решить перенести свои счета в другой банк. Подобным образом, если грузовикам приходится слишком долго дожидаться разгрузки, они не смогут выполнить столько ездок за день, сколько положено. Таким образом, принципиальная проблема заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания .
8. Модель управления запасами. Эта модель создается для того, чтоб оптимизировать хранение, распределения товаров на складе. С одной стороны- объем этой продукции должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить поставки конечных потребителей в нужное время и в достаточных количествах, а также необходимое количество материалов для производства продукции. С другой стороны- необходимо следить за тем, чтобы издержки на хранение товаров, распределение товаров, содержания складских служб не вызывали значительные издержки.
9. Модель линейного программирования. применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Согласно опросу журналом “Форчун” вице-президентов по производству из 500 фирм, модели линейного программирования и управления запасами пользуются в промышленности наибольшей популярностью. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.
Вопрос 27