Понятие и сущность эффективности менеджмента

Осуществление и совершенствование управления организа­цией вызывают необходимость определения эффективности дан­ной деятельности, использования при этом специфических изме­рителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие "эф­фективность менеджмента". Актуальность данной проблемы объ­ясняется многими факторами, к числу которых следует отнести:

- рост удельного веса и значимости управленческого тру­да в совокупном результате производственной (коммерческой деятельности);

- рост численности административно-управленческих ра­ботников;

- возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.

Эффективность менеджментакак социально-экономи­ческая категория - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качест­венную и количественную стороны данного процесса.

Очень часто понятие "эффективность" отождествляется с понятием "результативность", что в корне неверно. Результатив-

ность - способность добиваться результата. Эффективность - бо­лее емкое, многоаспектное понятие.

Эффективность менеджмента выступает также как некая условность, символ, результат функционирования системы ме­неджмента, к которому необходимо стремиться.

Отправным моментом исследования и проблемы эффек­тивности менеджмента является эффективность общественного производства. Социально-экономическая природа управленче­ской деятельности обусловливает правомерность трактовки эф­фективности менеджмента как формы проявления эффективно­сти общественного производства. Отсюда вытекает единая сущ­ность эффективности производства (коммерции) и менеджмен­та, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям.

При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель - результат - эффективность, т. е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективно­сти - с позиций самого процесса. Сюда следует относить ис­пользование ресурсов производства (коммерции) и менеджмен­та, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т. е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) - результат -эффективность.

Таким образом, между эффективностью производства (коммерции) и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Эффективность производства (ком­мерции) служит и критерием эффективности менеджмента, а по­вышение эффективности менеджмента - один из решающих фак­торов и резервов роста эффективности производства (коммер­ции). Следовательно, более эффективный менеджмент, при про­чих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эф­фективности производства (коммерции).

Важнейшая задача состоит в том, чтобы результаты произ­водства (коммерции) росли быстрее, чем затраты на них, чтобы,

используя сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться большего. Решению этой задачи должны быть подчинены плани­рование, научно-техническая и структурная политика. На эффек­тивность должны работать и методы хозяйствования, политика в области менеджмента.

Эффективность менеджмента выступает категорией теории менеджмента, взаимосвязанной со всеми другими его категория­ми. Исходя из этого отношения эффективности пронизывают все стороны менеджмента.

Эффективность менеджмента - сложная, многогранная ка­тегория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимо­связь этих понятий, их методологическое единство, можно ут­верждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии "эффективность менеджмента", его комплексном ха­рактере.

Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл. 5.1). Критерий - это важнейший отличительный признак, характеризующий качест­венные стороны явления, его сущность. Он выступает выражени­ем цели многогранного процесса менеджмента. При этом в прак­тической деятельности используется не сам критерий, а постро­енная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматривае­мого процесса. Показатель выражает количественную характери­стику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике. Основное требование, предъявляемое к системе показателей эф­фективности, состоит в том, что каждый из них должен работать на критерий, выражать вклад оцениваемого им элемента в дина­мику критерия эффективности менеджмента. Критерий и показа­тель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор систе­мы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.




Таблица 5.1

Наши рекомендации