Анализ информации о деятельности хозяйствующих субъектов

Росфинмониторинг получает сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных сделках, затем информационно-технологическая система Росфинмониторинга проверяет корректность составления сообщения. Некорректно составленные сообщения возвращаются назад. Сообщающие организации получают уведомление с информацией об обнаруженных недостатках, после чего они обязаны вновь представить сообщение в течение 24 часов. Если сообщение не имеет недостатков, сообщающая организация получает уведомление о приеме сообщения в Росфинмониторинге.

На втором этапе полученные сообщения анализируются программным обеспечением Росфинмониторинга. С использованием алгоритмов сообщения группируются на основе различных критериев, таких как подозреваемое лицо, характер операции и региональные риски.

Далее сообщения анализируются для дальнейшего расследования. В ходе анализа сообщений Росфинмониторинг может проверять получаемую информацию, направляя запрос в другой федеральный или региональный орган исполнительной власти.

Росфинмониторинг имеет право запрашивать дополнительную информацию у сообщающей организации, чтобы проверить точность уже полученной информации и выявить другие операции или деятельность, связанную с отмыванием денег и финансированием терроризма. Росфинмониторинг направляет письменные запросы сообщающим организациям и запрашивает дополнительную информацию по операции или запрашивает должным образом нотариально заверенные копии конкретных документов. Сообщающие организации обязаны ответить Росфинмониторингу в течение пяти рабочих дней после получения запроса, но Росфинмониторинг может изменить этот предельный срок при необходимости.

По результатам анализа Росфинмониторинг принимает решение о направлении/ненаправлении соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией. Все сообщения, полученные Росфинмониторингом, хранятся в базе данных Росфинмониторинга и используютс Общее количество сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, накопленных в Федеральной базе данных Росфинмониторинга, превысило 7 млн.

7. Законодательное закрепление стандартов обязательной проверки организаций.

Важную роль в обеспечении функционирования системы ПОД/ФТ играет институт государственного регулирования.

Органом банковского регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Следует отметить, что Банк России осуществляет не только регулирующие, но и надзорные функции. Банк России (ЦБ России) независим от других государственных органов и подотчетен только Государственной Думе Российской Федерации. Председатель Банка России назначается или освобождается от должности президентом с согласия Государственной Думы. Регулирующие и надзорные полномочия Банка России определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Главными целями банковского регулирования являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Деятельность Банка России организована на уровне центрального аппарата и территориальных учреждений. Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Помимо Центрального банка Российской Федерации, функции по нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование и выработка государственной политики в сфере страховой деятельности, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, организации и проведения лотерей, азартных игр находятся также в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации, обеспечивающим осуществление функций министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию страховой деятельности, организации и проведения лотерей, азартных игр, является

В ведении Министерства финансов Российской Федерации находится также Российская государственная пробирная палата, которая осуществляет федеральный пробирный надзор, в том числе государственный контроль за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль в рамках своей компетенции за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

8. Финансовые учреждения в системе ПОД/ФТ.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга в РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень таких организаций установлен статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с определением ФАТФ под финансовым учреждением понимается любое лицо или учреждение, которое в качестве предприятия осуществляет от имени или в интересах клиента хотя бы один из следующих видов деятельности:

• принятие депозитов или иных средств от населения (включая услуги частных банков);

• кредитование;

• финансовый лизинг;

• перевод денег или ценностей;

• выпуск и управление средствами платежа;

• финансовые гарантии и обязательства;

• операции с инструментами денежного рынка, иностранной валю­той, инструментами, привязанными к обменному курсу, процент­ным ставкам и векселям, товарными фьючерсами, переводными ценными бумагами, товарными фьючерсами;

• участие в эмиссиях ценных бумаг;

• управление индивидуальными и коллективными инвестицион­ными портфелями;

• хранение и распоряжение наличными денежными средствами или ликвидными ценными бумагами;

• иное инвестирование, административное сопровождение или управление активами или денежными средствами от имени других лиц;

• страхование;

• обмен денег и валюты.

В соответствии с отчетом взаимной оценки ФАТФ в отношении России, опубликованным в июне 2008 года, все 13 видов финансовой деятельности, к которым применимы Рекомендации ФАТФ, учте­ны в Федеральном законе № 115-ФЗ.

9. Ответственность юридических лиц ответственных за нарушения требований ПОД/ФТ

С целью повышения эффективности системы ПОД/ФТ в октябре 2002 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях была введена ст. 15.27 «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанная статья предусматривала наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с новой редакцией ст. 15.27 КоАП РФ «Неисполнение требо-ваний законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которая вступила в силу 24 января 2011 года, установлены следующие меры административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ:

· нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

· неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев непредставления в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;

· неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о ПОД/ФТ, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Наши рекомендации